Пятница, 22.11.2024, 17:22
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Душеполезное чтение

Можно ли верить снам


Архиепископ Иоанн (Шаховской)

СЛУЧАИ ВЕЩИХ СНОВ
Под именем вещих снов в тесном смысле разумеются сны с предвещанием или предсказанием будущего, а в широком смысле — все необыкновенные правдивые или имеющие смысл и значение сны в отличие от обыкновенных, как пустой игры воображения. Так, нередко случается во сне находить разрешение научных, философских и др. задач, не разрешенных днем, вспоминать о событиях и лицах, давно забытых, получать сведения о вещах затерянных; еще поразительнее, хотя и реже, сны с предсказанием, прямым или символическим (под покровом образов), будущего, каковы: грозящая спящему или знакомым ему лицам опасность, болезнь, смерть, а также (очень редко) особенно поразительные сны с живым изображением отдаленного будущего всей судьбы человека в подробностях.


ВЕЩИЙ СОН ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

14 декабря 1895 года исполнилось 40-летие служения в священническом сане отца Иоанна. В этот день, после поздней литур-гии, высокочтимый юбиляр в своем слове, обращенном к предстоящим в Кронштадтском Андреевском соборе, между прочим, рассказал о своем вещем сне, виденном за 15 лет до назначения в Кронштадт, куда он был определен в 1855 году. «Велико было мое удивление, — сказал отец Иоанн, — когда я увидел сияющую внутренность обнов-ленного к тому времени храма, давно уже мне знакомую по сновидению в отрочестве. Да, лет пятнадцать перед тем я видел дивный сон, в котором мне показана была эта самая внутренность храма, с этими вновь сделанными иконостасами. Этот сон запечатлелся в душе моей навсегда, оставив во мне радость неземную. Это было мне знамение от Бога, что я буду священствовать в этом храме, ибо тогда уже я видел себя входящим и исходящим из северных и южных врат, — так, как бы я был свой человек».


СОН РЫЛЕЕВОЙ

В январской книжке «Исторического Вестника» за 1895 г. в небольшой статье под заглавием: «Сон Рылеевой», рассказывается о том, как мать казненного декабриста Кондратия Рылеева заранее предвидела печальную судьбу своего сына на основании одного вещего, знаменательного сна. Вот что она сама рассказывала (как сообщает о том г-жа Савина — автор статьи, напечатанной в «Историческом Вестнике») в кругу своих знакомых об этом знаменательном сне.

* * *
«Коне было всего три года, когда он, дорогой, любимый мой мальчик опасно, безнадежно занемог. Вероятно, то был круп или дифтерит, — доктора не объяснили мне; они, созванные на консилиум, только кача-ли головой, сознавая всю невозможность выздоровления ребенка. «Он не проживет и до утра», — сказали они няне, плакавшей о Коничке. Мне, видя мое полное отчаяние, они не решались говорить об этом, но разве я не замечала сама всей опасности положения бедняжки. Он, задыхаясь, метался по постельке, сжимая тоненькие исхудавшие бледные ручки, уже не узнавая меня, своей матери.

«Радость, счастье, сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня?! Уйдешь!.. Нет, это невозможно, немыслимо!.. Разве могу я пережить тебя! — шептала я, обливая слезами эти дорогие мне ручки. — Разве нет спасения!.. Есть оно, есть... Спасение — одно милосердие Божие... Спаситель, Царица Небесная возвратят мне моего мальчика, возвратят, и снова он, здоровенький, весело улыбнется мне!.. А если нет?.. О, Боже, поддержи меня несчастную!..»

И в страшном отчаянии своем упала я пред ликами Спасителя и Богородицы, освещенными мерцающим светом лампады, и жарко, горячо молилась о выздоровлении моего крошки. Молилась так, как никогда потом не могла пламенно сосредоточиться на молитве. Тогда я всю душу свою вложила в слова незаученного обращения к Господу.

Не знаю, сколько времени длился молитвенный экстаз мой... Помню только, что всем существом моим овладела какая-то непонятная, светлая радость, какое-то тихое чувство покоя... Меня точно что-то убаюкивало, навевая сон. Веки мои отяжелели. Я едва поднялась с колен и, сев у кровати больного, облокотись на нее, тотчас же за-былась легким сном. До сих пор не могу отдать себе отчета, был ли то сон или я действительно услыхала... О, как ясно услышала я чей-то незнакомый, но такой сладкозвучный голос, говорящий мне:

– Опомнись, не моли Господа о выздоровлении... Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка... Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий... Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..

– Да... да... буду... буду... все... все... отдам... приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!.. — говорила я, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышатся голос, тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать.

– Ну, так следуй за мной...

И я, повинуясь чудному голосу, шла, сама не зная куда. Пред собой видела я только длинный ряд комнат. Первая из них по всей обстановке своей была та же самая, где теперь лежал мой умирающий ребенок.

Но он уже не умирал... Не слышно было более свиста или как бы предсмертного хрипа, выходившего из горлышка. Нет, он тихо, сладко спал, с легким румянцем на щеках, улыбаясь во сне... Крошка мой был совсем здоров! Я хотела подойти к кроватке его, но голос звал уж меня в другую комнату. Там крепкий, сильный, резвый мальчик; он на-чинал уже учиться, кругом на столе лежали книжки, тетради.

Далее, постепенно, видела я его юношей, затем взрослым... на службе...

Но вот уж предпоследняя комната. В ней сидело много совсем мне не знакомых лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорит им о чем-то. Но тут снова слышу я голос, и в звуках как бы более грозные, резкие ноты:

— Смотри, одумайся, безумная!.. Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, будет уже поздно!.. Лучше покорись, не проси жизни ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему житейского зла...

Но я с криком: «Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» задыхаясь, спешила к занавесу. Тогда он медленно приподнялся — и я увидела виселицу!..

Я громко вскрикнула и очнулась. Первым движением моим было наклониться к ребенку и, как выразить удивление мое... он спокойно, сладко спал, ровное, тихое дыхание сменило болезненный свист в горле; щечки порозовели, и вскоре, просыпаясь, он протянул ко мне ручки, зовя маму. Я стояла как очарованная и ничего не могла понять и сообразить... Что это такое?.. Все тот же ли сои или радостная действительность?.. Но ведь все точно как было во сне там, в первой комнате!..

Все еще не доверяя глазам своим, я кликнула няню и вместе с нею убедилась в чуде исцеления приговоренного к смерти младенца. Няня передала мне решение докторов о невозможности его выздоровления. И надо было видеть изумление одного из этих эскулапов, приехавшего на другой день осведомиться о часе кончины мальчика, когда няня вместо трупа показала ему спокойно сидящего на постельке Коню, здорового и веселого.

— Да ведь это ж чудо, чудо!.. — твердил он.

Время шло, а сон мой исполнялся с буквальною точностью во всех, даже самых мелких подробностях... и юность его и, наконец, те тайные сборища.

Более не могу продолжать!.. Вы поймете... эта смерть... виселица... О, Боже!..»

Трудно с достоверностью решить вопрос о том, дожила ли злополучная мать до окончательного исполнения своего знаменательного сна, как предполагает г-жа Савина, или же не дождалась она завершения трагической судьбы своего сына и скончалась за год — два ранее его казни, как явствует это из заметки господина Можаева, напечатанной в февральской книжке «Исторического Вестника» по поводу «Сна Рылеевой». Но, при том или ином решении этого вопроса, достоверность и нравственное значение самого рассказа остаются в одинаковой силе.


РАССКАЗЫ О ЯВНОМ ОТКРОВЕНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ ЧРЕЗ СНОВИДЕНИЯ

В заключение приведем рассказы об явном откровении воли Божией чрез сновидения. Преподобный Пахомий видел сон, будто роса сошла с неба в его правую руку и сделалась как мед, и в то же время слышал голос, что это означает благодать, которая будет ниспослана на него (Чет.-Мин. 15 мая). И, действительно, благодать Божия так обильно излилась на него, что он и чудеса творил, и назван церковью Великим.

* * *
Св.Царь Константин Великий пред войною с Максентием видел наяву знамение креста на небе, слившийся из света, и с надписью «Сим побеждай!», а потом в сле­дующую ночь увидел во сне Самого Спаси­теля, Который явился ему с тем же знаме­нием креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И действительно, импе­ратор Константин, соорудив знамя, укра­шенное крестом, окончательно поразил своего врага — Максентия.

* * *
Прп.Марфа, когда еще жила в миру, ви­дела во сне св.Иоанна Предтечу, который предсказал ей, что от нее родится сын Симеон, что он будет великий и святой чело­век. И от нее действительно родился св.Си­меон, известный под именем Дивногорца (Четьи Минеи 24 мая).

* * *
У благочестивых жителей города Едесса, Симеона и Марии, была только одна дочь, а им хотелось иметь и сына; вот, они начали молиться о том Богу, и в одну ночь оба ви­дят во сне, будто они в какой-то церкви, будто сюда же являются св.ап.Павел и св.великомученик Феодор Тирон; св.Феодор будто говорит апостолу: «Вот они просят себе сына, будь их ходатаем». Апостол после того будто бы положил им на рука младенца мужского пола, а св.великомученику Фео­дор сказал: «Пусть будет имя ему Феодор». И это сбылось: от них родился сын Феодор, который впоследствии был св.епископ Едесский (Четьи Минеи 9 июля).

* * *
Одной благочестивой девице, жившей в городе Казани, явилась во сне Царица Небес­ная и сказала: «В таком-то месте, в земле, за­рыта Моя икона, объяви об этом: пусть отро­ют ее и вынут». Она рассказала, и ей не пове­рили. Но тот же сон повторился еще, и когда та девица стала рыть в указанном месте зем­лю, то, действительно, нашла там икону Божией Матери. Эта икона известна у нас под именем Казанской (Четьи Миней. 8 июля).

* * *
Преподобный Даниил видел раз во сне высокий столп, на котором будто бы стоял и спасался св.Симеон Столпник с двумя Ан­гелами; Ангелы будто бы звали его к себе, и когда Даниил сказал, что он не может туда подняться. Ангелы сами будто бы подняли его на столп, а св.Симеон принял его и об­нял. Так и случилось: впоследствии Даниил, подобно Симеону, тоже стал спасаться на столпе (Четьи Минеи 11 декабря).

* * *
Однажды, по сообщению самого бла­женного Августина, мать его, святая Мони­ка, видела во сне, что она стоит на длинной и узкой черте и погружена в глубокую скорбь; вдруг ей явился Ангел и с участием спросил, о чем она плачет. «Я плачу о поги­бели души сына», отвечала она. «Успокой­ся, — сказал ей Ангел, — где ты стоишь, тут и увидишь его» (то есть он впоследствии бу­дет разделять с тобою одни и те же христи­анские верования).

* * *
Святой Евагрий сам сообщает об одном бывшем ему сне во время сильного искуше­ния, переживавшегося им (чувственная склонность к жене одного знатного граж­данина в Константинополе). «Бог сжалился, — рассказывает он, — надо мною и послал мне сон. Я видел себя в глубоком и темном подземелье, и мне явился Ангел и сказал: «Здесь ты погибнешь, если сейчас же не убежишь. Поклянись мне Св.Евангелием завт­ра оставить город, и я помогу тебе бежать!» Я поклялся и проснулся, но по пробужде­нии в моих ушах стояли еще слова «здесь ты погибнешь». Святой Евагрий бежал в Иеру­салим и победил свою склонность.


ОСНОВАНИЕ СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ОБИТЕЛИ

В XVII веке земли, где стоит Свято-Ека­терининский монастырь и где ныне раскинулся подмосковный город Видное, зелене­ли девственными рощами и глухими лесами. Это были места любимой царской забавы — охоты.

24 ноября по старому стилю (7 декабря по новому) 1658 года царь с многочисленной свитой охотился в своей заповедной Ермо­линской роще. В этот день он не возвратил­ся, как предполагалось, в Москву, а остался на ночлег в лесу. Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показа­лось ему, что шатер его осветился необык­новенным сиянием, и пред ним предстала дева ангельской красоты, облеченная в бе­лую как снег одежду. Боголюбивый царь уз­нал в ней святую великомученицу Екатери­ну. Она поведала, что в эту ночь Еосподь даровал ему дочь. Алексей Михайлович, про­будившись, объявил своей свите о чудном видении. Было решено немедленно сни­маться с места. На пути в Москву у села Ко­ломенского царя встретил гонец, посланный сообщить ему, что царица родила дочь и что обе они находятся в добром здравии. В радо­сти и трепете от того, что видение оказалось истинно пророческим, Алексей Михайлович дал обет основать на месте чуда монастырь, а новорожденную назвать Екатериной.

Так сама святая выбрала место для своей русской обители.


СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ФИЛАРЕТА

Г.Листовский в № 10 «Русского Архива» 1885 г. в статье «Рассказы из недавней ста­рины» приводит следующий интересный факт из жизни московского митрополита Филарета.

«Против одного священника, — говорит Г.Листовский, — было много обвинений. Журнал консистории о запрещении ему слу­жить был подан Филарету на утверждение. Это было на Страстной неделе. Филарет проживал тогда в Чудове монастыре. Он взял уже перо, чтоб подписать журнал, но почувствовал какую-то тяжесть в руке, как будто бы перо ослушалось его. Он отложил подпи­сание журнала до следующего дня. Ночью видит он сон: перед окнами толпа народа разного звания и возраста о чем-то громко толкует и обращается к нему. Митрополит подходит к окну и спрашивает, чего им надо. «Оставь нам священника, не отстраняй его!» — просит толпа. Впечатление этого сновидения было столь сильно, что митро­полит не мог отделаться от него по пробуж­дении и велел позвать к себе осужденного священника. «Какие ты имеешь за собой добрые дела, открой мне», обращается он к нему. «Никаких, владыко, — отвечал священник, — достоин наказания». Но владыка с настойчивостью убеждает его подумать. «Поминаешь ли ты усопших?» спрашивает Филарет. — «Как же, владыко; да у меня та­кое правило: кто подаст раз записочку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю по ней частицы, так что и прихожане ропщут, что у меня проскомидия дольше литургии, а я уж иначе не могу». Филарет ограничился переводом этого священника на другой при­ход, объяснив ему, кто был за него ходатаем. Это так тронуло священника, что он прило­жил старанье к исправлению своему и отли­чался потом примерною жизнью».

Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (29.01.2012)
Просмотров: 1022 | Теги: Можно ли верить снам
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа