Пятница, 26.04.2024, 12:56
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 2/3. Сентябрь-октябрь 1942 г. 1-й год изд.
енной смуты, массовые повальные болезни и голод тяготели над измученным народом. Вся страна походила на страну, посещенную длительным землетрясением: всюду развалины и развалины, а над развалинами и пожарищами люди, завидующие покою мертвых. Но, кажется, ни в одной области разрушительный террор большевизма не был доведен до такой свирепой жестокости, как в области церковной. Первыми жертвами всюду падали представители православной церкви. Издевательства над св. верою и ее служителями доходили до неимоверных размеров. Издевались и печатно, и устно, и в стихах, и в прозе, раcпространялись кощунственные песни и картины, снаряжались кощунственные процессии, заборы и стены пестрели кощунственными надписями, плакатами и листами.
 
При таких именно условиях, которые справедливо можно охарактеризовать известным изречением протопопа Аввакума: «Отдал Господь Сатане Русь святую, да омоется кровью праведников», — по воле Божией, в ноябре 1917 г. вступил на патриарший престол святейший Тихон, а шестью месяцами ранее - в мае того же года, вступил в управление Петроградской Митрополии Преосвященнейший Митрополит Вениамин. В этих же условиях протекали и их святительские подвиги. Ясно, сколь многотрудны были эти подвиги. Среди всеобщего разрушения и разложения они сумели сохранить организм церковный в строжайшем соответствии с требованиями св. Канонов. Среди бурь они сумели сплотить верующих в такой прочный союз, разрушение которого оказалось не под силу всесветным разрушителям. Для своих пасомых и сопастырей они были «правилом (образцом) веры», держась которого, верующие пребыли в вере, не взирая ни на что. Это значение святителей понимали противники веры, поэтому борьба их с верою в значительной степени обратилось в борьбу с «Тихоном» и «Вениамином». В этой борьбе оба святителя пали словной смертью великих мучеников. Как известно, Митрополит Вениамин, после «судебного» над ним издевательства, 13 авг. 1922 г. был расстрелян, а тело его брошено в море. Патриарх Тихон скончался 8 апр. 1925 г. Обстоятельства его смерти неясны и таинственны, но молва о его мученической кончине (был отравлен) настолько прочно утвердилась в народном сознании, что вряд ли может быть изменена.
 
Исповеднически-церковный и национально-политический подвиг Патриарха Тихона и Митрополита Вениамина сделали их любимыми народными героями, в которых народ привык верить безусловно, которых привык представлять героями во всем: в словах, делах, жизни и в смерти. Такими, какими народ запечатлел их в своем умопредставлении, какими полюбил их, они будут жить в памяти народной во веки, такими они будут и по смерти продолжать руководяще влиять на сознание и жизнь родного народа в роды родов.
 
Молитвами Святителей-мучеников Твоих, Господи, спаси Церковь и Родину нашу.
 
 
 
 
РЕЗОЛЮЦИЯ АРХИПАСТЫРЕЙ.
 
В Риге состоялось совещание православных архиереев Латвии, Эстонии и Литвы. В совещании принимали участие высокопреосвященнейший Сергий митрополит Литов­ский, экзарх Латвии и Эстонии (председатель совещания), высокопреосв. архиепископ Иаков Елгавский, преосвящ.Павел еп.Нарвский и преосвящ.Даниил еп.Ковенский. Участники совещания, между прочим, высказали свое авторитетное мнение по поводу приписываемого Патриаршему Местоблюстителю, Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, воззвания к русскому народу о сопротивлении германской армии. Архипастыри единодушно признали, что высокочтимый иерарх, глава Российской Православной Церкви, не мог составить или, по крайней мере, добровольно подписать это воззвание. Целый ряд обстоятельств доказывает, что это воззвание сфабриковано кремлевскими властителями и распространяется от лица Патриаршего Местоблюстителя.
 
Текст резолюции архиерейского совещания следующий:
«Имея радостную возможность свободно высказываться по церковным делам, мы, участники первого совещания православных архиереев в Риге, считаем своим долгом сделать во всеуслышание следующее заявление.
Советская власть подвергла Православную Церковь неслыханному гонению. Ныне на эту власть обрушилась кара Божия. Желая отда­лить неотвратимую гибель и угодить своим лицемерным союзникам, большевики притворяются, будто они изменили свое отношение к Православной Церкви, вернув ей свободу. Но этому обману никто не поверит. Он опровергается явными фактами. За подписью Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшего Сергия, Митрополита Московского и Коломенского, большевики распространяют нелепое воззвание, призывающее русский народ сопротивляться германским освободителям. Мы знаем, что Блаженнейший Сергий, муж великой учености и ревностной веры, не мог сам составить столь безграмотное и столь бессовестное воззвание. Либо он вовсе не подписывал его, либо подписал под страшными угрозами, желая спасти вверенное ему духовенство от полного истребления. Для нас это воззвание служит ярким доказательством того, что большевики попрежнему держат Православную Церковь в своих тисках, удушая ее и фальсифицируя ее голос. Оплакивая участь Патриаршего Местоблюстителя, мы решительно отмежевываемся от насильно навязанной ему политической установки и молим Господа Бога о скором и полном освобождении Православной Церкви от болышевицкого гнета.»
Оригинал подписали: СЕРГИЙ, митрополит Литовский, экзарх Латвии и Эстонии; ИАКОВ, архиепископ Елгавский; ПАВЕЛ, епископ Нарвский; ДАНИИЛ, епископ Ковенский.
 
 
 
 
МЫСЛИ О ЦЕРКВИ.*)
Патриарх Тихон Московский и всея России (1865—1925).
 
 
«Будет в последние дни явлена гора Господня и дом Божий на верху горы... и поекут к ней все народы ... и раскуют мечи свои на орала и копья свои на серпы... и не будут более учиться воевать... и никто не будет устрашать их» (Исайя 2, 2—4; Михей 4, 2—4). Это царство мира на земле, о котором предвозвещали ветхозаветные пророки, и есть Церковь Христова, и в ней-то и нужно искать мира. Здесь человеку дается мир с Богом, так как в таинствах он очищается от грехов и становится любезным Господу чадом Его. Здесь же в богослужении, в таинствах, в строе и жизни церковной христианин почерпает мир и отраду и успокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется, и в душе его кроткой, незлобивой, благопокорной, милостивой и любящей водворяется Бог мира и любви: и христианин тогда испытывает высокое блаженство, выше которого нет ничего на земле. Никакие действия и страдания не могут омрачить в христианине этого блаженного мира, напротив, мы знаем, из истории Церкви Христовой, что святые люди даже радовались в страданиях и хвалились в скорбях, узах и темницах, в пустынях и в верепах при всех лишениях, они были так благодушны и спокойны, как, быть может, никогда не чувствуют себя люди, живущие со всеми удобствами и в довольстве; самая смерть не страшна им: благодушно ожидают они приближения ее и с миром отходят ко Господу. 
 
В Церкви Христовой повсюду разлит мир. Здесь молятся о мире всего мира, о соединении всех; здесь все называют друг друга братьями, друг другу помогают; здесь любят всех, даже врагам прощают и благотворят. И когда христиане послушны гласу Церкви и живут по ее велениям, тогда у них действительно мир и любовь; припомните первых христиан, у которых было одно сердце и одна душа, у которых даже и имение было общее (Деян. 4, 32); а когда, напротив, люди отдаляются от св.Церкви и живут по своей воле, тогда у них господствует себялюбие, раздор, несогласие, войны ...
 
Разве мы не должны радоваться и благодарить Господа за то, что Он, Милосердный, призирает на Свою Церковь и сохраняет ее невредиму и непреобориму от врагов даже и до днешнего дня? Ведь не в первые только века Церковь Христова терпела разные беды и подвергалась гонениям, и не во времена только вселенских соборов делали на нее нападения лжеучители, свой разум взимающие на разум Божий. Нет. С первых дней и до окончания века она будет уподобляться кораблю с пловцами, плавающему среди разъяренного бушующего моря, ежеминутно готового низвергнуть пловцов с корабля и потопить в волнах и самый корабль. И кажется, чем дальше плывет этот корабль, тем сильнее хлыщут по нему волны, тем яростнее нападают они на него. Сначала, в первые века были гонения на христиан внешние, со стороны язычников. А когда Церковь восторжествовала над ними, является опасность еще более грозная, но уже с другой стороны: оканчиваются беды от язычников, но зато начинаются беды от сродников, беды от лжебратий, возникают нападения внутренние: в недрах самого христианства появляются одна за другой ереси и расколы. Конечно, истина Божия восторжествовала над ложью человеческою; но членам Церкви не приходится складывать своего победного оружия. Им предстоит вести борьбу уже не с древними еретиками, а с новыми врагами: с неверующими, с разными отрицателями и мнимыми представителями могучей науки. И нельзя сказать, чтобы с течением времени борьба эта утихла; лишь Церковь успеет, одержать победу над одним врагом, как появляется новый противник. Зло — как будто какая гидра, на которой на место отрубленной головы выростает новая. В последние же времена зло напряжет все свои силы и в лице антихриста вступит в ожесточенную борьбу, с Церковью Божиею, и для Церкви в те дни будет великая скорбь, какой не было от начала мира (Мф. 24, 31). И в прошлые времена иные цветущие и некогда славные поместные церкви беднели и пустели, а под конец будет еще больше отпадений. Но не было, и мы верим, по слову Христа, и не будет времени, когда бы вся вселенская Церковь Христова исчезла с лица земли. Нет: «твердо стоит основание Божие» (II Тим. 2, 19); на недвижном камне создана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Чем яростнее бьют волны в эту скалу неподвижную, тем дальше отскакивают они от нее. Иногда враги Церкви Христовой готовы праздновать полную победу над Церковью; им кажется, что они покончили с нею. Но что же? Как вздувшиеся волны, ударив о корабль, снова сливаются с морем, и не видно их, и не отличить их от других волн, так и враги Христовы, восстав на Церковь Божию, снова возвращаются в ничтожество, из которого вышли, а корабль церковный по прежнему продолжает свое победное шествие вперед. Каждый вновь прожитый год все более утверждает несомненность того, что истина Господня пребывает во век, и что Церковью Христовой и «врата ада не одолеют».
 
Как не торжествовать при виде того, что Церковь Христова — царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими средствами и земными приманками, царство уничиженное, гонимое, бессильное, — не только не погибло в мире, но возросло и победило мир. Как не торжествовать при мысли о том, что несмотря на всяческие насилия, нападения и противодействия, Православная Церковь сохранила веру Христову, как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, целости и неповрежденности, так что вера наша есть вера Апостольская, вера отеческая, вера Православная ...
 
Церковь Христову св. ап. Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много (1 Кор. 12, 14), и они и имеют не одно и то же делание (Рим. 12, 4), но каждый свое: око — свое, рука — свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (I Кор. 12, 25—26); так и вы, братие, — тело Христово, а порознь — члены (27). Каждому из вас дана благодать по мере дара Христова (Ефес. 4, 7) ... к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (12). Посему вы с истинною любовью возрастайте в Того, Которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяческих взаимоскрепляющих связей, при действии в меру каждого члена, получает прирощение для созидания самого себя в любви (ст. 15—16). Еще св. Златоуст говорил: «не слагайте все на духовных; вы и сами много можете, вы знаете друг друга лучше нас...»
 
Посему и вы, братие, назидайте друг друга, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем, смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (Фесал. 5, 14—15). Бог всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. (1 Петра 5, 10—11).
-----------------------
*) Эти мысли Святейшего Патриарха собраны нами из различных его проповедей произнесенных им в бытность его святителем Алеутским и Северо-Американским.
 
 
 
 
РУССКОМУ ПАТРИОТУ —
ВЕРНОМУ СЫНУ СВ. ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
 
Ты называешь себя русским патриотом — верным сыном св.Православной Церкви и недоуменно вопрошаешь: как ты должен относиться к «событиям», происходящим на территории СССР; как и чем оправдать проклятие Божие, тяготеющее над Русью четверть века? И еще: почему Господь не слышит стона многомиллионного русского народа и не протягивает руку помощи погибающему народу?
 
На твои вопрошания отвечу тебе устами пророка Исайи: «Рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59, 1—4). — Вот причина, почему тяготеет, как ты говоришь, проклятие Божие над Русью! Вот причина, почему Господь не слышит страданий русского народа и не протягивает ему руку помощи!
 
«Бог поругаем не бывает»! Православный русский народ (в массе своей) совершил страшное преступление: озлобился на Бога и на самого себя, размахнулся, и ... стер с лица земли самое родное, святое и драгоценнейшее наследие своих предков — Святую Русь Православную, а на развалинах ее, обильно политых кровью лучших сынов своего народа, начал строить Вавилонскую башню, дав ей богохульную, постыдную кличку «СССР...» Но как, некогда, смешал Господь языки богопротивных строителей Вавилонской башни, в результате чего она рухнула, так и ныне, смешал Господь рассудок, строителей Большевицкой башни и все мы являемся свидетелями ее хаотического распада. Ни крепости, ни орудия, ни танки, ни самолеты, ни партизаны в тылу, ни миллионы жертв на фронте, ни какие-либо другие подпорки, — ничто не удержит Большевицкую башню от падения и разрушения, ибо она строилась на фундаменте лжи и обмана, закреплялась цементом насилия, растворенным на крови и слезах.
 
События, происходящие на территории СССР, больше, чем «события». — Это бичь Божий, шествующий по земле Русской, бичь больно бьющий осквернителей и надругателей над наследием предков. Но не отчаивайся Патриот русский! Шествуемый бичь Божий не к смерти, но к жизни твоего народа. Да, к жизни! Русский народ должен до конца испить чашу страданий, искупить свой грех, покаяться. А покаяться есть в чем.
 
Отрекшись от своего Творца, Промыслителя и Спасителя — Бога, русский народ опоганил и извратил свою жизнь, потеряв непоколебимую основу правды и нравственности.
 
Каждый русский — член семьи великого русского народа, обязанный ему своим духовным и культурным развитием, своей русскостью, в то же время лично ответственен как за все общенародные грехи, так и за соделанный грех богоотступничества.
 
Только покаявшись в этом грехе и бесповоротно вазвратясь на путь веры, освященный в русской истории трудами жизни святых великих князей Владимира и Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и многих других, каждый русский человек, каждая русская семья, общество и весь русский народ получат возможность и силы здорового развития всех своих талантов и возможностей, осуществления мечты лучших сынов своей родины, замысла Божия о русском народе, идеала Святой Руси.
 
Но исповедуя веру во Иисуса Христа каждый русский человек, семья, общество и весь народ должны строить всю свою жизнь, как личную, так и общественную, политическую и хозяйственную по божески.
 
Неправедна и греховна роковая ошибка прошлого: — исповедуя веру устами, жизнь строили без Бога на основах себялюбия, наживы и лжи. Вера без дел мертва. Если живая вера не освящает жизнь, то безбожная жизнь изгоняет мертвую веру.
 
Оживи же свою веру покаянием и живой верой освящай жизнь свою! Бог да поможет тебе.
 
* * *
«Подло завелось теперь в земле нашей ... свой с своим не хочет говорить, свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке... Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, брат­цы, крупица русского чувства; и проснется оно когда-нибудь, — и ударится он, горемыч­ный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, гото­вый муками искупить позорное дело ...» Н. В. Гоголь («Тарас Бульба»).
 
 
 
 
СВ. КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ.
 
Тяжел был Крест Господень. И тяжел не только потому, что тяжело было древо Кре­ста, а потому, что Крест Господень соединял в себе жизненные кресты всего человечества, всех людей.
 
У каждого человека есть свой крест: физическая или духовная болезнь, горе, утрата близкого человека — мужа, жены, ребенка, — неудачная семейная жизнь, материальные беды ... Много крестов у людей, и каждый несет свой, особый крест. А Христос в Своем Кресте понес крест каждого из нас и все наши кресты вместе.
 
Итак, не будем унывать и падать духом под тяжестью своего креста, каков бы он ни был. Неся свой крест, мы идем по стопам Спасителя нашего, помогаем Ему в несении Им Его — нашего — креста, а кто Ему по­следует — с Ним будет (Ин. 12, 26). Он же воскрес и возсел одесную Отца (Мк. 16, 19). За крестом и для нас будет воскресение; от­каз от креста значил бы отказ от участия в пути Господнем, от соучастия в несении Его — нашего — креста и — от воскресения. Да не будет этого с нами!
 
Стоя перед святынею Креста Господня, будем молиться о ниспослании нам силы для несения наших крестов.
 
Тяжел крест и всего русского народа, и нашей православной церкви. Но верим, и знаем — за крестным путем Спасителя была слава Воскресения. Верим и знаем: за крест­ным путем русского народа и Православной церкви тоже будет слава Воскресения. Креста мы не боимся: крест — наша сила, наша по­беда, наша слава.
 
«Кресту Твоему поклянемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
 
 
 
 
УЧЕНЫЕ ЛЮДИ И ВЕРА В БОГА.
 
Великий Ньютон (1643—1727), гениальный творец и основатель современной математи­ческой физики и физической астрономии (англ.), о котором знаменитый немецкий хи­мик Либих (1803—1873) говорит: «От одного высокого гения, Ньютона, более излилось света, чем могли произвести тысячи перед ним,» — не иначе произносил имя Божие, как обнажив голову. В заключение своей книги «Принципы», в которой изложены все его на­учные открытия, Ньютон пишет: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как ду­ша его, а как Властитель вселенной. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, — всем, что есть и что может быть. Он всегда и везде тот же и единый Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенств, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Бог же без верховной власти, без провидения и без цели в Своих творениях был бы ничем иным, как роком или природой. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воли Существа самобытного.»
 
Гете (1749—1832) — один из величайших поэтов в мире (нем.), пишет: «Собственно, единственной и самой глубокой темой исто­рии мира и человека, которой подчинены все другие, остается борьба между неверием и верою. Все эпохи, в которые господствует вера, — блестящи, возвышенны и плодотвор­ны для современников и для потомков.» «Че­ловек никуда не может уйти от Бога. Он мо­жет назвать себя атеистом, но он не в состоя­нии отрицать томление по Боге, которое не дает покоя его душе.»
 
Жан-Жак Руссо (1712—1777), один из ве­личайших мыслителей и мировых писателей (франц.), говорит: «Тот, кто не признает религии и враждебно относится к исповеданию, есть противник всякого воспитания.»
 
Рудольф Вирхов (1821—1902), знаменитый нем. патолог-анатом, физиолог и антрополог, в своей речи к естествоиспытателям говорил: «Всякая попытка превратить сомнительные задачи науки в верные положения, брать ги­потезы в основание преподавания, особенно попытка исключить церковь и заменить ее догматы религией происхождения видов, осуждена на неудачу, а ее неудача повлечет сильные опасности для общего положения науки.»
 
Федор Михайлович Достоевский (30 окт. 1821 — 28 янв. 1881), великий русский писа­тель — «пророк русской революции», в своем произведении «Братья Карамазовы», между прочим, пишет:
«... Неверующий деятель у нас, в России, ничего не сделает, даже будь он искренен и умом гениален. Это помните. Народ встретит атеиста, поборет его, и станет единая право­славная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте его ... — Спасет Бог Россию. Ибо хоть развратен простолюдин и не может уже отказать себе в смрадном грехе, но все же знает, что проклят Богом его смрадный грех и что поступает он худо, греша. Неустанно еще верует народ наш в правду, Бога признает, умилительно пла­чет ... А Россию спасет Господь, как спасал уже много раз. Из народа спасение выйдет, из веры и смирения его.»
 
 
 
БУДЬ БЛИЖЕ К ЧЕЛОВЕКУ.
 
У нашего писателя А. П. Чехова есть не­большой рассказ «Тоска». В рассказе этом представлен бедный, убитый горем человек —-извозчик Иона Потапов, потерявший сына, скончавшегося в больнице.
 
Осиротелый отец, выехав на свой промы­сел, пытается заговорить с седоками о своем горе, силится излить им свою тоску, найти в них сочувствие, получить утешение.
 
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
 
- Гм!.. Отчего же он умер?
 
- А ктож его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер ... Бо­жья воля.
 
- Сворачивай, дьявол! - раздается в по­темках. - Повылазило, что-ли, старый пес? Гляди глазами!
 
- Поезжай, поезжай ... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем. Подго­ни-ка!..
 
Не найдя себе сочувствия в этом человеке, Иона обращается со своим горем к другому и в ответ получает: «Все помрем ... Ну, пого­няй!»
 
... Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски ...
 
... Иона видит дворника с кульком и ре­шает заговорить с ним.
 
- Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
 
- Десятый ... Чего же стал здесь? Про­езжай!
 
Иона отъезжает на несколько шагов, из­гибается и отдается тоске ... Обращаться к людям он считает уже бесполезным ... Ему невмоготу.
 
Возвращаясь с своего промысла к себе до­мой на постоялый двор, Иона, наконец, пы­тается излить свое горе товарищу по профессии — молодому извозчику. Однако, при пер­вых же словах своей грустной повести, он за­мечает, что молодой парень укрылся с голо­вой и уже спит.
 
Невыносимо жутко Ионе. «Лопни грудь Ионы, и вылейся из нее тоска, так она бы, ка­жется, весь свет залила...»
 
И вот, в бессонную ночь идет Иона в ко­нюшню и, как бы в некоем забытьи, обраща­ется со своим горем к лошади:
 
- Так-то, брат, кобылочка ... Нету Кузь­мы Ионыча ... Приказал долго жить ... Взял и помер зря ... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать ... И вдруг, скажем, этот самый жере­беночек приказал долго жить ... Ведь жалко?
 
Лошаденка жует, слушает и дышит на ру­ки своего хозяина ...
 
Иона увлекается и рассказывает ей все ...
 
Тяжелое, невыразимо тяжелое впечатле­ние производит этот рассказ. В нем талант­ливый писатель изобразил нам черствость че­ловеческой души, безучастие к горю ближне­го, показал нам людей, которые имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат, имеют разум и память, но забыли, что на земле есть страдания и страдальцы.
 
Мир полон страданий и страдальцев и на­столько полон, что мы свыклись с людскими страданиями и часто уже не замечаем их, а страдальцы кругом нас. Это сироты, нищие, голодные, больные, плененные, израненные, искалеченные, измученные неволею и насилием. Печаль, тоска, горе, отчаяние, как червь точит их сердце.
 
Спешите на помощь к этим страдальцам, «поддержите их, утешьте, не покидайте их; ведь они одни остаются с своим горем тяже­лым; ведь они также стучатся в ваши души; не поддержите их, они погибнут; не прими­рясь с своим горем, они могут сделаться или несчастными горемыками, или также скоро увянут, как-вянет от зноя, без влаги цветок...
 
Поддержите в горе страдальцев: располо­жите их к терпению, возбудите в них веру и надежду на промысел Божий, расположите их к молитве, молитесь за них, плачьте вместе с ними, делите их горе! И ваша любовь к братьям, ваши чувства и слезы будут прохладой в душевном зное страдальцам и спасут их. «Друг друга тяготы носите,» тогда через нас и наши ближние будут спасены, а через них и мы, как исполнившие закон Христов, заслужим себе и милость Божию и спасение (Галат. 6, 2).
 
* * *
О нет, не верю я!..
Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день - вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!
                                                               (А Плещеев.)


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (05.10.2010)
Просмотров: 1750 | Теги: № 2/3, Сентябрь-октябрь, журнал, Православный Христианин, 1942 г.
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа