Воскресенье, 05.05.2024, 06:10
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Стенограмма Лекции иеромонаха Иоанна (Шаховского)

 
 
К главе «Моя молодость прошла под высокими звездами»
 
Вопрос о духе есть вопрос о бессмертной нашей жизни. Ес­ли мы не камни и не животные, то мы — духи, бессмер­тные лики духов, облеченных в тело. Но как это почувствовать, как осознать это в себе? Люди обращаются к Евангелию — вы­сшей мудрости, читают Евангелие, стараются применять к себе. Но как часто Евангелие «не удовлетворяет» их, иначе сказать — не удовлетворяет их то понимание Евангелия, которое они имеют, ибо не духовной своей сутью они еще подходят к священ­ной книге. Человек, средний человек в мире, собственно, живет только двумя сторонами своей жизни: физической и душевной, а духовная сторона большей частью в людях почти не заметна. И даже у верующих христиан она выражается слабо и почти ими не осознается.
 
Что такое «физическая» сторона жизни, это каждый знает, не стоит об этом и говорить. Душевная сторона жизни — это про­явление естественных эмоций и психических сил в человеке — то, чем человек не отличается от животного. Но в чем же духов­ность? И как эту духовность в себе найти, и что с ней делать, как ее возрастить? Можно себе представить такую картину: гора, и в горе, в середине, в центре ее, — драгоценный камень. Точно та­кую же картину представляет собой человек. Материал физический, материал душевный, психический, — и в центре этой чело­веческой жизни, зерно-дух, ипостась личности духа.
 
Когда человек стареет и у него ослабляются все функции организма, ослабляются не только физические его органы — зрение, слух, функции тела, — но и душевные его качества слабеют: па­мять, способности, которые он имел, таланты душевные ослаб­ляются, сходят на нет. Но удивительное явление мы здесь наблю­даем в развитом духе. Дух не только не ослабляется со смертью душевного и физического организма, но дух проясняется, усили­вается и как бы входит в свою настоящую полноту. Это было у всех святых, и это бывает у всех духовных людей. «Ветхий чело­век тлеет, — новый обновляется», — как говорил Апостол Павел. Это знают люди духа, и для них эта жизнь духа есть истинная реальность. Они, когда физический организм обновляется, не ос­танавливаются на этом печальном явлении, они знают, что у них есть жемчужина, драгоценность, о которой говорит Евангелие, ибо Царство Божие подобно зерну горчичному, которое «меньше всех других семян», — говорит Господь, но, «когда вырастет, бы­вает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
 
Дух придавлен земной оболочкой, плотью, душевностью, жизненными проявлениями от самой земли, но потом, если только человек обратит внимание на самое ценное, на самое великое, что в нем есть, на дух свой бессмертный, и начнет работать по развитию этого сокровища в себе — такой человек сам вырастает в большую духовность, и духовность начинает доминировать над его душевностью и его телесностью. Конечно, для многих людей здесь прежде всего подвиг веры, ибо, если духовная жизнь мало ощущается в себе или в других, то необходим подвиг веры.
 
Верьте больше Святым, чем грешным, ибо все Святые люди это утверждают, а все грешные отрицают. Человеку нужно произвести выбор между этими двумя половинами человечества, и, если он сознает жизнь своего духа, то придет к познанию Ду­ха Святого, Отца и Создателя и — проникнется сиянием света Христова. Евангелие говорит только об этом. Как Евангелие нельзя понимать плотским умом, так же нельзя понимать Евангелие и «душевно». Тот план, в котором Евангелие понятно, есть откро­вение духу от Духа. По мере роста духа в человеке ему начина­ет делаться понятной тайна Евангелия, и вырастает ценность его жизни.
 
Оптинский старец Варсонофий говорил одному близкому мне человеку: «Вот как иногда бывает, — должен ко мне прийти человек, мой духовный сын, которому я хочу дать духовный совет. Положение его я знаю; думаю, что мне ему ответить, что сказать, думаю, рассуждаю, решаю сказать ему то-то и то-то. Потом иду служить Литургию (после которой обычно бывает прием). Служу Литургию и, отслужив, причастившись Святых Тайн, я говорю ему совершенно другое, чем то, что хотел сказать, и, вот, этот от­вет бывает всегда правилен, этот ответ, подсказанный мне поми­мо действия моего разума, моих чувств»...
 
Это есть, конечно, проявление духовности, которое мы видим у всех Святых, которое называется  п р о з о р л и в о с т ь ю .
 
«Прозорливость» — это видение духом другого духа в чело­веке. Ведь обычно, когда мы друг с другом бываем знакомы, мы видим другого человека только физически или видим его лишь душевную психологию, — все это поверхностно, но дух наш мо­жет, действительно, коснуться глубин другого духа и познать его. Святые при большой очищенности сердца имели дар видения не глазами физическими, не психической догадкой, но дар подлин­ного познания души, — они видели душу другого человека.
 
Как начаток этой духовности проявляется у нас грешных? У нас это проявляется вот как: мы чувствуем, что кроме внешних пяти чувств или даже шести чувств (мускульное шестое чувство), у нас еще есть какое-то высшее чувство. Мы его почти не замеча­ем, и нам трудно его всегда регистрировать. Вот мы, например, встречаем в первый раз человека: мы не знаем, кто он. Но тай­но устанавливается у нас какое-то знание о нем: он нам приятен или неприятен, он нам «симпатичен» или «не симпатичен», как выражаемся мы. Уже потом, познакомившись с ним ближе, мы можем составить о нем наше мнение, но в данную минуту мы не­посредственно его касаемся нашим духом. Здесь, конечно, могут быть ошибки (и бывают), ибо люди в мире не обладают чисто­той, и, поэтому, конечно, могут и не вполне и всегда правильно почувствовать человека.
 
Дух — это наш талант, данный нам, который мы должны разработать, отдать в рост, чтобы его принести Господу очищен­ным и просветленным. Мы должны прежде всего свой дух за­метить. Проявление духовности в человеке совершается в молитве. Молитва есть зеркало духовности. Чем человек духовнее, тем молитва его горячей, ярче, сильней; легче воспламеняется и поддерживается.
 
Но уже вера в свой бессмертный дух и сознание слабости и потемненности своей — это тоже есть проявление духовности. Люди, имеющие опыт настоящего покаяния, настоящего приобщения (подлинно в вере) Святых Тайн, имеют опыт духа вот ка­кой: «опыт легкости» — вдруг их телесность становится легкой, их душевное чувство приобретает некоторую окрыленность, ко­торая не является результатом простой, обычной радости (ведь иногда человек чувствует земную окрыленность после стакана вина или приятного разговора), но действиями Благодати. Не­бесная окрыленность является и независимо от принятия Святых Тайн; чаще всего после доброго поступка — человек сделает другому человеку бескорыстное добро, и потом чувствует небесную радость.
 
Я коснулся проявления духовности положительной, но есть духовность отрицательного порядка. С прискорбием скажу, что некоторые люди, которые даже называют себя «верующими» и «православными», не верят, категорически не верят (с некоторой усмешкой даже), в реальность существования сил зла. Так же существуют темные духи, как и существует ангельский мир, как существует отец ангелов и людей. И даже с этим темным ми­ром человеку приходится гораздо чаще встречаться, чем с миром светлым. Посмотрите на лицо злобствующего человека, который одержим какой-нибудь страстью: чувством скупости, пристрас­тия к деньгам, к вину. Посмотрите на человека, который завиду­ет, и вы увидите демонический дух. А не человеческий. В глазах их пробегает что-то, не только не достойное человека, но и смер­тельное для человека. И сколь часто человек бывает пленником этого духа, является добычей невидимых разбойников, которые его обкрадывают, как птицы притчи евангельской склевывают зерна, лежащие «при дороге» (См. притчу о Сеятеле).
 
Откуда это?.. А когда человек приходит в храм Божий, чтобы молиться, исполнен молитвенным жаром, молится, и вдруг чувствует, что начинают его касаться кощунственные, грязные мысли; он мучается, терзается, приходит в отчаяние. Но отчаиваться ему не надо, ибо это не его мысли, но невидимого злого духа, к нему подошедшего.
 
Епископ Феофан говорит, что духовная жизнь человека начинается с той минуты, когда человек начинает различать три мира: мир собственного своего духа, мир темный и мир светлый. Как наша душа может приходить в соприкосновение с душами дру­гих людей, также наша душа входит в соприкосновение с духом безтелесным, светлым или темным. Светлый наш помощник есть хранитель, дух, ведущий нас, но не принуждающий нас, а помо­гающий, дающий нам благой совет. И темный дух бывает близок к нам, дух, который вторгается в нашу душу и производит в ней большие опустошения.
 
Ограниченный временем, я не могу вам в достаточной полно­те раскрыть реальность этих двух миров. Но если человек ощу­тил в молитве соприкосновение с высшим миром, Божиим, то он, несомненно, тем самым приобрел опыт узнавать влияние и внушение с другой (темной) стороны. Человеку надо быть, действи­тельно, опытным в этом деле. Если же он не будет даже верить, что эти духовные силы существуют около него, то он будет де­лать дела, которые потом его и других будут повергать в великую скорбь. Апостол Павел, в полноте владевший духовным опытом, говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы под­небесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак стань­те, препоясав чресла ваши истиною и, облекшись в броню пра­ведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все рас­каленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» [Послание к Ефесянам, гл. 6: 11-17]. Наша общехристианская борьба не против «плоти и крови», не против материального мира, — наша борьба духовная с действительными величинами всех сил темного мира. Святые, подвижники нашей веры, Учители нашей Церкви, как опытные врачи (имеющие великий опыт), дают нам практические советы в ведении и охранении нашей жизни.
 
Человек действительно может осознать, что есть потусторонний мир — светлый и темный, и есть души человеческие, кото­рые общаются то со светлым, то с темным миром. У многих лю­дей подчас рождается чувство особенное, благодатное, когда они входят в какой-нибудь дом, квартиру, где благодать и мир. Они чувствуют, духовно осязают это. Входя же в дом, где злость, ссоры, ненависть, споры всякие, они тоже почувствуют и эту атмос­феру. Поэтому люди всегда ищут успокоение около какого-нибудь человека, имеющего в себе благодать и мир. Об этом сказал пре­подобный Серафим Саровский: «Стяжи в себе мир — вокруг те­бя спасутся тысячи. Неси всегда свет, чистоту, любовь, неси это Царство Божие, и вокруг тебя спасутся тысячи; ты, может быть, ничего не будешь им говорить, а они будут спасаться от того, что будут около Божьего света, горящего в тебе».
 
Но вот человек осознал, что высший подлинный мир, позна­ется только чрез мир духа. Что делать, как вести жизнь? Я отвечу кратко:
 
Основание духовности есть видеть свои грехи, свою немощь, и верить, что только благодать Божия может исцелить нас, духовно воскресить. Все, что человек делает в отношении своего те­ла, пусть исполняет в отношении своего духа, — вот что есть духовная жизнь. Мы питаем свое тело, греем, моем его, даем ему воздух, — все это нужно делать и в отношении духа. Омо­вение есть исповедь; видя свои грехи, надо чувствовать и верить, что только благодатью Христовой они омываются и очищаются. Писание есть Благодать Божия, манна небесная (она в древности была лишь прообразом действительной манны, Благодати Хрис­товой); человек может насытиться только Благодатью Божией; все остальное лишь разжигает, дает удовлетворение на короткое время, и потом еще больше мучает человека. Свет... Что такое свет? Это правда; она освящает. Что такое тепло? Это любовь, которой мы должны наполнять наше духовное существо (борьба против холода — зла). Такова жизнь духа. Питание — благодать Божию, можно получить через молитву. Молитва — это наша пи­ща духовная; мы не забываем пить чай, и обедать, и ужинать каж­дый день, но что мы даем нашему духу вне формальной молит­вы? Мы думаем часто, как бы «отбыть молитву», и не стремим­ся, — как птица поет и зверь дышит, — любить небо и молиться всегда, быть в молитвенности непрестанно.
 
Человеку надлежит приводить свой дух в равновесие; человек не может вести правильно свою духовную жизнь, если дух его постоянно колеблется. Когда мы волнуемся, выходим из себя, мы делаемся неспособными к обычной жизни, делаем ошибки, ибо потеряли свое равновесие. Первый признак человека, стремящегося к духовной жизни, — стремиться к равновесию, к спо­койствию духа. А для этого человек не должен быть ни к чему чрезмерно привязан — ни к своим привычкам, ни к вещам, ни к людям... Чрезмерная привязанность должна быть только к Богу.
 
Нужно питать, греть, освещать, омывать свой дух, давать ему некий простор для роста, ставить его в те условия, в которых жи­вет наше тело, не могущее жить в иных условиях питания, тепла, элементарной гигиены; такую гигиену мы должны давать и на­шему духу.
 
Даже не очень духовным взором человек может видеть в повседневной жизни, как освящается через нашу плоть дух. Совершенно явственно сквозь лицо человека, особенно через глаза, светится иногда что-то теплое и светлое; лицо бывает наполнено внутренним светом. Эту озаренность переживает человеческая душа и в себе.
 
Мы тянемся к Жизни... Сознательно или безсознательно, но мы хотим понять эту жизнь, к которой мы тянемся, как к какой-то Полноте, которой здесь нет, — только клочок которой мы видим здесь. Эта полнота — наша истинная жизнь, и блажен человек, который не увлекается внешним обликом скоропреходящего ми­ра, но останавливает свой взор на искорках подлинной жизни, видимой в себе, зажигается этими искорками и горит. Нам надо здесь уже зажечься! Если здесь, на земле, не зажжемся, — зажжемся ли мы после?
 
В обращении взора к небу состоит духовная жизнь человека. Мы должны стяжать жизнь в ином мире. Мы должны заметить в себе и в других дух безсмертный, и ради него жить, в нем положить свою надежду. И когда наступит неизбежная последняя минута нашей земной жизни и рука Всевышнего призовет нас в другой мир, — мы тогда пойдем в этот мир, не как животное, сопротивляясь и как бы проваливаясь в бездну, но — как в дом родной, куда тянулась всю жизнь наша душа, что мы любили, во что верили радостно. Легка бывает смерть такого человека. Душа легка, она не тяжела, не вязнет в этом мире, и потому легко отхо­дит. И, конечно, что может ждать такой человек, как не полноты блаженства, начало которого он уже испытал здесь!
 
Но путь к этому блаженству ведет через крест. Многие понимают крест как что-то лишь извне приходящее. Это не совсем верно. Взятие креста Христова — есть готовность человека на борьбу за правду, за любовь и за чистоту в этом мире. Труд­на эта борьба в грешном и прелюбодейном мире, ужасно трудно бывает пребывать здесь в полной правде. Все осуждают, срывают ваш порыв к добру, а вы несете его чрез всю жизнь, как крест. Это есть крест Христов. Можно нести в жизни и разбойничий крест, крест того разбойника, который не покаялся. Оба разбой­ника несли крест, и только один из них взял крест Христов (сми­рение), а другой остался со своим крестом разбойника. Действи­тельно, трудна и трагична жизнь духовного человека в этом мире, ибо о нем правдиво можно сказать, что он «не от мира сего».
 
Обычно, говоря про человека, что он «не от мира сего», хотят сказать, что он — недалекий, неумный, не могущий жить с другими. Это очень неверно. Человек «не от мира сего» — это человек, ценности которого выше ценностей большинства людей этого мира. Внешне этот человек может жить, как жил известный госу­дарственный деятель Сперанский (который вместе со своей мно­готрудной деятельностью был и большим духовным человеком, с подлинным молитвенным опытом). Можно быть хирургом — как Пирогов, писателем — как Достоевский... На всех путях человек может осуществлять Христову правду. Он не должен для этого внешне выходить из мира сего. Жить отшельником. И в мире че­ловек может сохраниться от зла. В этом чудо жизни во Христе. Господь жил не в пустыне, не в горах, а среди мира, именно для того, чтобы каждый человек воплотил Его Дух в своей личной жизни, на каких бы путях он ни стоял. Многим кажется, что она невозможна, что пойди они в монастырь, они бы стали жить ду­ховно. Но и в монастыре жизнь бывает трудна, не лишена тех же трудностей, что и в миру. Всякий человек должен помнить, что не своей силой он просветляется, а Божией силой. «Его» силы нет, есть Божия сила. «Невозможное человеку — возможно Бо­гу». В это надо верить. Верить не только в то, что Господь есть, а верить во все Его слова, в то, что Евангелие — самая реальная книга в этом мире. Кто в это поверит, тот увидит, что это так.
 
Говоря о духовной жизни, можно ее сравнить с плаванием... Человек, знающий, как плавать, но не плавающий, — утонет. Понятно ли, что я хочу этим сказать? Что недостаточно только тео­ретическое знание некоторых истин, но практическое их испол­нение, вот что важно. Нужен первый путь, первые шаги, важен свой подлинный опыт.
 
Да, силу чувства обращенности и превращенности из ветхого в новое, от греха к правде можно назвать чудом. Чудо — в рож­дении духовного человека; и оно всегда сопровождается удивле­нием, изумлением, ибо открывается то, чего человек дотоле не видел.
 
Сохранена авторская редакция


Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей