Святая Церковь с самых первых времен своего существования прилагает особое старание об останках умерших братий по вере. Ближайшее основание христианского обряда погребения усопших заключается в воззрениях Церкви на тело как на освященный благодатью таинств храм души, на настоящую жизнь как на время приготовления к жизни будущей и на смерть как на сон, по пробуждении от которого настает жизнь вечная. По слову святого апостола Павла, «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).
По разлучении души с телом тотчас же тело почившего омывают водой как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности. Основанием благочестивого обычая омывать тела умерших служит для христиан пример Спасителя, пречистое тело Которого по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских. Одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян. 9, 36 – 37).
Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. При омовении следует читать Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" или просто: «Господи, помилуй». Омывать нужно все тело водой с мылом, используя мягкую тряпочку или губку. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.
По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего, так как каждый должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. На умершего мирянина кроме обычных одежд возлагается саван или погребальное покрывало, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения, знаменующий, по словам Симеона Солунского, что «усопший верен, свят и находится под покровом Христовым». На умершем непременно должен быть нательный крест.
Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе, а затем полагается во гроб, который предварительно окропляется святой водой в ознаменование того, что это домовище, в котором тело усопшего будет покоиться до второго пришествия Спасителя, что оно освящено благодатию Христовой и служит достойным вместилищем того, кто веровал в Господа и любил Его всем сердцем. Во гробе умерший полагается лицом горé, устремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами, сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на персях крестообразно, во свидетельство о Христе, распятом на Кресте, воскресшем и вознесшемся на небеса и желающем воскресить и умершего. Умерший, как верный раб, ожидает Грядущего с небес судить живых и мертвых.
Гроб обычно ставят посреди комнаты перед иконами. Так как в Православной Церкви принято в храме и в могиле полагать усопших лицом к востоку, то и при положении их в домах следовало бы соблюдать то же правило или полагать по крайней мере лицом к иконам. Однако, как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.
Под голову кладут подушечку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресенье и в день Святой Троицы).
Чело умершего украшается венчиком с изображением Господа Иисуса Христа и предстоящих Ему Богоматери и святого Иоанна Предтечи; на венчике помещен текст Трисвятого. Этим показывается, что христианин, лежащий во гробе, с честью оставил поле брани с плотию, миром и диаволом и потому надеется за свои подвиги получить венец от Триединого Бога по милосердию Спасителя и ходатайству Божией Матери и Крестителя Господня.
Все тело покрывается священным покровом с изображением Распятия во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону или крест в знак веры во Христа. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего от темного этого жития в страну света и блаженства, где сияет вечное Солнце Правды – Христос Бог наш, где праведники просветятся как солнце в Царствии Отца их.
Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты ни в коем случае нельзя: подобные обычаи суть пережитки язычества. Вообще, в деле погребения православного христианина следует руководствоваться не советами мирян, чаще всего основанными на предрассудках и суевериях, а церковными правилами, о которых можно расспросить священнослужителей.
По существующим российским нормам, невозможно получить свидетельство о смерти, не отдав тело покойного для вскрытия. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить надлежащим образом тело усопшего к погребению уже после его выдачи из морга.