Пятница, 26.04.2024, 16:46
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Труд
*Гнев
*Чудный черноризец
*Небрежение
*На пути ко спасению
*Где можно спастись?


ТРУД
21 августа

У одного великого старца был ученик, который жил по сосед­ству с ним в особой комнате.
 
Однажды старец увидел бесов, которые, собравшись у келлии его ученика, вопияли:
— Горе нам от этих монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит, и никогда не видим его праздным.
Слыша эти сетования бесов, старец подумал:
— Эти бесы оттого боятся ко мне приступить, что во мне благодать Святого Духа. Но что их гонит от ученика моего? И что значат их слова: «разоряет и строит»?
Вечером старец пришел к ученику и спросил:
— Как живешь?
Ученик отвечал:
— Хорошо, отче.
 
— А не впадал ли ты в уныние, сын мой?
 
— Нет, отче.
А затем, указывая рукою на лежащие около него камни, ученик сказал:
— Из этого камня я строю стены, а потом снова разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния.
Тут великий старец и понял, что бесы потому не могли при­близиться к его ученику, что никогда не видали его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению его труда.
 
Когда у старца бывали посетители, то спрашивали его:
— Зачем ты не запретишь твоему ученику заниматься бес­цельным и бесполезным трудом?
Старец отвечал на это:
— Пока нет другого труда, пусть трудится над постройкой стены и разрушением ее. Польза есть и от такого труда, потому что трудящийся не бывает празден, а это и важно для человека, потому что демоны ищут праздноживущих, а от трудящихся бегут. Вот пример сего: когда котел с пищею кипит, поджи­гаемый снизу, тогда ни муха, ни другое какое-либо насекомое не смеют прикоснуться к нему; когда же остынет, то и мухи, и все насекомые беспрепятственно садятся на него и загрязняют содержимое. 
 
 
ГНЕВ
29 августа

Святой Григорий в слове о гневе говорит: «Не дайте, братие, места гневу в себе, потому что муж гневливый благодати Божией не получит, ибо с высоты добродетели терпения он впадает в ров пагубной ярости. Какой из зверей настолько лют и неукротим, как муж гневливый и не удерживающийся от ярости? Что может быть хуже человека в гневе? Гнев приводит его в неистовство, делает безобразным и злым, и Дух Божий удаляется от такого.
 
Что делает человек гневливый? Сам собою не владеет, не помнит себя, от ярости делается подобным пьяному, не хочет шать даже делавших ему добро; ко всем привязывается, всех оскорбляет, хулит начальствующих. Всем противится, без ума многословит, клянет, бьет, ни перед кем не хочет покориться и не принимает слов от тех, которые его уговаривают; и его ярость подобна яду, который носят в себе гады ползающие. Возбесившись от гнева, он, как пес, на всех лает, как скорпион, жалит и, как змея, пожирает.
 
Бегайте, братие, такого зла: ибо гневливый бесчестит свой сан, позорит свои седины, его жертва Богу неприятна, и перед Ним оправдаться он не может».
 
Вот почему бесы весьма уважают гнев, как верное орудие погубления людей.
 
Одному благочестивому иноку было видение: будто привели его Ангелы Божий к дверям преисподней и оставили там. Вот слышит инок за дверьми разговор бесов. Старший бес говорит:
— Ну, злые, выходите скорее на работу! Да смотрите мне, чтобы нынче побольше привели сюда душ человеческих. Вот, берите каждый себе оружие.
Тут бесы подняли страшную возню, шум и ругань, каждый кричал и требовал себе свое любимое оружие.
 
Тогда старший диавол зарычал, как сто кровожадных львов, и всех заставил смолкнуть. Потом говорит:
— Подходите, смрадные, по одиночке и говорите, кому какое оружие нужно.
Подходит первый бес к старшому, тот спрашивает:
— Тебе какое оружие?
 
— Гнев! — завизжал бес.
Подходит другой:
— Тебе какое? — спрашивает старшой.
 
— Гнев! — прогугнивил второй бес.
Так подходило много бесов, и все требовали себе для погубления людей гнев.
 
Когда все это оружие было роздано, тогда старшой стал раздавать прочим бесам другие пороки: кому пьянство, кому блуд, кому зависть, кому злоязычие, кому сластолюбие и прочие пороки. Но все они подняли ропот и говорили:
— Почему нам не дал гнев — это самое верное и острое оружие? При помощи гнева мы можем кого угодно, даже святого человека погубить; при помощи гнева можно человека обратить и в пьяницу, и в блудника, и в завистника, и в убийцу, и в богохульника.
Тут инок пришел к себе, и видение кончилось. Монах после этого понял, какое страшное зло для человека — гневливость. И стал он бояться и избегать гнева пуще всего.


 
ЧУДНЫЙ ЧЕРНОРИЗЕЦ
31 августа

В Иерусалиме жил человек богатый и славный, именем Созомон.
 
Идя однажды по городу, он встретил убогого нищего в худом рубище. Нищий был очень слаб; он умоляюще взглянул на Созомона. Последний сжалился, подошел к нищему и сказал:
— Отдай мне твое рубище и возьми вместо него мою одежду.
Нищий снял свое рубище, обменял его на одежду Созомона и хотел было уходить, но Созомон, не заметив на лице нищего никакой радости по случаю получения одежды, остановил его и спросил:
— Доволен ли ты, что получил от меня одежду? Нищий отвечал:
 
— Доволен.
 
— Почему же ты печален?
 
— Мне жаль мое рубище, с которым я неразлучно прожил много лет.
Тогда Созомон отдал нищему и его рубище и в одной сорочке вернулся домой.
 
Спустя немного времени после этого Созомон был у себя на жатве. Утрудившись, он задремал. И видит себя в каком-то чудном доме, исполненном света и благоухания. Около дома были сады, состоящие из прекрасных тенистых растений и цветов. В садах было много разнообразных по красоте и породе птиц, оглашавших воздух сладким пением, которое было настолько громко, что, казалось, его можно было слышать от земли до неба. Легкий ветерок колебал в садах прекрасные деревья и овевал какою-то усладительною свежестью...
 
Когда Созомон созерцал все это и чувствовал себя в блаженном состоянии, к нему подошел некто, который сказал:
— Следуй за мною.
Созомон пошел за незнакомцем. Скоро они пришли к столпу, покрытому золотом. Здесь были двери, которые вели к другим прекрасным палатам, украшенным драгоценными камнями. Из этих палат вышли четыре Ангела, блиставшие как солнце, и каждый из них держал по ковчегу. Ангелы подошли к Созомону и поставили перед ним принесенные ковчеги. Вслед за этим из прекрасных палат вышел восхитительной красоты муж и властно сказал Ангелам:
— Покажите человеку сему, что принесла ему одежда, которую он отдал нищему.
Ангелы открыли один из золотых ковчегов и, вынув из них драгоценные одежды, разложили их перед Созомоном и сказали:
— Господин Созомон! Нравятся ли тебе эти одежды?
Созомон отвечат:
— Я недостоин взглянуть на тень их...
Затем показали ему еще множество дорогих и разнообраз­нейших одежд, числом до тысячи. И опять сказали ему Ангелы:
— Дающий нищему сторицею приимет и живот вечный наследует.
Потом сказал ему и Повелевавший Ангелами:
— Вот сколько, Созомон, Я приготовил тебе благ за одну одежду, которою ты одел Меня, видев нагим! Итак, иди и поступай подобно же и впредь, и воздастся тебе сторицею.
Созомон со страхом и радостию воскликнул:
— Неужели, Господи мой, столь великое воздаяние ожидает тех, которые творят милостыню?
Повелевавший Ангелами сказал:
— Да, всякий, подающий милостыню, сторицею приимет и Жизнь Вечную наследует. И еще говорю тебе: не раскаивайся никогда о розданной милостыне и не укоряй нищего, чтобы не лишиться награды.
Тут Созомон пробудился, пораженный и удивленный бывшим ему страшным и чудным видением. Вставши от своего ложа, он сказал:
— Если так возвестил мне Господь, то и другую одежду отдам нищему.
Пошел, разыскал другого нищего в разодранном рубище и отдал ему свою новую одежду.
 
Ночью во сне видение повторилось, и он убедился, что и за эту отданную нищему одежду он удостоился многих милостей от Господа.
 
Потом Созомон стал каждый день раздавать нищим свое имение и был удостоен еще нескольких чудных видений; в них Ангелы Божии каждый раз показывали ему те блага, которых сподоблялся Созомон за свое нищелюбие.
 
Через некоторое время Созомон раздал все свое имение и остался сам неимущим. Тогда он пошел в монастырь и вступил в число братии, сделавшись черноризцем.
 
Но скоро он стал приходить в некое уныние, видя множество нищих, приходящих в обитель, и не имея что подать им.
 
Тогда было Созомону опять видение: является ему Ангел и спрашивает:
— Зачем предаешься унынию?
Созомон отвечает:
— Сердце мое наполняется скорбью при виде нищих от того, что не имею возможности творить им милостыню. Ибо я и сам теперь нищ и убог.
Ангел сказал:
— Нет, ты теперь не нищ и не убог, но гораздо богаче прежнего. Прежде ты имел сокровища земные, тленные, теперь же имеешь сокровища духовные, неветшающие. Прежде ты одевал обнаженных телом, теперь одевай обнаженных духовно одеждою вразумления и проповедания Слова Божия... Прежде ты многих питал и грел питанием и теплотою вещественными, теперь же напитай голодные души братии твоих хлебом Жизни и согрей холодные сердца теплотою любви духовной... Господь Бог наш повелевает всем: и нам, Ангелам Своим, и вам, — давать непрестанно благая своя неимущим, чтобы получить сторицею.
Созомон из этого видения понял, что милостыню можно творить и не имея у себя средств материальных. И стал поступать по слову Ангела. С течением времени слава о чудном черноризце распространилась далеко за пределы обители, в которой он нес свои подвиги истинного благочестия, и отовсюду к нему спешили труждающиеся и обремененные, и получали через него от Спасителя всякую утеху и успокоение.

 
НЕБРЕЖЕНИЕ
1 сентября

Некий пресвитер сидел однажды в притворе церкви и читал Святое Евангелие. Вдруг он почувствовал, что как будто какое-то темное облако окружило его, так что он лишился возможности видеть окружающие предметы. Затем он потерял рассудок, онемел и сделался расслабленным во всех членах тела.
 
В этой ужасной болезни пресвитер провел девять лет и страшно страдал, лежа на своей постели: он был не в состоянии даже повернуться с одного бока на другой без посторонней помощи.
 
В той стране подвизался великий подвижник — препо­добный Симеон Столпник и творил именем Господа Иисуса Христа чудные дела.
 
О чудесах преподобного прошла слава по всей стране; дошла она и до родных несчастного пресвитера. Они взяли больного и отправились к чудотворцу.
 
Когда больной и его родные были еще в дороге, препо­добному Симеону, стоявшему на молитве, было открыто свыше о болезни идущего к нему пресвитера. Святой старец призвал после этого к себе одного из учеников своих и сказал, дав ему святой воды:
— Возьми эту воду и спеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного пресвитера, окропи его святою водой и скажи ему следующее: «Грешный Симеон говорит тебе: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой, и приди к Симеону сам.
Ученик, взяв воду, пошел навстречу несшим больного пресвитера и поступил так, как сказал ему старец.
 
Пресвитер после слов ученика преподобного Симеона и по окроплении его святой водою тотчас пришел в разум и стал совершенно здоров. Услышав приглашение преподобного, он сам пришел к нему, пал к его подножию и стал целовать его, выражая угоднику Божию свою безграничную благодарность.
 
Симеон сказал пресвитеру:
— Встань и не бойся. Хотя диавол и нанес тебе десятилет­нюю скорбь, но человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, что диаволу попущено было нанести тебе сию скорбь за то, что ты неблагоговейно и без страха Божия стоял в святом алтаре, слушал клеветников и, не доискавшись истины, лишал оклеветанных Святого Причастия. Вообще же делал дело Божие с небрежением. Этим ты огорчал Бога и весьма радовал диавола, и, наконец, подпал под темную его власть. Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божий умножились на тебе, тех, которых ты опечалил отлучением от Причастия, разреши и, как Господь сотворил милость с тобою, так и ты сотвори с ними.
После этих слов пресвитер весьма обрадовался и, вернув­шись домой, исполнил все поведенное ему: служил Богу с великим страхом и благоговением, а судил согрешающих с большою осмотрительностью 
 
 
НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ
2 сентября
 
В одном городе жил юноша, который, удалившись от своих родителей и их доброго влияния, пристал к компании раз­вращенных и распущенных товарищей, потерявших понятия о Боге, чести, долге и даже малейшей порядочности. Живя в такой среде беззакония и всякого нечестия, юноша не только лишился всех своих нравственных сокровищ, но и материально совершенно обнищал.
 
Диавол, пользуясь таким безвыходным положением юноши, стал толкать его на разные преступления, и последний, вполне поддавшись воле врага рода человеческого, переходил от одного безнравственного поступка и преступления к другому и, нако­нец, окончательно занялся страшным ремеслом: ограблением мертвецов.
 
Но вот однажды он, разрывая могилу, вместе с дорогими одеждами и украшениями покойника похитил золотой крест с изображением на нем распятого Спасителя.
 
Рассматривая свою воровскую добычу, грабитель вспомнил невольно Евангельские повествования о страданиях Господа Иисуса Христа, Его учении и чудесах, рассказанные ему в детстве матерью; вспомнил он о грешниках раскаявшихся и о разбойнике, распятом с Христом; вспомнил о вознесении Спа­сителя на Небо и о Его втором пришествии и Страшном Суде... и содрогнулся!.. Словно кто сдернул с совести его крепкую повязку... И сильно защемила она сердце юноши... И он крепко вдруг задумался над своим греховным состоянием...
 
Юноша вернулся к ограбленному гробу, бросил в него все награбленное и побежал, не зная сам куда-Долго он бежал, словно кем преследуемый; наконец, выбился из сил, упал и лишился сознания.
 
Придя в чувство, юноша увидел себя лежащим у опушки леса, откуда открывался чудный вид на природу Божию: неподалеку протекала, живописно извиваясь в крутых берегах, небольшая речка; за ней пестрили и чудными волнами переливались под утренними лучами летнего солнца тучные нивы; вокруг благоухали цветы, жужжали пчелки и царили в свежем тихом воздухе певчие птички, из-за ближайшего холма доносился необыкновенно приятный звон церковного колокола...
 
Юноша вспомнил свое раннее детство; вспомнил своих отца и нежную мать... Из-под его отяжелевших век вдруг брызнули и заструились слезы...
 
Он, еще не поднимаясь с земли, заговорил сам с собою:
— Что я сделал, что я сделал с собой!.. Зачем я загубил свою душу?! О, несчастный я!.. Но неужели все потеряно? Неужели нет возврата?.. А Христос?! О, окаянный! Я не достоин произносить Его святейшее имя... Он не оттолкнет меня... Он поможет мне... Отныне я даю Тебе, Боже, обет — в покаянии и смирении провести оставшиеся дни моей жизни...
После этого юноша поднялся и решительно, осеняя себя крестным знамением, пошел к тем могильным пещерам, которые он обкрадывал. Найдя ту, где он похитил крест, он сначала горько плакал в ней, не смея произнести имени Ьожиего, а потом и совсем затворился в ней.
 
С этого времени и началась у него великая борьба с кознями диавола, не хотевшего выпустить из своих рук жертвы.
 
Прошла неделя жития раскаявшегося грабителя в пещере ограбленного им мертвеца, и вот являются целые полчища бесов и начинают с ужасным неистовством вопить:
— Где же этот скверный и нечистый грабитель, который, пресытившись грехом, теперь целомудренным хочет показать себя и благочестивым?! Неужели ты думаешь христианином еще быть?! Неужели думаешь быть помилованным, содеявши столько наших зол?! Выходи же скорее отсюда и ступай на свои прежние деяния. Блудницы и скупщики краденого уже ждут тебя. Что же не идешь, чтобы удовлетворить скверным желаниям твоим?.. Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое... И к чему так моришь себя? И к чему, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И не нам ли продал себя? И не все ли беззакония наши сотворил ты? И не нам ли добровольно предал себя?.. И посмеешь ли что-либо на все это ответить нам?..
Так вопияли бесы. Но юноша уже верил в милосердие Божие, беспредельно изливающееся на кающихся грешников, и укреплялся Божиею помощью и силою благодати Святого Духа, и бесам ничего не отвечал. Долго неотступно мучили бесы раскаявшегося своими неистовыми воплями, завываниями и всякими соблазнами, силясь вернуть ускользающую от них душу. Но, видя, что мало успевают в этом, начали, по попущению Божито, наносить зло и телу затворника. Бесы много раз так сильно били юношу, что оставляли его едва живым; так что несчастный не мог даже пошевелиться и одним членом своим, стонал и думал, что уже наступает последний час его.
 
Между тем родные юноши искали его повсюду и, наконец, нашли в погребальной пещере и с изумлением спрашивали:
— Зачем ты пришел сюда?
И, не зная его намерений, продолжали упрашивать:
— Вернись, сын наш, домой; перестань мучить нас твоим поведением; пожалей родивших и воспитавших тебя отца и мать...
Но юноша не послушался родителей и оставался в своем страшном жилище. Бесы же продолжали его мучить. Родные снова и снова приходили к пещере и умоляли своего сына вернуться в дом их.
 
Юноша был тверд в своем решении и говорил:
— Нет, лучше умру я в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи!..
И родители принуждены были оставить своего сына в покое. Бесы же все не оставляли пещерника. Они еще в третий раз напали на него с такою яростью, что едва не убили его. Но это уже было последнее их нападение.
 
Видя юношу непоколебимым в терпении и мужестве, как скала, демоны, наконец, удалились со срамом от него, крича:
— Да, благодатью Божиею и своим терпением он одолел нас!..
И после этого юноша уже не подвергался козням бесовским, живя во гробах до самой своей смерти, которая положила начало его со святыми упокоению. 
 
 
ГДЕ МОЖНО СПАСТИСЬ?
 3 сентября

Святой Василий Великий в слове своем говорит:
«Не всех мни в монастыре спасающимися. Мнози бо приходят к добродетельному житию, мало же их ярем его приемлют».
Так где же можно лучше спастись? Ужели и вне монастыря есть спасение?
 
Один городской житель пришел к преподобному Нифонту и стал с ним беседовать по поводу этого вопроса.
— Я думаю, святый отче, — сказал мирянин, — что удобнее псего спасаться в обители.
 
— Напрасно так думаешь, — отвечал Нифонт. — Ведь что такое спасение? Спасение есть убегание, удаление от греха. А разве, удалившись в монастырь, то есть переменив место жительства, тем самым и убежал от греха? Нет. Место не спасет человека и не погубит, — одни дела спасают или губят.
 
— Да, святый отче; но в миру живя, гораздо, думаю, труднее делать добрые дела, нежели живя в святой обители, под руководством опытных и святых старцев.
 
— Это не всегда так. Во-первых: не надо забывать, что в монастырях диавол хитрее и строже стережет грешников, нежели в миру; во-вторых: человек те или иные качества своего сердца всегда носит с собою, куда бы он ни переселился; и, в-третьих: Господь не о монастырях изрек, говоря: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37-38). Посему нет пользы ни от святого места, ни от святого сана тому, кто не исполняет заповедей Господних. Вот тому доказательства: Саул жил посреди великолепия царского и погиб; Давид жил посреди того же великолепия — и принял венец.
Лот жил посреди беззаконных содомлян — и спасся; Иуда находился в лике апостолов — и наследовал геенну.
 
Кто говорит, что нельзя спастись с женою и детьми, тот льстит своим порокам и своему неразумию.
 
Авраам имел жену и детей, триста восемьдесят рабов и рабынь, множество золота и серебра, — однако же это не воспрепятствовало ему приобрести имя друга Божия.
 
Сколько спаслось служителей Церкви и пустыннолюбцев! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и земледель­цев! Сколько посреди шумных столиц и безмолвных весей!
 
С другой стороны, в тех же санах и сословиях, в тех же местах и в то же время бесчисленное множество людей погибло.
 
От царей до рабов есть чада Царства Небесного и от царей до рабов есть чада погибели.
— Сын Церкви Христовой! — продолжал преподобный Нифонт. — Не уклоняйся умом и сердцем к соблазнам мира: на всяком месте обретается спасение Бога нашего, если исполняешь Его святую волю. Господь приемлет в объятия Свои праведную душу и с престола, и от сохи, и из алтаря, и с поля брани.
Итак, живет ли кто в мире? Да не отчаивается. Согрешит ли? Покаянием может опять приблизиться к Богу. Каждый исполняй дела своего звания, в котором Бог поставил тебя. Будь благочестив и человеколюбив — и спасешься. Напротив того, хотя бы кто удалился в безмолвную пустыню, а злых дел и злой воли своей не бросил, тот неминуемо погибнет.


Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (13.12.2010)
Просмотров: 1042 | Теги: Сыны Царствия Христова, Пролог в поучениях и рассказах
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа