Архимандрит Виктор (Мамонтов) - настоятель Свято-Евфросиниевского храма в г.Карсава (Латвия). Родился в 1938 г. на Дальнем Востоке. По светскому образованию - литературовед, закончил Южно-Сахалинский педагогический институт. Иноческий путь начал в Свято-Успенской Почаевской лавре по благословению своего духовного отца архим. Серафима (Тяпочкина). В 1980-е годы при митрополите Леониде (Полякове) был духовником Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Автор статей и воспоминаний по истории Русской Церкви, в которых особое внимание уделено опыту новомучеников и исповедников Российских XX в.
«Душа благословенна всякая простая»
(Притч. 11; 25)
Три паломницы шли в Рижскую пустыньку. Одна из них уже была в ней и полюбила ее и ее духовника отца Кирилла. Спутницы вдруг возроптали на нее: «Куда ты нас привезла? Какой тут монастырь? Один лес. Никаких святынь нет: ни мощей, ни чудотворных икон. Благодати тут нет».
Подошли к святым вратам, вошли. Навстречу им в белом холщовом подряснике спешит сияющий отец Кирилл и говорит: «Куда же вы, миленькие мои, приехали? Здесь у нас нет никаких святынь: ни мощей, ни чудотворных икон».
Женщины упали в ноги старцу и просили прощения.
Перед ними стоял человек, живущий глубокой духовной созерцательной жизнью. Внутреннее делание невольно отобразилось на его внешнем облике. Старец излучал внутренний свет, не как какое-то озарение, а свет незримой, чистой, тихой Христовой любви.
Схиархимандрит Косма (Кузьма Иванович Смирнов, 1885-1968) - истинный подвижник веры нашего века - был первым старцем Спасо-Преображенской пустыньки в Латвии. Его имя должно быть вписано в историю нашей Церкви как пример высокого исповедничества и праведности в длительную эпоху гонения на христиан. Своим ревностным служением Церкви, своей святой жизнью, он укреплял дух веры в народе, оберегал его от духовного разрушения, призывал к святости. Люди почитали отца Косму за его любовь ко всем и служение всем, потому он и стал старцем не только маленькой обители в Латвии, но и всей страны. Через него Господь нес Свои мир и любовь всем, кто нуждался в них. «Любви и скорби брат» - так гласит о нем надгробная надпись в пустыньке.
Он был воспитанником Валаамского монастыря, куда поступил двадцати пяти лет с надеждой, что это святое место будет последним его земным пристанищем, где он, ведя аскетическую жизнь, служа Богу и братии, обретет желанный душевный мир.
Но Господь вывел его из монастырской ограды в мир, который превратился в духовную пустыню и который нужно было одухотворять.
О.Косма, как и многие монашествующие братья и сестры, находящиеся в рассеянии по всей стране, осуществляя свое служение в миру, открывали людям таинство присутствия в них живого Бога.
Господь желал научить Своего избранника, как апостола Петра, ходить по воде, то есть всегда верить Ему и надеяться только на Него.
Господь хотел, чтобы он всегда был с народом, вошел в его горе, чтобы он, подобно воссоздателю старчества прп.Паисию Величковскому, подобно прп.Серафиму Саровскому и оптинским старцам, широко открыл двери своей келии миру. В годы стремительного расцерковления народа была крайняя необходимость в служении любви.
Призвание к святости о.Косма почувствовал еще в детстве. С годами он укрепился в мысли, что его путь в Церковь лежит через монашество. «У меня не было никакого чувства привязанности к миру, - писал он, - не было плотских чувств, были видения, что стану иноком». Монашеское облачение очень нравилось ему, и он просил себе у Господа балахончик. Кто-то из домашних говорил ему: «Ты такой некрасивый, поэтому в монастырь хочешь». Он же отвечал: «В этой жизни я некрасивый, а в той - красивый». Отроку Косме было видение, что он очень красивый, он удивился и спросил: «Неужели это я?».
Детство и юность
Старец Косма родился 22 октября 1885 года в деревне Дуплино Мышкинского уезда Ярославской губернии. По своему воспитанию он был человек «некнижный и простой».
С малых лет он вместе с родителями, Иоанном и Синклитикией, братьями и сестрами, крестьянствовал. Умел делать все: и грабли мастерить, и лапти плести. Когда умирали в их семье младенцы, Косма делал им гробики и крестики. Он не любил, чтобы ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. «Я услужу, - говорил он, - спрячусь и радуюсь, и молюсь». На нем исполнились слова Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20; 28).
Четыре зимы ходил Косма в церковно-приходскую школу в селе Шипилове, находившуюся рядом с очень красивым пятипрестольным храмом Иоанна Предтечи, в котором пели и читали на службах школьные учителя и дети священников. В храме имелся престол святых Космы и Дамиана. В зимнее время, в метель, церковный сторож звонил в колокола каждый час, подавая знак заблудившимся путникам.
В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с чудотворной иконой Югской Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконой Покрова и преподобного Паисия.
Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать Синклитикия тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая. Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей».
В одном из видений в детстве о.Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю,- вспоминал о.Косма, - как же так - «не от рода сего»? Значит, я плохой?» Слышу голос: «Нет, ты - Божий».
Пророчествовала о будущем служении о.Космы блаженная старица Ксения (Ксения Степановна Красавина), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда толпилось много людей, желавших получить ее духовный совет. Родилась она в Мышкинском уезде, ее все знали и любили за доброту и мудрость. Около тридцати лет она прожила в землянке как затворница, питаясь сухарями, а когда их не было, теребила мох и ела его.
Жаждущие ее помощи приезжали из разных мест и увозили к себе пожить, чтобы многие люди имели возможность получить духовную поддержку блаженной старицы. За это гонители веры ненавидели ее, преследовали, сажали в застенки, где она претерпела издевательства и поношения. Однажды тюремные начальники, глумясь над ее святостью, подали ей жареную ворону: «Вот мы курочку тебе приготовили». Старица ответила им: «Ворона летала, летала и Ксении на тарелочку попала. Кушайте сами».
Умерла блаженная старица Ксения 14 августа 1940 года, не дожив два года до ста лет.
Веря в молитву праведницы, многие люди приходили во время войны и приходят по сей день на ее могилку получить помощь свыше.
Валаам
«После смерти родителей по наклонности к духовной жизни я поступил в 1910 году на служение Богу в Валаамскую обитель,» - писал о себе старец.
Вместе с братом Николаем он уехал в Петербург, где устроился в булочную на Апраксином дворе. Торговля была без выходных дней, поэтому удавалось прибегать только на вечернюю службу в Казанский собор. Однажды в булочную пришел странник и попросил у Космы хлеба. Получив его, он сказал юноше: «Когда приедешь на Валаам, я тебя чайком угощу». Таинственный странник исчез, дав Косме знак Божественного призыва к иной жизни.
Вскоре Косма был уже в знаменитой древней северной обители, разместившейся на сорока двух островах, где, несмотря на сильное обмирщение монашеской жизни, многие ее насельники сохраняли древний дух иночества.
Как только он вступил на валаамскую землю, к нему подбежал знакомый странник, очень худой, босой и радостно воскликнул: «А, Кузьма приехал. Я давно тебя ждал. Ты будешь помощником архиерея, будешь носить митру». И скрылся.
С большим смирением совершал Косма свой подвижнический, послушнический путь: он учился токарному делу по дереву и металлу, трудился в позолотной мастерской, в гостинице, потом стал келейником игумена монастыря старца Маврикия (Баранова, 1839-1918).
Он был послан в самое суетное место монастыря - гостиницу. На праздники в обитель приезжало много народа - «что каша крутая» - около четырех тысяч. Гостинники-монахи, принимающие паломников, несравненные терпеливцы, выслушивали тысячи разнообразных просьб, жалоб, расспросов и всем служили с любовью. Они были здесь пастырями всего этого алчущего и жаждущего стада.
Служение паломникам было особенно по душе Косме, ибо соответствовало его натуре. Любовь к этому служению он пронес через всю свою жизнь, оно было прообразом его выхода в мир и его старческого подвига в нем.
На Валааме закладывалась основа духовной жизни о.Космы, здесь он, порученный старцу, самому игумену монастыря Маврикию, приобщился к живому опыту валаамских подвижников.
Из монастыря в мир
Господь вывел Косму из монастыря в мир, в пекло начавшейся Первой Мировой войны. Он был мобилизован 2 апреля 1915 года. В списке лиц, выбывших из монастыря при мобилизации 1914-1915 годов, хранящемся в Петрозаводском архиве в фонде Валаамского монастыря, под номером тридцать восьмым записан послушник-богомолец Кузьма Смирнов.
Послушник Косма, как и большинство призванных из монастыря, покинул любимый Валаам навсегда. Возвратившись из армии в 1918 году и приехав в Петроград, он не мог вернуться на Валаам из-за полного разобщения обители с Россией.
Косма поступил на Валаамское подворье, что на Калашниковской пристани у храма Бориса и Глеба, где проживал до призвания его на келейное послушание к епископу Илариону (Бельскому).
15 марта 1924 года епископ Каргопольский Иларион лично постриг Косму в монашеский чин в подворьевской часовне с наречением имени Кирилл в честь преподобного Кирилла Челмогорского (память его 8/21 декабря) и взял его с собой в Олонецкую епархию.
Вскоре, 10 ноября 1924 года, монах Кирилл был удостоен принять сан иеродиакона от епископа Илариона в Никольском храме г.Каргополя.
Гонимого Владыку Илариона переместили в Смоленск, где 9 мая 1925 года он посвятил иеродиакона Кирилла в сан иеромонаха с исполнением обязанностей келейника и эконома.
Иеромонах Кирилл проживает с епископом до ареста Владыки и ссылки его в 1926 году.
О.Кирилл со скорбью разлучился с любимым Владыкой; он не мог разделить с ним тяготы ссылки, хотя очень желал этого. На Соловках «маленький Иларион» (так там прозвали епископа Илариона в отличие от бывшего также на Соловках архиепископа Илариона (Троицкого), был «запретником», т.е. приговоренным на весь срок на тяжелые физические работы. В сентябре 1931 года его перевели на Беломорстрой, по окончании срока с 1935 года он жил в Чебоксарах, где в конце 1937 года был вновь арестован и расстрелян.
По разлучении с Владыкой о.Кирилл в условиях жестокого гонения на Церковь и массового вероотступничества продолжает свое служение как пастырь.
Не имея постоянного места служения, он жил как странствующий благовестник, гонимый с одного места на другое. Он служит в разных местах Смоленской и Тверской епархий - то в монастырях, то на приходах: в женском монастыре с.Комары, в Ордынском Богородском монастыре, в г.Велиже, в с.Высочерт.
В эти годы меньшинство хранило мученическую верность канонической Церкви, не соблазняясь, подобно «живоцерковникам», чечевичной похлебкой лживых благ. Церковный народ не принял «живоцерковников».
За непризнание обновленческой деятельности епископа Александра Великолуцкого о.Кирилл был арестован и гоним по тюрьмам Велижа и Смоленска. Он твердо стоял в Истине, не поступаясь самым драгоценным, что дал Господь всем нам - внутренней свободой.
После освобождения о.Кирилл был переведен в село Высочерт Тверской епархии, где служил до дня своего ареста 2 февраля 1931 года.
Он был выслан ОГПУ без суда по 58-й статье УК на десять лет в лагеря Беломорканала. С великодушием Иова он принял все утраты и не возроптал на Бога, был спокоен, всецело предав себя Его благой воле. Совершенно неизвестны подробности его пребывания в тюрьмах и лагерях, ибо он в годы гонения на Церковь не имел возможности говорить об этом открыто, а те, кто испили с ним чашу страданий, почти все уже умерли.
Вскоре после освобождения начались новые испытания не только для о.Кирилла, но и для всего народа - война с фашистами. По приглашению верующих станции Саблино о.Кирилл служил в кладбищенском Никольском храме, но всего только восемь месяцев, ибо был отстранен от служения «благочинным» о.Иоанном Амозовым, самосвятом, начавшим травлю батюшки. Бывший милиционер, агент органов безопасности, он объявил себя священником, носил рюкзак, сшитый из старинных парчовых риз, постоянно писал в Управление миссии во Пскове и немецким властям, еще в другие учреждения клеветнические письма на о. Кирилла, называя его самозванцем, лжепастырем, продавшимся большевикам. Эти письма сохранились в личном деле о. Кирилла и стали венцом блаженства на его главу исповедника и бескровного мученика.
В Православной Миссии, созданной во время войны во Пскове для управления церковной жизнью, по благословению митрополита Сергия (Воскресенского), дело о.Кирилла было рассмотрено положительно, и его назначили в 1943 году обслуживать приходы - Любанский, Пельгоровский, Ильинский, Хоченский, Сустие-Поляны.
Источники: Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. Выпуск 26-27, 2002., С.90-106.