Суббота, 21.04.2018, 16:43
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Советский и постсоветский период [50]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Русь Святая много- страдальная » Советский и постсоветский период

Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке

XX век в России отмечен беспрецедентными по масштабу гонениями на Церковь.
Однако прошедшее столетие оставило нам в наследие не только память
о разрушающей силе зла, но и свидетельства о надежде и Божией милости,
побеждающих зло и явленных в жизни христиан...

Неперемолотые
Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке
Передвижная выставка (февраль-ноябрь 2011 г.)

   
Урал.
Открытие выставки. 07.02.2011.
Санкт-Петербург.
Репортаж. 03.06.2011.

Фоторепортаж.
30 октября 2011 года в фойе главного здания
Псковского государственного объединённого
историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника состоялось открытие выставки

«Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке».


Церемония открытия выставки началась с выступления Юлии Валентиновны Балакшиной - одного из авторов выставочного проекта. В своём выступлении Юлия Валентиновна отметила, что данная тема в настоящий момент очень востребована, и выставочный проект, который путешествует по разным городам, в каждом месте приобретает что-то новое, дополняясь разными экспонатами.

Далее слово было предоставлено куратору выставки от культурно-просветительского фонда «Преображение» Михаилу Викторовичу Поликарпову, который поблагодарил директора Псковского музея-заповедника Юрия Николаевича Киселёва за оказанную помощь в организации выставки и выразил надежду, что выставка найдёт отклик на Псковской земле.

Сам Юрий Николаевич вспомнил о репрессированном в 1925 году уроженце Псковской губернии отце Тихоне (Беллавине), ставшим первым Всероссийским Патриархом советского периода. «Предназначение музея - сохранение людской памяти» - отметил Юрий Николаевич, и заверил, что выставка будет работать в течение месяца, и попасть на неё все желающие смогут бесплатно.

Заведующий кафедрой церковной истории Свято-Филаретовского православно-христианского института Константин Петрович Обозный поддержал мысль Юрия Николаевича о необходимости сохранения памяти о людях, переживших эти тяжёлые испытания, после чего пригласил гостей церемонии открытия на экскурсию по выставке.

По окончании экскурсии в фойе главного здания Псковского музея-заповедника было организовано чаепитие с обменом впечатлениями и различными предложениями от гостей и авторов выставки.

Напомним, что главными организаторами выставочного проекта выступили Преображенское содружество малых православных братств и Свято-Филаретовский православно-христианский институт при поддержке комитета по культуре Администрации Псковской области и псковского духовенства.

Источник: ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК.

Неперемолотые.
Россию в XXI веке может спасти опыт духовного сопротивления тотальному злу ХХ века.

В интеллектуальных философских кругах современной цивилизации
принято мнение о том, что в ХХ веке произошли глобальные изменения
не только в науке и культуре, в расстановке политических и экономических сил,
но и был запущен механизм необратимых изменений в самосознании человеческого вида.
ХХ век вследствие двух мировых войн, массового уничтожения населения
путем использования высокотехничного оружия массового поражения,
падения нравственности и разрушения традиционных ценностей, культур и связей,
стал веком дегуманизации, веком кризиса человеческого рода
.


Не тот человек

Тезис о разумном, прекрасном и совершенном человечестве, взлелеянный европейской мыслью в эпоху Возрождения и рационализма и укрепившийся в век Просвещения, Карта концентрационных лагерей, входивших в систему ГУЛАГа – Главного управления лагерей.вдребезги разбился о кровавую реальность последнего столетия. Взамен восторгу и поклонению перед человеком пришел скепсис, цинизм, уныние.

 После газовых камер, голодомора и ядерных бомбардировок невозможно было по-прежнему утверждать, что человек добр и гармоничен априори в силу своей человечности, которая может утверждаться и совершенствоваться благодаря хорошему образованию и просвещению, свободе от классового угнетения, достойным условиям материального бытия. Оказалось, что этих условий слишком мало для того, чтобы человек стал действительно по-настоящему добрым и красивым.

Именно в ХХ веке отчетливо стали видны апокалиптические картины последних времен: «… Восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения…» (Мф. 24:7) «И предаст брат брата на смерть, и отец дитя свое; и восстанут дети на родителей своих и умертвят их» (Мк. 13:12). Эти строчки словно специально написаны для пособия по истории нашего отечества в советский период.

«Бывшая» Россия

Россия в прошлом столетии превратилась в плацдарм для эксперимента построения справедливого и счастливого общества, фундамент которого был щедро полит кровью невинных жертв. Теоретической подоплекой этого эксперимента стали вульгаризированные, упрощенные идеи Карла Маркса о неизбежности классовой борьбы и гегемонии пролетариата.

Комиссия по вскрытию святых мощей в Богоявленском соборе города Екатеринбурга. 1919 год.Взяв их на вооружение, российские большевики, революционеры, захватив власть в результате государственного переворота, объявили большую и лучшую часть страны врагами светлому коммунистическому раю. В то время для обозначения вредных эксплуататорских элементов был выработан и специальный термин – "бывший”. Это слово становилось приговором для многих и многих слоев населения, не вписывающихся в парадигму коммунистического рая. Дворяне и офицеры, философы и поэты, зажиточные крестьяне и духовенство, зачастую просто образованные, культурные граждане становились мишенью для карательных органов молодой советской республики. Вскоре стало понятно, что построить светлое справедливое общество с лихого кавалерийского наскока не удастся, и на алтарь мировой революции с дьявольской энергией были брошены новые жертвы, в том числе и те, кто совсем недавно стоял в передовых рядах борцов с пережитками прошлой "бывшей” России. Грозные наркомы внутренних дел и члены ЦК партии, красные командиры, подавлявшие крестьянские волнения, и матросы, "гроза” революции – те, кому, казалось, неведом страх и угрызения совести, – все они в свою очередь сами оказывались жертвами того страшного духа зла и ненависти, захлестнувшего Россию с 1917 года.

Отец концлагерей

Репрессивная машина с годами укрепления советской власти становилась все более совершенной. Первые лагеря для "перевоспитания” классовых врагов появились в Советской республике летом 1918 года. Этот период характерен массовыми выступлениями против политики большевиков. В ответ на это глава советского правительства Владимир Ленин призвал местные советские органы "провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города”.

Православное духовенство в Соловецком лагере особого назначения. Конец 1920-х годов.Этот призыв "вождя российского пролетариата” был закреплен юридическим актом: декретом Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года "О красном терроре”. Согласно этому документу, лица, "прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам”, подлежали расстрелу, а "классовые враги” – заключению в концентрационные лагеря. Так начиналась печально знаменитая история ГУЛАГа.

Очень скоро практически все население советской России была поделено на две большие группы – первая состояла из ссыльных, арестованных, репрессированных, лишенных гражданских прав и свободы, а вторая из тех, кто охранял, приводил в исполнение приказы, а также идеологически обосновывал массовые преступления против своего народа.

К 1930 году в СССР насчитывалось более 400 тысяч заключенных. С 1929 по 1939 гг. число заключенных в тюрьмах и лагерях увеличилось в 12 раз, достигнув 2 миллионов. Кроме этого, было еще 990,5 тысяч спецпоселенцев. Таким образом, число лишенных свободы в СССР достигло 3 миллионов.

В 1930-1940 гг. в ГУЛАГе погибли не менее 500 тысяч заключенных. Жизнь человека, его права, безопасность, свобода личности потеряли свою ценность. Россия погрузилась в кромешную тьму деспотического морока, сходного с жестокими империями Вавилона и Ассирии.

Яд страха, лжи и беспамятства

Невольно возникает вопрос о том, как подобное могло произойти в век просвещения, великих достижений науки и головокружительного развития техники?

Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (1875-1934). После многократных арестов, пребывания в тюрьмах и лагерях, умер в ссылке в селе Нерица 2 мая 1934 года.Главным оружием коммунистического режима стали страх, ложь и беспамятство. Общество жило в страхе, страхе животном и цепенящем, толкающем на предательство и сделки с совестью. Чтобы выжить, нужно было врать, врать правительству во главе с «отцом народов», врать родным и близким, врать самому себе. Ложь становилась нормой жизни; тот, кто не принимал этой нормы, были обречены на уничтожение. Выживали искусные во лжи.

Семена беспамятства, удобренные страхом и ложью, давали обильные всходы. Дети отрекались от родителей и своих предков, если их родословная не вписывалась в советские "каноны”, писатели и ученые отказывались от своих трудов, если те конфликтовали с идеями материализма, марксисткой диалектики и линией партии.

История России превратилась в историю СССР с древнейших времен до "славных” свершений октябрьского переворота. Главной движущей силой такой истории стала классовая борьба, разбойники и душегубы (например, Емельян Пугачев), стали в советских учебниках героями и примерами для подражания. Лучшие сыны России были оклеветаны, преданы забвению. Стало общим местом то, что если о ком-то в советских газетах пишут как о враге и контрреволюционере, значит, проницательные читатели подсознательно понимали, что это достойный и честный человек.

Советские граждане, скованные страхом, привыкшие к тотальной лжи, потерявшие свою национальную, культурную и духовную память, постепенно забывали о вере, надежде и любви, все больше и больше теряя достоинство народа, превращаясь в советских граждан, рабов кремлевского деспота.

Такое государство и его граждане не могут иметь будущего…

Опыт сохранения свободы

И все же даже в самые страшные годы советского строя зло не торжествовало безраздельно. Архимандрит Таврион (Батозский), настоятель Глинской пустыни. 1957 год.Оставались светильники правды, которые в сгущающейся тьме светили еще ярче.

Красный террор приносил свои плоды – таких светильников с каждым годом и месяцем становилось все меньше. В местах лишения свободы – в тюрьмах, лагерях, спецпоселениях оказывались лучшие люди России. Например, на Соловках (с 1920-х годов бывший православный монастырь стал одним из крупнейших лагерей специального назначения) в заточении находились выходцы из разных сословий, представители самых разных профессий и талантов.

В лагерях собирались театральные труппы и хоры, издавались подпольно кустарным способом философские и литературные журналы, читались лекции, тайно совершались богослужения и христианские обряды.

Немало глубоких и талантливых личностей, потеряв физическую свободу, свободу внешнюю, не теряли свободы внутренней, экзситенциальной, той, что позволяла им даже в самых экстремальных ситуациях оставаться по-настоящему творческими и плодоносными. Своим примером непричастности злу они свидетельствовали о собранности и цельности, поддерживали и вдохновляли слабых и отчаявшихся, тем самым являя тот неповторимый дух свободы.

Как ни парадоксально, именно этот дух свободы веял там, где было тяжелее всего, именно в тюрьмах и Прибытие партии заключенных в Соловецкий лагерь особого назначения, конец 1920-х годов.ГУЛАГе люди приобщались и укреплялись в опыте освобождения от страха и лжи.

В СССР постепенно (к концу 1930-х годов) самые свободные и лучшие люди оказались в лагерях и ссылках, изгнании и поношении. Вновь и вновь на память приходят строчки из письма апостола Павла: "Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключения, были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях…, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, горам, по пещерам и отверстиям земли”. (К Евр. 11:36-38).
Апостол пишет здесь о христианах, об их избранности и элитарности, которая обусловлена не земной славой или богатством, а готовностью первыми пойти на лишения, мучения и даже смерть ради правды Божией и страдающего ближнего.

Основоположник советского садизма

Конечно, не случайно вожди советского государства именно Церковь, православное духовенство и верных, то есть преданных, а потому и подлинных, христиан расценивало как самых опасных противников коммунистической идеологии.

В марте 1922 года В. Ленин, не скрывая своей ярой ненависти в отношении Церкви, пишет в письме Вячеславу Молотову о беспощадном подавлении православных христиан, выступивших против изъятия безбожным государством православных святынь и церковных ценностей: "…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский (1870-1918). 20 июня 1918 года в окрестностях Перми был заживо закопан красноармецами.духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяток лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать”.

Советская власть боролась с Церковью всеми доступными средствами –декретами советского правительства и постановлениями ЦК партии, лживой атеистической пропагандой и открытым глумлением над святынями (в том числе разрушением храмов), изъятием церковного имущества и вмешательством во внутренние дела христианских общин (словно забывая о собственном принципе отделения церкви от государства), подкупом и запугиванием, ничем не обоснованным террором и моральным повседневным гнетом, множеством налогов (бремя которых легло на плечи простых советских граждан, составляющих церковный актив) и игнорированием самых простых гражданских прав. Все, кто так или иначе оказывал сопротивление или высказывал всего лишь сомнение в справедливости этих мер, попадали под "красное колесо” ЧК-ГПУ-НКВД.

Итоги этой политики более чем впечатляющие. По данным, которые были приведены в ноябре 1995 года председателем Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Александром Яковлевым, за годы советской власти были уничтожены 200 тысяч священнослужителей, еще полмиллиона христиан подверглись репрессиям. По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к 1941 году за веру в СССР были репрессированы 350 тыс. человек, из них 150 тыс. было арестовано в 1937 году, при этом 80 тысяч расстреляно.

+ + +

Несмотря на такого рода размах государственного террора, сопоставимого по своей жестокости и тотальности, Работа в Соловецком лагере особого назначения.возможно, только с гонениями на христиан в Римской империи, не сломил многих христиан, пострадавших, замученных и погребенных в безвестных могилах и рвах. Мученики и праведники становились свидетелями крепкой веры и духовной силы, поражавшей порой самих мучителей и истязателей.

Этот опыт "неперемолотых” советской мельницей репрессий сохранял Церковь от разложения и духовного оскудения в годы советской империи, он помогает не ошибиться в выборе духовного пути православным христианам современной России.

Но этот опыт важен не только для тех, кто связывает свою жизнь с Церковью. Он необходим всем, кто живет в России, кто трудится над тем, чтобы наша страна, народ и каждый день жизни становился лучше, добрее, красивее.

В то же время, мы по-прежнему живем, питаясь духом наследия тоталитарного режима – страхом, ложью и Демонтаж икон во время изъятия церковных ценностей в одном из московских храмов. 1921 год.беспамятством. Нельзя не отметить, что изменения происходят, хотя зачастую только лишь внешние и формальные, без глубокого анализа и коренной переоценки трагедии советской эпохи. Вряд ли кто-то из узников сталинских лагерей всерьез отнесся бы и поверил в то, что в России где-то через пятьдесят лет на государственном уровне будет принят особый день памяти жертв политических репрессий, учиненных советским режимом.

Только принять к сведению и поставить галочку в календаре недостаточно, необходимо в своей личной жизни, ежедневно противостоять злу, прежде всего внутри себя, исцеляясь от страха и лжи.

Необходима живая память о катастрофе, поразившей Россию, разрушительные плоды которой мы пожинаем и сегодня. Забвение и беспамятство таят в себе опасность возвращения к тем страшным временам, когда темные "духи русской революции”, вырвавшись на свободу, ввергли Россию в хаос и кровопролитие.

Повторится ли подобный дьявольский эксперимент с нами или нашими потомками зависит от выбора каждого человека…

Константин ОБОЗНЫЙ
Источник: ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ.


Как не стать равнодушным обывателем.

В г.Пскове состоялась последняя экскурсия по выставке «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», проходившей с 30 октября по 19 ноября 2011 года в главном здании Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ее провел Константин Обозный, заведующий кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института, кандидат исторических наук.

За двадцать дней экспозицию посетило более триста человек. Среди них были люди самых разных профессий и разного возраста.

После экскурсии Константин Обозный пригласил всех присутствующих остаться для беседы и обмена впечатлениями. В беседе приняли активное участие молодежь из Свято-Троицкого православного братства и гости, приехавшие из Санкт-Петербурга.

Константин Петрович поделился впечатлениями о том, как он провел первую экскурсию по выставке для группы школьников, которые пришли совершенно неожиданно. Он рассказал о том, с каким интересом и вниманием они слушали полуторачасовой рассказ о репрессиях православного духовенства и противостоянии верующих безбожным гонениям. Многие дети узнали об этом впервые.

Константин Обозный подчеркнул, что выставка посвящена не только ужасам репрессий, она помогает нам получить очень мощный заряд надежды: и в таких тяжелейших условиях можно противостоять злу и непроглядной тьме. Затем Константин Петрович предложил собравшимся подумать над одним из важных вопросов, который помогает нам ответить, что же все-таки этим людям, тому же о.Константину Шаховскому, или архим. Борису (Холчеву), или еп. Андронику (Никольскому) давало силы выстоять под гнетом зла? Чему мы можем научиться у этих людей?

В процессе обсуждения участники беседы рассказывали о своих семейных историях и преданиях; о детских воспоминаниях; о необычных встречах, людях, оставивших в душе неизгладимое впечатление. Вспоминались имена Александра Солженицына, Ефросиньи Керсновской, о.Павла Адельгейма, о.Владимира Попова. Тема выставки оказалась близка людям разных поколений и не оставила равнодушными никого. Были затронуты такие важные для современного человека вопросы как выбор между добром и злом; самовоспитание, умение мыслить; умение противостоять злу, равнодушие; понятие личности; инициативность и ее отсутствие, память и усилие по ее сохранению в жизни.

Мария Патрушева (г.Москва), одна из устроителей выставки в Пскове, рассказала о том, как собирались экспонаты для «псковского» раздела экспозиции отметила, что важно опираться на свидетельства, документы, которые как ручейки исторической памяти, соединяют нас как потомков с предшествующими поколениями.

Павел Ланцов (г.Псков), юрист, указал на то, что такие проекты нужны для того, чтобы современное поколение не расслаблялось, чтобы оно понимало, что их деды и прадеды положили столько своих жизней и сил для того, чтобы люди жили в мире, гармонии и в свободе. Это необходимо знать, чтобы нынешнее поколение могло сравнивать свою жизнь с тем, как жили наши предки, чтобы научиться делать выбор, который у современного человека несколько иной и сделать его бывает гораздо труднее.

Валентин Чесноков (г.Санкт-Петербург), энергетик, отметил, что сначала тема репрессий его несколько смутила, так как была довольно актуальна в 90-е годы. Но неожиданно для него эта экспозиция оказалась интересной, особенно тем, что, несмотря на то, что она посвящена в основном новомученикам и исповедникам Урала, содержит разделы, посвященные псковским священникам и мирянам, пострадавшим за веру. Он говорил о том, что современная жизнь делает людей равнодушными, плывущими по течению обывателями, не желающими изменить себя. А эти примеры героизма как путеводные звезды, на которые нужно ориентироваться.

Михаил Поликарпов (г.Москва), куратор нынешней выставки, подчеркнул, что история Церкви в ХХ веке — это тайна, которая еще не написана.

В завершение Константин Обозный говорил о преемственности опыта верующих, подвергшихся гонениям, и о том, каким образом мы сейчас можем к нему приобщиться. В качестве примера он привел опыт о.Павла Адельгейма, который общался с архиеп. Ермогеном (Голубевым), архим. Борисом (Холчевым), монахиней Евгенией (Миллер), гонимыми советским режимом, и сам в хрущевские времена пострадал за веру. Константин Петрович говорил о том, как можно противостоять злу — о духовной солидарности: «Когда честные, добрые, воспитанные, образованные люди будут вместе трудиться ради истины и блага и красоты, это будет важным ответом миру, который подчас живет по другим законам. Тогда это будет серьезным опытом и серьезным противостоянием тому натиску зла, который будет продолжаться до тех пор, пока стоит этот мир».

Посетители оставили свои отзывы в «Книге впечатлений», в которых благодарили организаторов выставки за собранные материалы, наглядно свидетельствующие о «примерах духовного сопротивления» красному террору ХХ века. Некоторые из них мы приводим здесь.

Группа издательского отдела Псково-Печерского монастыря: «Очень благодарны тем, кто собрал материалы выставки — это очень нужное, очень большое дело…».

Прихожанка псковского храма Успения Божией Матери: «Есть пословица: «Кто выстрелит в свое прошлое из пистолета, того будущее разнесет из пушки». Дай Бог нам собрать все крупицы нашего прошлого, чтобы хотя бы у наших детей была надежда на будущее. Спаси Господи всех устроителей, помощников и авторов выставки. Дай Бог, чтобы из этих ростков выросло наше осознание случившегося и послужило началу нашего действительного отрезвления и выздоровления. Низкий вам поклон и многая лета».

Учащиеся 11-го класса лицея № 20: «Эта выставка дает очень много тем для рассуждений… Выставка с одной стороны, выглядит очень скромно, но она богата интересным материалом…».

Илясова Марина, г.Москва: «Прекрасная выставка, которая дает возможность узнать то странное время, когда уничтожалась Церковь и Вера. Огромное спасибо за ваш труд».

Раба Божия Елена: «Выставка потрясающая! Пришла во второй раз. Слава Богу за удивительный живой рассказ Константина Петровича…Спаси Господи всех устроителей и организаторов».

Константин Петрович Обозный

 


Нелли Смирнова, г.Псков
Источник: ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО МАЛЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ.


Псков.
Репортаж. 30.10.2011.



Категория: Советский и постсоветский период | Добавил: Феодоровна (26.11.2011)
Просмотров: 1086 | Теги: Неперемолотые, церковь, гонения
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа