Православная Церковь, напутствуя каждого своего члена в загробный мир исповедью, святым причащением и елеосвящением, сверх того заботится и о том, чтобы самые последние минуты жизни были по возможности легки для него. С этой целью и установлено в последние моменты жизни каждого христианина возносить ко Всевышнему особое моление – "Канон молебный на исход души". Он читается "от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати" и иначе называется отходной.
В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела хранителя, данного ей в крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при виде их душа мятется и трепещет.
Располагая умирающего к упованию на милосердие Божие и спасение, священник дает целовать ему крест и полагает это орудие смерти Спасителя или иной образ перед глазами отходящего, затем от лица Церкви молит Господа ради Его спасительных страстей избавить душу умирающего от вечной смерти, разрешить ее от грехов и облегчить переход в жизнь бесконечную.
Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона.
В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела хранителя, данного ей в крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при виде их душа мятется и трепещет.
Кáплям подóбно дождéвным, злúи и мáлии днúе моú, лéтним обхождéнием оскудевáюще, помáлу исчезáют ужé, Владычице, спасú мя. (Подобно каплям дождевым, злые и малые дни мои, оскудевая понемногу с течением лет, уже исчезают. Владычице, спаси меня.)
Се врéмя пόмощи, се врéмя Твоегó заступлéния, се, Владычице, врéмя, о немже день и нощь припáдах тéпле и моляхся Тебé. (Время помощи Твоей пришло, Владычице, время Твоего заступничества, время, о котором я припадал к Тебе в теплых молитвах день и ночь.)
Устнé моú молчáт, и язык не глагóлет, но сéрдце вещáет: огнь бо сокрушéния сиé снедáя внутрь возгарáется, и глáсы неизглагóланными Тебé, Дéво, призывáет. (Уста мои молчат, и не молвит язык, но в сердце разгорается огонь сокрушения и снедает его, и оно призывает Тебя, Дево, гласом неизреченным.)
Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон, называемый «Последование при исходе души от тела, внегда человек долго страждет».
Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у всей Церкви земной и Небесной.
Приидúте соберúтеся вси, úже благочéстно в житиú пожúвшии, и восплáчите о душú отчуждéнней слáвы Бóжия, и рабóтавшей стýдным дéмоном всяким тщáнием. (Придите, соберитесь все, проводившие жизнь в благочестии, и восплачьте о душе, которая отчуждена славы Божией и со всяким тщанием работала бесчестным демонам.)
Дóбрии моú дрýзи и знáемии, почтó не плáчете; почтó не рыдáете, úже иногдá любúмаго дрýга и брáта, ныне же стрáнна Бóга и всех вас. (Добрые мои друзья и знакомые, что не плачете, что не рыдаете о вашем когда-то любимом друге и брате, а ныне устраненном от Бога и от всех вас!)
Помúлуйте мя Ангели всесвятúи Бóга Вседержúтеля, и избáвите мытáрств всех лукáвых: не úмам бо дéла блáга, возмéрити мéрилу злых моúх деяний. (Всесвятые Ангелы Бога Вседержителя! Помилуйте меня и избавьте от всех лукавых мытарств, ибо не имею добрых дел, могущих покрыть меру злых деяний моих.)
Приклонú ýхо Твоé ко мне, Бóга моегó Мáти, от высоты слáвы мнóгия Твоея Благáя, услыши стенáние послéднее, и рýку подáждь ми. (Благая Матерь Бога моего, приклони ко мне ухо Твое, услышь с высоты многой Твоей славы последнее стенание и простри мне руку (помощи).)
Канон завершается двумя священническими молитвами: первая о душе судимой, вторая - о долго страждущем пред смертью.
Оба канона на исход души в случае отсутствия батюшки могут быть прочитаны у одра умирающего и мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.
По исходе души от тела кто-нибудь из родственников (или священник, если он присутствует при этом) читает канон, называемый "Последование по исходе души от тела", с припевом к тропарям "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего".
Отвéрз устá моя, Спáсе, слóво ми подáждь молúтися, Милосéрде, о ныне престáвленном, да покóиши дýшу егó, Владыко.
Идéже лúцы святых, тáмо вчинú, Владыко, послужúвшаго Тебé всем сéрдцем и воздвúгшаго úго Твоé на рáмо своé (на свои плечи), яко Едúн Владыка животá и смéрти.
Никтóже без грехá есть, тóкмо Ты Едúн, Владыко: сегó рáди престáвленному и грехú остáви, и в рай тогó вселú.
Канон завершается молитвой "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставлынагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единúцу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.", которую можно читать отдельно от канона.