Среда, 12.12.2018, 13:17
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск
 Митрополит Сергий Воскресенский. Биография (окончание)
Митрополит Сергий Воскресенский (окончание)



После Пасхи 1944 года Владыка выезжает в Вильнюс для приёма первого выпуска созданных им Пастырско-богословских курсов.
27 апреля 1944 г. Первый (и последний) выпуск Пастырско-богословских курсов в Вильнюсе. Сидят: в середине – митрополит Сергий (Воскресенский), налево от него – ректор семинарии протоиерей И.Дзичковский и преподаватель протоиерей Л.Савицкий, направо – инспектор семинарии священник М.Кузменко и преподаватель А.Я.Яблонский. В первом ряду стоят: слева направо – диакон В.Дятловский, семинарский перводиакон В.Меркульев, священники В.Володин и А.Исаев, И.Матвеев, семинарский благочинный о.И.Кондрашев, священник С.Каргай, диакон П.Веселов-Суднов, диакон А.Иванов, иеродиакон Евстафий (Андрейчук). Во втором ряду: слева направо – чтецы Н.Красногородский, С.Шенрок, В.Миротворский, иподиакон О.Богданов, чтец Л.Степанов. В третьем ряду: слева направо – чтец Н.Симанович, вольнослушатель М.Стрепетов, чтец Н.Безсонов, чтец К.Пытель, чтец М.Улагин, чтецы Н.Кулезнев, Н.Тузиков, Г.Никольников, Дм.Вырвинский, В.Парфенович
27 апреля 1944 г. Первый (и последний) выпуск Пастырско-богословских курсов в Вильнюсе.
Сидят: в середине – митрополит Сергий (Воскресенский), налево от него – ректор семинарии протоиерей И.Дзичковский и преподаватель протоиерей Л.Савицкий, направо – инспектор семинарии священник М.Кузменко и преподаватель А.Я.Яблонский. В первом ряду стоят: слева направо – диакон В.Дятловский, семинарский перводиакон В.Меркульев, священники В.Володин и А.Исаев, И.Матвеев, семинарский благочинный о.И.Кондрашев, священник С.Каргай, диакон П.Веселов-Суднов, диакон А.Иванов, иеродиакон Евстафий (Андрейчук). Во втором ряду: слева направо – чтецы Н.Красногородский, С.Шенрок, В.Миротворский, иподиакон О.Богданов, чтец Л.Степанов. В третьем ряду: слева направо – чтец Н.Симанович, вольнослушатель М.Стрепетов, чтец Н.Безсонов, чтец К.Пытель, чтец М.Улагин, чтецы Н.Кулезнев, Н.Тузиков, Г.Никольников, Дм.Вырвинский, В.Парфенович

Пастырско-богословские курсы в Вильнюсе (1942(43) год). Рядом с ректором ПБК в Вильнюсе протопресвитером Василием Виноградовым сидят: инспектор семинарии (в костюме, направо), за ним – о.Николай Гурьянов, за ним – Георгий Парфенович. Слева сидит о.Иоанн Кондрашов. За о.Иоанном стоит Олег Богданов. Крайний слева – Вася Митуневич (работал в Православной Миссии, во время бомбёжки его убило)
Пастырско-богословские курсы в Вильнюсе (1942(43) год).
Рядом с ректором ПБК в Вильнюсе протопресвитером Василием Виноградовым сидят: инспектор семинарии (в костюме, направо), за ним – о.Николай Гурьянов, за ним – Георгий Парфенович. Слева сидит о.Иоанн Кондрашов. За о.Иоанном стоит Олег Богданов. Крайний слева – Вася Митуневич (работал в Православной Миссии, во время бомбёжки его убило)


26-го апреля во время Литургии в соборе Свято-Духового монастыря Владыка увидел человека ‘‘со Встреча со славою митрополита Сергия (Воскресенского) перед литургией в вильнюсском Свято-Духовом монастыре зверским лицом и свёртком в руке, который он прикрывал фуражкой’‘. этот ‘‘страшный человек’‘ следил за ним и после выхода из церкви. Рассказывая об этом, экзарх подчёркивал, что за ним следят. 27 апреля Владыка принял к себе и обласкал 27 воспитанников Пастырско-богословских курсов. Владыка призвал их гореть всегда духом и не жалеть своих сил в деле служения Церкви Христовой.
В трудное военное время без пособия со стороны правительства сделать учебный выпуск новых священнослужителей – мог только один митрополит Сергий, с его энергией и умом. 28 апреля Владыка принимал в своих покоях певчих хора виленского Свято-Духовского собора. Митрополит Сергий (Воскресенский
29 апреля Владыка Экзарх отправился в Ригу. Убийцы, по-видимому, хорошо подготовились и ожидали его отъезда из Вильнюса и от самого города следовали за машиной Владыки.
В сорока километрах от Каунаса автомобиль Владыки был остановлен. Убийцы в военной форме потребовали, наверное, проверки документов и выстрелами из автоматов расстреляли всех, кто находился в машине. В теле митрополита оказалось 12 пуль, Митрополит Сергий (Воскресенский убиты были также и спутники – чета Редикюльцевых и шофёр; убита была также случайно проходившая мимо девушка.
В официальном извещении литовского СД и гестапо говорилось: ‘‘Убийцы, переодетые в форму немецкого вермахта, следовали за машиной экзарха и обстреляли жертвы из немецких и советских автоматов. Неподалёку от места преступления найдена убитая девушка – случайная свидетельница происшедшего’‘. Возникает вопрос: кто убил владыку Сергия? По словам священника Православной Миссии о.Николая Трубецкого, владыка погиб от рук десантников НКВД – так ему поведал в лагере участник убийства. Он мог быть опасен в дальнейшем для коммунистов как враг большевизма и талантливый церковный деятель. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)
Патриарх Сергий и экзарх Сергий, как их называли – ‘‘старший’‘ и ‘‘младший’‘, были связаны, как полагают, узами дружбы, а не только церковной иерархии. И даже кончина их произошла почти одновременно: через 16 дней после мученической кончины митрополита Сергия (Воскресенского) скончался 15 мая 1944 года в Москве патриарх Сергий. В эти дни ещё раздавалось в Церкви пасхальное приветствие и пение ‘‘Христос воскресе’‘. И в свой сорокоуст они почти одновременно предстали Господу Славы.
Патриарх Сергий и экзарх Сергий были единомышленниками. Патриарх приблизил к себе иеромонаха Сергия (Воскресенского) ещё в 20-е годы и в течение многих лет воспитывал его, очень нуждаясь в верном помощнике, способном быть посредником между Главой Церкви и Правительством. Иеромонах Сергий уже с молодости хорошо постиг жестокость и неотвратимость страшного государственного аппарата по отношению к Церкви и понял необходимость диалога с государством для сохранения Церкви. Может быть, поэтому в качестве фактически управляющего делами Церкви архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский) был именно тем человеком, который был нужен будущему патриарху Сергию (Страгородскому).
С началом войны патриарх Сергий и экзарх Сергий оказались по разные стороны границы. Входило ли в планы патриарха, чтобы Сергий ‘‘младший’‘ остался под гитлеровцами, выполняя задачу возрождения Церкви? это вполне вероятно. Патриарх жалел Сергия ‘‘младшего’‘, сочувствовал, хорошо понимая его подневольное фашистам положение, ибо и сам был уже 16 лет подневолен безбожному государству, душившему Церковь. Что касается планов на будущее, то невозможно было спрогнозировать развитие политических событий. Множество раз, пытаясь Митрополит Сергий (Воскресенский) вывести Церковь из гонимого, уничтожаемого положения, Патриарх шёл навстречу государству, но не получал даже чаемой передышки. В мае 1941 года он сказал протопресвитеру Василию Виноградову: ‘‘Раньше нас душили,... но исполняли обещания. Теперь нас продолжают душить, но обещаний своих больше не исполняют’‘.Поэтому Патриарх говорил: ‘‘Моя программа – программа Духа Святого. Я действую по нужде каждого дня’‘.
Патриарх Сергий поэтому не запретил священнослужение экзарху Сергию (как это было сделано в отношении украинского епископа Поликарпа (Сикорского) 28 марта 1942 года), а в своём послании 22 сентября 1942 года, как бы только для видимости, пожурил его, понимая истинную любовь к родине своего друга, ‘‘младшего’‘ Сергия: ‘‘Если сведения о коллаборционизме (прибалтийских епископов) окажутся правильными, то епископы должны принять необходимые меры, чтобы исправить своё поведение...’‘ ‘‘Младший’‘ Сергий сугубо хранил верность своему другу и руководителю. В подтверждение Митрополит Сергий (Воскресенский) в сослужении со своими викарными архиереями. Слева – епископ рижский Иоанн (Гарклавс), справа – епископ ковенский Даниил (Юзьвюк) этому есть несколько фактов; вот некоторые из них. В течение трёх лет экзарх Сергий не рукополагал епископа на Псковскую кафедру, хотя рукоположил и на Рижскую (епископа Иоанна (Гарклавса)) и на Каунасскую (епископа Даниила (Юзьвюк)), находившиеся в его, обусловленном патриархом, ведении.
Хотя уже был и кандидат на Псковскую кафедру – зам.начальника Псковской Миссии – вдовый священник, протоиерей Николай Шенрок, Экзарх не дерзнул в нарушение канонов Церкви поставить епископа на чужой церковной территории, куда не простиралась, несмотря на оккупацию, власть экзарха Прибалтики.
Вторым известным фактом является то, что экзарх Сергий остался верен Патриарху даже и тогда, когда немцы потребовали от него осуждения выборов патриарха, происшедших в Москве 8–12 сентября 1943 года. Не добившись этого от экзарха, немцы вдруг вспомнили о Карловацком Синоде, который был увезён ими в Вену для совместного заседания с митрополитом Берлинским Серафимом (Ладе).
На ‘‘архиерейском совещании иерархов Православной русской Церкви’‘ с 8 по 13 октября 1943 года в Вене заграничные иерархи объявили выборы патриарха недействительными. Положение митрополита Сергия (Воскресенского) сразу же осложнилось, в глазах немцев он стал выглядеть неблагонадёжным, именно к этому времени относится и завещание экзарха, говорившее о том, что он мог ожидать смерти.
Но смерти в ещё большей степени он мог ожидать и от большевиков, т.к. его колоссальная деятельность по возрождению Церкви с 1941 года на оккупированных немцами территориях, восстановление в советском народе христианского сознания в противовес большевистской богоборческой идеологии уже давно находилась под пристальным вниманием НКВД. 4 мая в Рижском Христорождественском соборе было совершено отпевание Владыки Экзарха. Похоронен он на рижском Покровском кладбище, по левую сторону от Покровской церкви стоит белый деревянный крест на его могиле. Два мученика, как два крыла, распростерлись у Покровской церкви: по правую сторону – архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер), по левую – митрополит Сергий (Воскресенский), Патриарший экзарх Прибалтики.

Слово памяти о Владыке Экзархе сказал настоятель Рижского Христорождественского собора выдающийся латышский священник, протопресвитер Иоанн Янсон.
"Как-то не верится, что нет среди нас, ещё живущих на земле, дорогого нашего экзарха митрополита Сергия. Очень мы привыкли жить под его твёрдою, крепкою и церковною и гражданскою защитой. Многое, многое, что мы сами не могли сделать в церковной жизни, мы возлагали на него, и действительно, он часто осуществлял то, что мы считали невозможным и неосуществимым. В нём сосредотачивался громадный запас духовных и светских сил. В нём мы могли усматривать и могущественное прекрасное прошлое человечества, и также средоточие многих чаяний на мирное, прекрасное, величественное будущее. Ему 9 ноября 1944 г. исполняется только 47 лет. Конечно, за свою краткую жизнь на земле он не мог всего себя проявить. Многое осталось недоделанным. Годы его жизни – от 1917 – 1941 г. протекли в непосредственном общении с бичом человечества – большевизмом. Трудно в адской обстановке сохранить человеческий лик.
Но покойный не только остался человеком, но и явился пред нами и среди нас прекрасным, сильным и мудрым человеком. Он не задавался анализированием того вопроса, как и почему большевизм возник и укрепился в России. Он знал только одно твёрдо, что этот большевизм не должен быть в России, и что его нужно прогнать. Покойный, несмотря на некоторую свою светскость, был всецело церковный человек. Прежде всего он любил церковь, церковную жизнь и жил для церкви и работал для неё. Мы, сослужившие с ним, видели его духовное горение и невольно заражались тем же духовным пламенем. Он любил церковное пение и церковный устав, любил торжественность богослужения и умел созидать её. Нам всем будет памятно то множество молящихся, которое собиралось на его богослужения.
Он любил и церковную проповедь, будучи сам великолепным, прекрасным проповедником. Его проповеди были чисто церковные; немного, немного он туда вкладывал так называемой политики.
Главная тема в его проповедях была: возрождение человечества на основе христианства. Конечно, он сильно бичевал свой родной русский народ за допущение в своей среде большевизма. Но в то же время он говорил, что этот же народ ныне потоками своей собственной крови омывает, очищает допущенный грех. Письменно своих проповедей он не излагал. Он говорил, что он не любит писать и почему-то даже не может писать. Мы пытались было записывать его проповеди и дать потом ему на просмотр, и издать сборник его проповедей. Но мы не могли этого осуществить по причине недостатка церковных деятелей и сотрудников. Покойный давал своим ближайшим сотрудникам для прочтения две им составленные довольно пространные статьи: 1) О теле воскресшего из мертвых Христа Спасителя и 2) О почитании Божией Матери.
Если эти рукописи останутся в сохранности, то необходимо было бы их напечатать.
Праздники православной церкви, прежде всего Светлый Праздник Пасхи, особенно вдохновляли Владыку. Он любил говорить, что каждое богослужение православной церкви носит в себе элемент творчества. Совершающие богослужение священнослужители и церковнослужители должны сознавать, что они творят ощутимое и осязаемое духовное дело; должны понимать, что через них говорит и действует к верующим незримый всемогущий и вечный Бог и все Его святые угодники. Поэтому он требовал внятного и неспешного чтения и хорошего церковного пения. Его любимое дело было во время самого богослужения стать на возвышение и самому читать канон, стихиры и псалмы. С особенным подъёмом Светлого Праздника он совершил последнюю Пасху в Рижском Кафедральном Соборе. В этот же день, в 12 ч., он и так же Епископ Иоанн, в церкви Свято-Троицкого Сергиева монастыря, принял пасхальный привет рижско-градского духовенства и других собравшихся на этот случай верующих. Он увещевал духовенство составлять единое стадо Христово и быть связанным союзом любви, подобно тому, как и Христос Спаситель, своих апостолов связал союзом любви. Последнюю литургию покойный совершил 27 апреля в Виленском Свято-Духовском монастырском соборе в сослужении множества духовенства, при переполненном молящимися соборе.
После литургии был совершён крестный ход вокруг храма, и Владыка, согласно чину, вне стен храма, около горнего алтарного места, прочитал Евангелие мученикам от Иоанна (15, 13–16, 2). Пророчески прозвучали прочитанные им громким голосом слова: ‘‘Наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу’‘. Действительно, через день же сам Владыка был убит нечестивцами. Из Виленского Свято-Духовского собора похищены нечестивцами мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
Те же нечестивцы теперь сами же стараются восполнять красоту церкви Христовой новыми и новыми мучениками...
В одной из речей, сказанных по адресу Владыки были слова: ‘‘Ты, Владыка, всегда радуешь нас своим приездом и изливаешь на нас много энергии и силы. Ты поддерживаешь нас не только, как певчих церковного хора, но и как верующих православных христиан. От тебя мы твёрдо и ясно теперь узнали, что такое ‘‘русский’‘, и что такое ‘‘православный’‘. К сожалению, Ты у нас появляешься только метеором; в каждый приезд немного только побудешь у нас и опять уезжаешь в другие места и другие страны’‘.
Слова этого певчего оказались пророческими, ибо этот метеор на другой же день, в 11 ч. утра, закатился для всех нас навсегда. Но могила его с нами здесь в Риге и бренные останки его, которые воскреснут во время общего воскресения, так же с нами. Тем более дух и душа и все его духовные устремления с нами, и мы, верующие православной Церкви Христовой, продолжим и будем продолжать духовное церковное дело покойного дорогого Владыки’‘.

Крест на могиле митрополита Сергия (Воскресенского)

Крест на могиле митрополита Сергия (Воскресенского)


Наступила другая власть, теперь за открытие церквей, за проповедь слова Божия приходилось давать ответ.




65 лет со дня смерти Владыки митрополита Сергия
Рига, 29 апреля 2009 года


Рижскоградское духовенство и монашествующие, собравшиеся для молитвенного поминовения митрополита Сергия (Воскресенского)
65 лет со дня смерти незабвенного Владыки. Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр и его Преосвященство Преосвященнейший епископ Даугавпилсский Александр в сослужении рижскоградского духовенства совершают панихиду по Митрополиту Сергию Воскресенскому в Покровской церкви г.Риги. 29 апреля 2009 года
65 лет со дня смерти незабвенного Владыки. Вечная память Патриаршему Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому)
65 лет со дня смерти незабвенного Владыки. Пасха Христова. 2009 год. Панихида на могиле Митрополита Сергия (Воскресенского) в день его трагической смерти 29 апреля
Вечная память Патриаршему Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому)
Вечная память
Патриаршему Экзарху Прибалтики
митрополиту Сергию (Воскресенскому)



<К началу

Copyright MyCorp © 2018 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей