Вторник, 13.11.2018, 23:21
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Латвия [33]
Архимандрит Кирилл (Начис) [5]
Протоиерей Георгий Тайлов [1]
Протоиерей Кирилл Зайц [3]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Православие. Личности. ХХ-XXI вв. » Латвия

Схиархимандрит Косма (Смирнов) (стр.2)
В Латвии
 
В этом же году вследствие эвакуации всего населения немецкими властями о.Кирилл вместе со своей Спасо-Преображенская пустыньобщиной, с церковной утварью был увезен в Латвию, в г.Бауск.
 
Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о.Кирилл служит в церкви.
 
20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо-Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда.
 
Но постоянного служения о.Кирилла в пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о.Сергия (Виноградова), служит в женском монастыре г.Илуксте Двинского уезда, а осенью Игумен Кирилл. 1953 г.1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с.Голышево в Латгалии, затем совмещает служение в Дубултском Свято-Владимирском и в Кемерском Петро-Павловском храмах.
 
На Пасху, 30 марта 1953 года, по благословению архиепископа Филарета, о.Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года - 23 октября - его назначили на постоянное служение в Спасо-Преображенскую пустынь.
 
С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр не только для жителей Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря.
 
Рижская пустынька
 
Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном, из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех пределов страны - от Владивостока до Санкт-Петербурга.
 
Существует предание, что на месте пустыньки жил когда-то старик-лесник, латыш. Ему было трижды видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, - говорил он своим собратьям. - Наверное, русская церковь».
 
Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861-1926) и Наталия Храм Преображения Господня (1897-1899Борисовна (1868-1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято-Троицкий женский монастырь - оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил Высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы, близ реки Аа (Лиелупе). В августе 1894 года сестры Мансуровы приехали из Риги осмотреть участок и выбрать место для храма и для воскобелильни. В дневнике 20 августа они сделали запись: «Выбрали место селения Славы Божией и прикрепили к дереву образок явления Божией Матери преподобному Сергию». Так появилось место молитвенного уединения для сестер Рижской обители, напоминавшее своею тишиною и соснами знаменитую Саровскую пустынь. Первые пустынножительницы появились летом 1895 года. Они построили в лесу маленькую келию, водрузив на месте нынешней часовни деревянный крест у дерева с образком (крест сохранился и находится в часовне у храма прп.Иоанна Лествичника) и стали собираться сюда на молитву.
 
Слух о бесстрашных подвижницах, живущих в лесу, быстро пронесся среди местных жителей-хуторян, и они стали приходить молиться вместе с инокинями. 
 
Беление воска продолжалось с мая по сентябрь, а осенью сестры возвращались в Рижскую обитель.
 
Для непрерывного пустынножительства нужен был храм, в нем нуждались и Иконостас храма Преображения Господняправославные рабочие, приезжавшие из России трудиться на кирпичных заводах, расположенных на большом протяжении по реке Аа (Лиелупе) вблизи Митавы. Летом их количество достигало шести тысяч, а зимой рабочих оставалось от шестисот до восьмисот. И вот эти бедняки посоветовали сестрам обратиться к хозяевам заводов с просьбой пожертвовать кирпичи для постройки храма.  
 
6 августа 1897 года состоялась закладка первого храма в пустыньке во имя Преображения Господня, а 20 июня 1899 года он был уже освящен. День освящения Преображенского храма является датой основания пустыньки.
 
С этого времени и начала созидаться в лесной тиши монашеская жизнь пустыни. Постепенно число Спасо-Преображенская пустынь. Храм прп. Иоанна Лествичника (1908)сестер увеличивалось: в 1911 году их было более тридцати, к 1915 году - сорок четыре.
 
Слишком большой разницы в духе и строе жизни в пустыньке и в Рижском монастыре не было, но все же пустынный устав был строже, а молитвенное уединение, близость к природе накладывали на пустынных сестер отпечаток необыкновенной простоты, духовного умиротворения и радушия ко всем.
 
Постепенно пустынька благоустраивалась. В 1908 году был освящен второй храм в честь преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского, рубленный из соснового дерева, без всякой облицовки снаружи и внутри, в котором все было просто: деревянные церковные сосуды, холщевые ризы, деревянные подсвечники.
 
По соседству с храмом приютилась небольшая деревянная часовенка в честь прп.Иоанна Лествичника, построенная в 1899 году на месте того дерева, на котором был водружен крест с иконою первыми пустынножительницами, начинавшими здесь свое святое дело.
 
Постепенно в пустыньке были построены домики для сестер, странноприимный дом, устроена церковно-приходская школа, разбит небольшой плодовый сад с пчельником.
 
Дивная в своей духовной простоте и величии Иконостас храма прп.Иоанна ЛествичникаСпасо-Преображенская пустынь стала помощницей Рижской обители в ее духовно-просветительном служении в иноверном крае, соединяя в одну духовную семью рассеянных чад Православной Церкви, помогая иноверцам познать Православие. Такое значение пустыньки проявилось постепенно.
 
Основательницы монастыря игумения Сергия (в миру Екатерина) и монахиня Иоанна (в миру Наталия) были наставницами, старицами для сестер, беседовали с ними, исповедовали их, были доступны сестрам в любое время. Духовно опекали сестер старцы из разных обителей, но своего, постоянно живущего в обители старца, еще не было. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Глебов, † 1904), настоятель Часовня у храма прп.Иоанна Лествичника в пустыниПсково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий († 1906) постоянно поддерживали духовную связь с пустынными сестрами. Инокини считали архимандрита Мефодия духовником своей обители. Один раз в год он приезжал на длительное время в пустыньку; сестры-основательницы ездили к нему, окормлялись духовно через переписку. В письмах к сестрам он называл себя духовником обители. Сестры-основательницы отмечают в дневнике, что у обители появился духовный отец, многоопытный старец.
 
После смерти о.Мефодия личным духовным руководителем основательниц монастыря и пустыньки стал схииеромонах Алексий, старец Зосимовой пустыни при Троице-Сергиевой лавре. Он был одним из духовников Марфо-Мариинской обители.
 
В декабре 1909 года игумения Сергия и мон.Иоанна ездили в Зосимову пустынь для получения благословения на передачу старчества другим монахиням, ибо сами они из-за физической перегрузки не могли окормлять сестер. Старец Алексий благословил, и вскоре к нему приехали выбранные сестры-старицы для благословения и назидания.
 
Постриги в обители совершали либо владыки, либо архимандрит Иннокентий и архимандрит Вячеслав Кладбище монашеское и воинов, погибших в Первую Мировую войнуиз Рижского Алексеевского мужского монастыря.
 
В пустыньке и в Рижском монастыре был штатный священник при храме.
 
В Первую Мировую войну жизнь пустыньки замерла, сестры эвакуировались в Ригу, а затем - в Россию, в Новгородскую губернию, взяв с собою ценные сосуды и иконы, а престолы храмов при пении «Святый Боже» сожгли, пепел захоронили у Преображенского храма. Основательницы монастыря не возвратились в Латвию. В 1985 году прах мон.Сергии, принявшей схиму и скончавшейся в г.Пушкино под Москвой, перенесли по благословению митрополита Леонида в пустыньку.
 
Примерно с 1922 года жизнь в пустыньке Спасо-Преображенская пустынь. Святые врата пустынистала постепенно возобновляться. Возвращаются из России сестры во главе с игуменией Евгенией (Постовской), которая была до эвакуации игуменией Илукстского монастыря. До 1947 года она управляет Рижским монастырем и пустынькой.
 
При сменившей ее в 1948 году игуменье Тавифе (Дмитрук) в пустыньке уже проживало более тридцати сестер, в основном, это были старенькие монахини из закрытых монастырей новгородских, московских, санкт-петербургских и других. Тогда всех монашествующих, находящихся в рассеянии, подбирали, чтобы они могли окончить свою жизнь в обители. Всех, кто попросился, кого была возможность принять, приютили.

Источники: Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. Выпуск 26-27, 2002., С.90-106. 


Категория: Латвия | Добавил: Феодоровна (19.09.2010)
Просмотров: 1909 | Теги: Рига, Епископ, Игумен Кирилл, Спасо-Преображенская пустынь, Никон Фомичев, Архимандрит, Косма Смирнов, Схиархимандрит, Виктор Мамонтов, Иоанн Журавский
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа