Пятница, 26.04.2024, 08:07
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Десять златниц, отданные Богу
*Епископ и нищий
*Две находки
*Доведи дело твое до конца
*Учитель и ученики
*Не осуждай
*Друзья и враги


ДЕСЯТЬ ЗЛАТНИЦ, ОТДАННЫЕ БОГУ
5 сентября

В одном городе жили два человека: один богатый вельможа, а другой небогатый юноша — искусный ковач золота и серебра. Вельможа призвал к себе юношу и говорит:
— Я знаю, что ты искусный ковач золота, поэтому хочу дать тебе работу: сделай золотой крест для церкви, в которую я желаю его пожертвовать.
 
— С удовольствием готов исполнить твой заказ, — отвечал ковач.
Вельможа отвесил довольно золота, отдал его юноше, и они расстались.
 
Придя домой, юноша задумался и сказал самому себе:
— Великую награду получит вельможа от Господа за такое большое количество золота, пожертвованного им, но почему же имеете с ним и мне не сделаться участником в награде от Господа? Возьму же и положу в крест хоть немного своего золота и буду надеяться, что и мою жертву примет Господь так же, как принял две лепты евангельской вдовицы.
После этого юноша достал все свое золото и приложил его к золоту вельможи и затем приступил к изготовлению креста.
 
Когда была окончена вся работа и крест был совершенно ютов, мастер взял его и принес своему заказчику. Вельможа, увидя крест, воскликнул:
— Чудный вышел крест!
И затем взял и положил его на весы. Вельможа был немало удивлен, увидя, что крест весит больше, чем отпущенное на его изготовление золото; поэтому он заподозрил юношу в том, что он подмешал к его золоту другого металла, золото же взял себе.
— Зачем ты украл мое золото, — сказал вельможа, — и заменил его в кресте каким-то другим металлом?
Юноша отвечал:
— Сердцеведец Бог видит, что я ничего из твоего золота не присвоил себе; но я возревновал о той награде, которая будет тебе, и пожелал быть участником в оной и сам и потому и со своей стороны вложил в крест десять златниц, веруя, что Бог примет их так же, как принял две лепты евангельской вдовицы.
Слыша эти слова, вельможа удивился такой вере и такому благочестию и сказал:
— О, сын мой, неужели и на самом деле ты поступил так?
 
— Да, владыко, — отвечал юноша, — как рассказал, так и поступил. Ибо я верю, что всякая жертва, Богу принесенная и Им принятая, возвратится человеку сугубо в загробной жизни.
 
— Не только в загробной, — добавил вельможа, — но и в настоящей; посему блаженны верующие и приносящие Богу жертвы свои.
Вельможа наградил юного мастера щедро и отпустил домой. Сам же задумался и говорил себе так:
— Ужели этот юноша имеет такую твердую веру в Бога, что из любви к Нему отдал ему все свое золото? Воистину, он достоин того, чтобы ему досталось мое имение... Как приятно иметь у себя такого благочестивого сына... Так как мне не дал Бог детей, то возьму я этого юношу себе вместо сына, и пусть он будет наследником всего моего богатства. Но прежде я должен проверить его поступок.
С этими мыслями он позвал слугу и велел ему привести немедленно другого золотых дел мастера, и когда последний пришел, вельможа сказал ему:
— Вот я купил золотой крест для церкви и хочу убедиться, много ли в нем есть примеси другого металла; сделай исследование с тщанием и получишь от меня награду.
Золотых дел мастер тщательно исследовал состав, из кото­рого сделан крест, и доложил вельможе:
— Золото, из которого изготовлен сей крест, самого высокого качества и нисколько не содержит в себе посторонней примеси.
Тогда вельможа с подарками отпустил сего мастера и послал за юношей, сделавшим крест. И когда тот явился, вельможа сказал ему:
— Итак, я убедился в том, что подлинно ты из любви к Богу отдал Ему добро твое, желая иметь от Него вместе со мною в награде часть. Так как я награду от Бога уже получил, даже прежде, нежели сделал для церкви крест, в виде большого имения, которым я владею, — то знай, что с сего же дня я усыновлю тебя и сделаю наследником всего моего имения. Пусть твои десять златниц возвратятся к тебе от Бога в виде огромного имения.
Это свое решение вельможа не замедлил привести в испол­нение. 
 
 
ЕПИСКОП И НИЩИЙ
8 сентября

Некогда в Кипрской стране было великое бездождье. Епископ той страны с клиром стал усердно просить Господа, чтобы послал на землю дождь.
 
Во время молитвы был с Неба голос:
— Завтра после утрени выйди к городским воротам и кого увидишь первого входящего в оные, попроси помолиться о дожде, и когда тот помолится, дождь будет.
Епископ исполнил повеленное и, вышедши со своим клиром из дома, сел у городских ворот.
 
И вот первым вошел в ворота нищий, несший на себе вязанку дров. Епископ остановил его. Старец опустил вязанку на землю и принял от епископа благословение. Епископ в свою очередь поклонился нищему и сказал:
— Отче, прошу тебя, помолись, чтобы Господь послал дождь на землю.
Старец отвечал:
— Что ты, святитель Божий, просишь меня, последнего и грешнейшего раба, молиться? Я сам ищу молитвенников о бесчисленных грехах моих.
Епископ стал еще усерднее просить и настаивать. Тогда нищий сказал:
— Только из послушания тебе, святый отче, помолюсь вместе с тобою.
И с этими словами преклонил колена и стал молиться. И, о чудо! Вскоре, к общему изумлению, пошел сильный дождь, который обильно напоил жаждущую землю.
 
Тогда епископ сказал нищему:
— Отче, сотвори любовь и, ради общей пользы, расскажи нам твою жизнь, чтобы и мы стали подражать ей.
Нищий отвечал:
— Прости меня, господин мой! Я человек грешный и не знаю за собой ни одного доброго дела, которым бы мог утешиться; в суете я провел дни свои! И жизнь моя теперь проходит лишь в том, что я каждый день выхожу из города и, собравши бремя дров, продаю их; на вырученные деньги я покупаю себе хлеба на дневное пропитание, а затем иду к церкви, при которой провожу ночь. Утром же опять принимаюсь за собирание дров. Если же когда, день или два, погода мешает мне собирать дрова, то в это время терплю голод, прославляя Бога. А затем, по про­шествии оных, опять иду на свое дело.


 
ДВЕ НАХОДКИ
10 сентября

Некто, желая обогатиться, отправился на поиски золота в далекую страну. Утрудившись на пути, он зашел в один монастырь и здесь стал беседовать с игуменом, старцем весьма опыт­ным и благочестивым.
— Далеко ли держишь путь, сын мой? — спросил игумен.
 
— Иду искать золота, — отвечал путник. — Есть далекая страна, где, как мне рассказывали, добывают много золота; вот я и иду туда. Если мне удастся найти золото, я на обратном пути снова зайду в вашу обитель и поделюсь добытым золотом с вами; только молитесь, чтобы Бог послал мне эту находку.
 
— Будем молиться, — сказал старец, — чтобы Он, Милостивый, помог нам скорее обрести нетленное богатство, такую находку, которая приблизила бы к нам Царство Небесное и позволила бы нам войти в чертог славы Божией.
Эту беседу путник вел с игуменом и братией монастырскою, сидя в саду под плодовыми деревьями. Во время разговора он заметил, что несколько птиц прилетали, садились на деревья, сламывали веточки с плодами и не клевали их здесь, но уносили прочь за монастырскую ограду.
— Почему птицы не едят на месте сорванных плодов, а отлетают с ними? — спросил путник. — Это меня немало удивляет.
 
— Этому удивляемся и мы, — отвечал игумен. — И сие замечательное и удивительное явление мы наблюдаем вот уже десять лет и не можем его себе никак объяснить.
Движимый как бы предчувствием, путник отвечал:
— Пророку Илие вороны приносили в пустыню пищу; поэтому можно думать, что и у вас здесь поблизости где-нибудь в горах живет святой человек, которому эти птицы носят плоды по повелению Божию...
В это время прилетевший ворон сломил веточку с плодом и улетел. Путник сказал игумену и братии:
— Меня это очень интересует. Пойдемте, будем следить, куда полетит с веточкой ворон.
Игумен и некоторые из братии сами были весьма заинтере­сованы необычными действиями птиц, согласились и тотчас же пошли вместе с путником в том направлении, куда полетел ворон, не спуская с него глаз. Но вот скоро они увидели, что ворон, прилетев на один из холмов, сначала сел на нем, а затем спустился в расщелину и, оставив там ветку с плодом, вылетел оттуда. Наблюдавшие за вороном подошли к расщелине и бросили в нее камень. Вдруг оттуда послышался голос:
— Если вы христиане, не убивайте нас.
Пришедшие спросили:
— Кто вы?
Из расщелины последовал ответ:
— Мы женщины, нас три. Если хотите нас видеть, бросьте нам три одежды, так как мы наги, и сойдя к подножию горы, пройдите тесною тропинкой, которая приведет к нам.
Пришедшие бросили три мантии в расщелину и стали осто­рожно спускаться по обнаруженной потайной тропинке. Скоро они достигли дна расщелины и нашли там трех жен.
— Кто вы и как попали сюда? — спросил их игумен.
Одна из них отвечала:
— Я из Царьграда, жена царского сановника. Оставшись после смерти мужа бездетною вдовой, я была понуждаема к греху одним вельможей, но, желая сохранить себя в чистоте, решилась оставить мир и, поручив раздать имение мое нищим, села ночью с этими двумя рабынями моими в корабль, с которого и высадились мы на это место; и вот уже одиннадцатый год, как мы не видели лица человеческого.
Игумен спросил:
— Откуда же вы, госпожа моя, имели здесь пищу себе?
 
— Господь, питавший народ свой в пустыне в продолжение сорока лет, посылал и нам пищу, — отвечала славная жена. — Птицы приносили нам всякие плоды, и Господь всегда покрывал и согревал нас, так что мы ни зимою не боялись стужи, ни летом зноя солнечного. Жили мы здесь, как в раю, непрестанно про­славляя Пресвятую Троицу.
 
— Не желаешь ли, — сказал игумен, — разделить с нами трапезу?
 
— Если хочешь сделать так, — отвечала отшельница, — прикажи, пусть сначала придет пресвитер и совершит Божественную службу, да причастимся Святых Христовых Тайн; ибо с тех пор, как мы оставили Царьград, мы не сподобились Святого Причащения.
Желание отшельницы было исполнено: на другой день при­шел пресвитер и совершил на месте подвигов благочестивых жен Божественную литургию, на которой удостоил их Святого Причащения.
 
В тот же день бывшая госпожа, после усердной молитвы, отошла к Господу. На другой день скончалась и одна из сподвиж­ниц ее, а на третий — мирно почила и последняя из отшельниц.
 
Эти обретенные угодницы Божий произвели в душе путника целый переворот, и он, после погребения останков их, сказал игумену:
— Отче святый! Теперь я вижу, что твоя молитва услышана Богом: я нашел себе нетленное сокровище в лице этих святых подвижниц. Эта дорогая находка побуждает меня оставить мир и просить тебя принять меня в число братии твоей; все же имение мое отдаю в пользу сей обители.
Игумен собрал иноков и сообщил им предложение путника. Иноки с радостью приняли в свою среду желающего спастись и возблагодарили Господа, пославшего им такую находку, так как их монастырь давно сильно нуждался в материальных сред­ствах. Путник же, став посреди монахов, воскликнул:
— Благодарю вас, отцы, и славлю Господа — Промыслителя моего, направившего стопы мои в обитель вашу, в которой я обрел нечто, высшее богатства вещественного. Вы же, богатые духовно, возьмите от меня богатство вещественное, да будет полнота во всем и всех во славу Божию.

 
ДОВЕДИ ДЕЛО ТВОЕ ДО КОНЦА
12 сентября

Инок Евлогий однажды шел по улице города. На площади он увидел безногого и безрукого нищего. Евлогий сжалился над ним и в душе своей дал Богу обет:
— Господи, во имя Твое, возьму сего убогого человека и буду покоить его до смерти, чтобы, ради него, спастись. Дай мне терпение, чтобы служить ему.
Затем обратился к калеке и сказал:
— Позволь мне взять тебя к себе в келлию, чтобы ты жил у меня спокойно до самой смерти.
Расслабленный согласился, и Евлогий взял нищего к себе.
 
Прошло пятнадцать лет. Евлогий служил несчастному, как отцу: всячески берег его, мыл, кормил, сам переносил с места на место.
 
Позавидовал диавол такому христианскому благочестию инока и вселил в сердце калеки злобу против своего благодетеля. Нищий, который до сих пор был кротким, вдруг сделался злым и раздражительным; он стал постоянно поносить и бранить Евлогия; инок на это только кротко увещевал и умолял его. Но ничто не действовало на озлобленного калеку. Евлогий пришел, наконец, в отчаяние и говорит близким инокам:
— Что мне делать? Расслабленный приводит меня в отчаяние. Бросить ли его? Но боюсь нарушить обещание, данное перед Богом. Не бросить? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью.
 
— Обратись, брат, за советом к Великому Антонию, — посоветовали иноки.
Евлогий принял их совет и отправился вместе с расслаб­ленным братом к преподобному.
 
Антоний сперва сделал обоим увещание жить в мире, ради Христа, и в заключение сказал:
— Дети, искушение пришло вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Отселе не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга, и вы лишитесь награды.
Наставленные и убежденные, оба брата вернулись домой в мире и любви.
 
Через четырнадцать дней Евлогий умер, доведя святое дело свое до конца; а через три дня после преставления своего благодетеля скончался и калека.  
 
 
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
24 сентября
 
Был один святой старец. Жил он в обители со своими учениками, которых любил, как отец своих детей. Он не хотел и по смерти разлучаться с ними, и молился часто так:
— Господи, хотя я и грешник, но, уповая на Твои щедроты, надеюсь получить спасение. Не разлучи меня в будущей жизни от учеников моих; но сподоби и их вместе со мною быть в Твоем Царствии.
На эту молитву учителя о учениках своих Бог ответил следующим образом.
 
В соседнем монастыре был храмовый праздник. Учитель с учениками был приглашен на этот праздник. Но он не хотел идти. Под самый день праздника старец увидел сон, в котором Некто повелевал непременно идти вместе с учениками, но так, чтобы они пошли вперед, а он позади них.
 
На другой день с разрешения старца ученики его пошли на праздник. На дороге, ведущей в монастырь, они нашли лежащего человека, который был весь в ранах и сильно стонал.
— Что с тобой? — спросили иноки.
 
— И без того я был человек больной, — отвечал нищий, — а тут еще напал на меня зверь, изранил, и вот лежу теперь здесь, не имея человека, который бы сжалился надо мною и донес до жилья.
Иноки сказали:
— Жаль нам тебя, до помочь-то нам тебе нечем. Народ мы пеший, осла с нами нет, а донести тебя трудно.
Сказали так и пошли дальше.
 
Немного спустя той же дорогой шел на праздник игумен, учитель прежде прошедших иноков. Он остановился у израненного и истекающего кровью и, узнав о причине его бедствия, сказал:
— Не встретили ли тебя незадолго до моего прихода несколько иноков?
 
— Как же, встретили, — отвечал несчастный, — да не помогли. Пешие мы, сказали они, и не можем донести тебя до жилья.
 
— А не можешь ли ты хотя сколько-нибудь пойти со мною? — продолжал старец. Несчастный отвечал:
 
— Нет, не могу.
 
— Ну, так делать нечего, — сказал святой игумен, — я возьму тебя и с помощью Божиею, может быть, и донесу.
 
— Но как ты понесешь меня? — возразил израненный, — путь дальний, а ты один и стар уже. Лучше кого-нибудь пошли за мною.
 
— Нет, — отвечал решительно старец, — не оставлю тебя, а возьму и понесу.
И с этими словами взял страждущего на плечи и понес.
 
Сначала эта ноша была очень тяжела для старца, а затем она становилась все легче и легче, так что игумен очень дивился этому. И в конце концов чувствует старец, что несомый им сделался и совсем неощутим!
 
Тогда учитель остановился и недоумевал: что бы это значило? И кто был этот израненный, сделавшийся невидимым?!.
 
Тут он услышал таинственный голос:
— Постоянно ты молишься о учениках твоих, чтобы вместе с тобою сподобились Вечной Жизни; но поведение твое и их не одинаково, как видишь. Понудь, чтобы и они вошли в дело твое. Я — праведный Судия и воздаю каждому по делам его. 
 
 
НЕ ОСУЖДАЙ
28 сентября

Одному старцу сказали, что один из его учеников согрешил. Старец сказал:
— Великое зло сделал он и достоин за это наказания.
Прошло несколько времени. Явился к старцу Ангел Господень и принес с собой душу брата, осужденного им, и говорит ему:
— Вот, тот, которого ты осудил, умер. Куда велишь теперь отнести душу его: в Царство Небесное или в муку?
Старец ужаснулся. Ангел продолжал:
— Что же ужасаешься? Ведь ты судия праведным и грешным... Так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь что ли ее или мукам предашь?
Старец теперь понял, что, осудивши брата, он сам впал в большой грех и со стенанием и плачем стал просить себе прощения.
 
Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела Своего возвестить ему прощение.
— Бог простил тебя, — сказал Ангел, — но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения.
 
 
ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
 1 октября

К пресвитеру Кириану, служившему в лавре Каламонской, находившейся близ Иордана, пришли богомольцы и стали с ним беседовать о спасении души.
 
В беседе Кириан, между прочим, говорил:
— Наше спасение во многом зависит от того, какие у нас друзья, и нет ли среди них скрытых врагов.
И для подтверждения этого рассказал следующее:
— Видел я во сне Жену, исполненную благолепия, одетую в багряницу и с ней двух мужей. Все они стояли около моей келлии.
 
В Жене я узнал Пресвятую Богородицу, а в сопутствовавших Ей — Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна.
 
Радуясь такому посещению, я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Ее, чтобы Она вошла в мою келлию и в ней сотворила молитву обо мне к Богу. Но Она не согласилась. Когда же я со слезами не переставал умолять Ее, Она сказала мне:
 
— В келлии ты держишь Моего врага, как же хочешь, чтобы Я вошла к тебе?
 
С этими словами Она удалилась, и видение кончилось. Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять:
 
— Кто же мог быть врагом Пресвятой Богородицы в моей келлии?
 
Сам себя я ни в чем не находил виноватым против Нее, а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя чтением бывших у меня книг, и в одной из них нашел поучение еретика Нестория, который осужден на третьем Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицею, а Христородицею — утверждая, будто от Нее родился простой человек, а не воплотившийся Бог. Тут только я понял, кто был в келлии моей враг Пресвятой Богородицы, и, взяв книги, тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение и, исполняясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория, сказав:
 
— Пусть же не будет с этих пор в келлии моей врага Пресвятой Богородицы!
Рассказав это, Кириан добавил:
— Так мы часто повергаем себя в великое несчастие тем, что ведем знакомство, и даже сдружаемся с еретиками, безбожниками, богоотступниками, богохульниками через их книги и писания. Надо искать общения и дружбы с друзьями Божиими и убегать от врагов Бога!

 
Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (13.12.2010)
Просмотров: 946 | Теги: Сыны Царствия Христова, Пролог в поучениях и рассказах
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа