Четверг, 25.04.2024, 22:02
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авторская разработка [2]
Материалы из Интернета [30]
Материалы из прессы [9]
Книги о Псковской миссии [39]
Архивные материалы [1]
Материалы из личного архива [15]
Другие источники [22]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы о Псковской духовной миссии » Другие источники

О Православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941 – 1944 гг.)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»
ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МИРА И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
ПРОГРАММА ПРАВОСЛАВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

А.А.Корнилов

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ

О Православном возрождении

на оккупированных территориях СССР

(1941 – 1944 гг.)

Монография

(Краткий конспект)


В монографии А.А.Корнилова исследуются особенности процесса возрождения православной жизни на оккупированных нацистской Германией территориях СССР, рассматриваются юрисдикционные аспекты восстановления церковной деятельности в 1941-1944 гг., дается характеристика религиозной жизни на Псковщине, рассказывается о необыкновенном событии — обретении мощей новгородских святых в 1942 году. На примере деятельности выдающегося пастыря митрофорного протоиерея о.Адриана Рымаренко автор изучает служение русского священника в условиях немецкой оккупации. Книга снабжена фотоматериалами и документальными приложениями. Для специалистов-историков, международников, религиоведов, священнослужителей, широкого круга заинтересованных читателей.

 

Глава 3. ХРОНИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ НА ПСКОВЩИНЕ

(ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТЫ «ЗА РОДИНУ»)

 

Периодическая печать обычно предлагает читателю массу подробных репортажей, сведений, очерков, дискуссионных материалов, информирует о событиях, что, конечно, не есть сама реальность во всем ее объе­ме, однако в достаточной мере отражает происшедшее. Русская пресса, издававшаяся на оккупированных территориях, предлагает исследователю живую, подневную картину того, как существовали, как жили наши соотечественники под немецкой властью. Ценность оккупационной прессы возрастает, если мы учтем то обстоятельство, что архивные документы при всей их объемности, не способны выстроить детальный (день ото дня) ряд событий, тем более событий в сфере церковного и вообще православного возрождения. Пресса дает нам хронику, однако не следует забывать, что эта пресса - оккупационная, подцензурная, в зна­чительной степени поднемецкая, и, следовательно, верификация данных газет и журналов требует использования других источников, мемуари­стики, новейших исследований, свободных от крайних и предвзятых идеологических оценок.

 

Ведущим, центральным изданием Псковщины была русская ежедневная газета «За Родину». Издательство и редакция располагались по адресу: Псков, ул. Башенная, д. 46. По мере приближения советских войск и начала эвакуации псковских немецких и русских гражданских учреждений все большее значение приобретала редакция в Риге, находившаяся на ул. Рихарда Вагнера, д. 57. В сентябре 1943 г. «За Родину» отмечала годовщину со дня своего основания1, долгое время ее главным редактором был Анатолий Константинович Петров, в январе 1944 г. га­зету возглавил Анатолий Стенрос. Мы не исключаем, однако, что фамилия, имя, отчество в первом или втором, а, может быть, в обоих случаях были взятыми. Ибо редакторы антикоммунистических газет в «освобожденных», как тогда было принято говорить, областях, стояли в первой очереди «черного списка» влиятельного и сильного в крупных городах большевистского подполья. Журналистам и редакторам приходилось нередко пользоваться псевдонимами.

 

«За Родину» имела постоянные рубрики: «От Балтики до Каспия», «Местная хроника», «Иностранная хроника», «Пахарь на собственной земле» и ряд других. Редакция практиковала регулярный выпуск темати­ческих материалов на целую полосу. Например, Игорь Свободин (скорее всего принятый псевдоним) готовил полосные материалы для цикла «Фронт борьбы за Новую Россию». Передовицы газеты очень часто заполнял талантливый журналист, публицист и верующий человек Григорий Хроменко (Григорий Денисович Огроменко)2. Достаточно назвать заголовки некоторых передовиц, подписанных Г.Хроменко, чтобы ясно представить антикоммунистическую направленность центральной псковской газеты: «Великий палач»3, «За кулисами большевизма и плутократии»4, «Разгул сталинского террора»5, «Состязание в коварстве»6, «Врага надо знать»7, «Кривляние кремлевского авгура»8.

 

Автор обработал несколько папок разложенных не по хронологии, часто не сброшюрованных номеров газеты «За Родину», хранящихся в Научной библиотеке Государственного Архива Российской Федерации, г.Москва. Материалы газеты «покрывают» период с осени 1942 по февраль 1944 гг. - по-видимому, именно такое количество трофейных подшивок органы военной контрразведки СМЕРШ передали в Главное Управление архивов НКВД (МГБ), откуда материалы «перекочевали» в ЦГАОР и, наконец, в Научную библиотеку ГАРФ. Период с 1942 по 1944 гг. стал временем небывалого возрождения православной жизни на Псковщине, и газета «За Родину» посвятило множество репортажей и очерков именно теме Православия.

 

В центре процессов возрождения, безусловно, находились богослужения. Восстановление суточного, годового круга богослужений дало возможность развернуть другие формы духовного окормления, исполне­ние треб, миссионерство среди населения, внебогослужебные пропове­ди, духовные концерты и прочее. Но в центре всего этого, повторяем, находилось богослужение. Вот что вспоминает о времени возрождения священник Псковской Миссии о.Алексий Ионов:


«Входишь в храм, переполненный задолго до службы народом. Мно­гие сидят прямо на полу, отдыхая от дальнего пути. По русскому обычаю, все тянутся за благословением. В алтарь поэтому сразу не войдешь! И то же самое после службы. Как легко проповедовалось на Родине! Как жадно слушали там пастырей. Как благодарили, не утомлялись! Лучше время моего пастырства — время, проведенное в Псковской Миссии, хотя внешне оно протекало в самой суровой обстановке».

В первые месяцы пребывания на Псковщине (август - декабрь 1941 г.) о.Алексий после исповеди приобщал от 500 до 800 человек сразу за одной литургией, крестил одновременно до 80 младенцев, совершал до 10 погребений, венчал по три - пять пар. Службы в воскресный день начинались в 7 часов утра и завершались, с крестинами, погребениями, венчаниями, в 4 часа дня9.

 

Господские праздники на Псковщине отмечались необычайно торжественно. Крещение 1943 г. собрало тысячи жителей Пскова и его окрест­ностей.


«Впервые после долгих мрачных лет радостный колокольный звон созывает псковичей на Соборную площадь, — сообщал в своем крещенском репортаже корреспондент «За Родину» С.К. (скорее всего С. Князев). — Старые и малые, группами и в одиночку, празднично одетые, шли горожане. От Варлаамовской и Димитровской площадей двумя потоками вливались на площадь крестные ходы.

 

Громадный исторический собор Святой Троицы не мог вместить и половины молящихся. Масса народу стояла во дворе, ожидая торжественного выхода духовенства на водосвятие. На реке, под Власьевским спуском уже чернела заранее приготовленная прорубь в форме креста. На белоснежном просторе зеленела елочная хвоя.

 

Дружно и радостно зазвенели колокола. Народ хлынул из собора на улицу.

 

Женские платки, мужские обнаженные головы, разноцветные шубы, пиджаки, дубленые полушубки. Высоко в небо вознеслись хоругви, свежий зимний ветерок ласково треплет шелковое полотно.

 

Господи, Господи, — шепчет кто-то в толпе, — привел Господь дожить до радости... Матушка Царица Небесная!...»

И в заключение репортажа прозвучал обязательный комплимент в адрес германского вермахта:

 

 «В это утро не один пскович с удовлетворением и признательностью видел в толпе зеленые немецкие шинели, видел тех, кто своей могучей доблестью дал возможность возродиться исконно русскому православному торжеству!»10.

 

Праздник праздников и Торжество из торжеств (Пасха) пришелся в 1943 г. на 25 апреля. На советско-германском фронте приближались решающие бои под Курском, должна была определиться судьба второй мировой войны. Но еще неизвестен был победитель в войне, и исстрадавшиеся русские люди возлагали единую надежду на Всемилостивого Спаса. Газета «За Родину» в день Воскресения Христова вышла в свет праздничным, красивым номером. Редакционная «Христос Воскресе» была написана А.Петровым и сопровождалась «Пасхальным приветст­вием» Экзарха в Прибалтике, митрополита Сергия.

 

Читая материал А.Петрова, мы невольно удивлялись, каким мастерством и политическим тактом должны были обладать русские журнали­сты, трудившиеся под неусыпной опекой СД и гестапо. Писать о право­славной Пасхе и суметь отразить действительные чаяния жителей Псковщины, а не гитлеровского режима и его гебитскомиссаров, зондерфюреров, чиновников немецких оккупационных учреждений - поис­тине нужно было и мужество, и дар слова, и выдержанность! Все это в изобилии подавал Господь.

 

 «Война, наносящая тысячи ран народам этого континента [Европы. — А.K.], продолжает бушевать, — писал осторожный А.Петров. — Народы склоняются под силой войны, захватывающей всех... Что означает Воскресение Христово для нас, русских? Христиане России видят в Воскресении победе жизни над смертию... Они видят в этом победу света над тьмой, добра над властью зла...» Оптимизм звучит в словах талантливого псковского редактора, для которого главным вопросом было не «за немцев ты или за большевиков», а прежде всего «со Христом ли, Начальником Жизни, ты?» Поэтому, обличая советскую власть, А.Петров обличал ее прежде всего с духовной точки зрения:

 

«Нам знакомы темные силы [только ли атеистическая партия большевиков, возникает вопрос. — А.K.], приведшие наш народ на край про­пасти, чтобы в решительный момент столкнуть его вниз и погубить. Мы знаем, что большевизм для нашего народа был темной бесовской вла­стью... Эта власть пыталась вырвать из наших сердец веру в прекрасное и великое Христово учение... Теперь настал час, когда восстало Христо­во воинство, чтобы вступить в борьбу против злодеев, против антихри­стов, и мы глубоко верим, что Крест Господень и народы, сражающиеся под этим символом, победят дьявола, называющегося большевизмом»".

 

О каком Христове воинстве говорил А.Петров? Не только о небес­ном воинстве, которое и не прекращало брань против миродержателя века сего, но прежде всего о русских воинах, сражавшихся не за идеалы коммунизма или нацизма, а за веру, за правду Христову, за право свободно молиться и жить так, как жили благочестивые православные предки; Говорил он о сражавшихся за освобождение России от всякого вида тоталитаризма. Все эти подробности главный редактор «за Родину» объ­яснить, конечно, не мог и посему использовал довольно общие характе­ристики.

 

«Христос Воскресе! — продолжал славить праздник А.Петров. — Мы встречаем эту Пасху не как праздник роскоши и изобилия. Мы проведем Пасху мирно и торжественно. В эти пасхальные дни мы укрепим нашу веру в победу жизни, имея глубокие причины именно теперь быть особо благодарными судьбе... Наш народ пережил истинную Голгофу... Наш народ пережил ночь большевистской тирании, пока, наконец, подобно грому, не раздались звуки, означающие для нас свободу, свет и жизнь»12. Под немецкой оккупацией, которая по жестокости своей, может быть, не уступала советским репрессиям, русские люди увидели не свет материального благополучия, не жизнь, полную продуктов и разных товаров, не свободу полного национального возрождения. Они увидели и смогли задышать свежим воздухом православной жизни, получили свободу соединяться с Тем, Кто есть и Свет и Жизнь.

 

В праздничные минуты Воскресения Христова А.Петров вспомнил русских добровольцев, которые сражались «на стороне немцев, чтобы ускорить развал гнилой системы проклятого большевизма и приблизить час свободы для всех народов». «Так мы встречаем Пасху 1943 года, — подводи итог главный редактор. — Добро победит зло! Власть тьмы будет побеждена! По просторам освобожденных полей разносится звон колоколов. Их гул сливается с пением миллионов людей освобожденной русской Родины...»13. Не передает ли, дорогой читатель, приведенная выше редакционная статья хоть отчасти умонастроения и желания русских патриотов, оказавшихся под германской оккупацией и вынужден­ных употреблять язык иносказания и аллегорий?

 

В пасхальную ночь 1943 г. Троицкий кафедральный собор Пскова был переполнен молящимися, среди которых было много молодежи. Экзарх митрополит Сергий, возглавивший пасхальное богослужение, своей проповедью вызвал у многих слезы умиления и радости. Пасхальная служба собора транслировалась по радио, что дало возможность ее прослушать даже больным, лежащим в больнице. Какой нечаянной, неожиданной радостью для них оказалась радиотрансляция! Все псковские храмы были переполнены народом, который, просветившись и торжествуя, в сером утреннем рассвете расходился по домам14, а впереди было еще 2 года разорительной войны и неясное будущее. В эту суровую годину прозвучало надеждой «Пасхальное приветствие» митрополита Сергия (Воскресенского). По свидетельству современников, Патриарший Экзарх был убежденным русским патриотом и в своих проповедях нико­гда прямо не говорил о немцах, но его проповеди всегда имели некий скрытый политический смысл15. И в «Пасхальном приветствии» между строк мы вновь читаем идею и мечту о будущей, новой, православной России, свободной от власти диктаторов:



«Христос Воскресе!

Лобзанием радости о Христе Воскресшем приветствую Вас, верные чада Святой Православной Церкви, волею Божией врученные на время архипастырскому моему смотрению!

 

В Пасху сию Святую, в сей праздников Праздник и Торжество из торжеств да возликуют сердца наша!

 

Да укрепит всех нас победная песнь благовестия о славном Воскресении Христовом! Да умножатся ею силы наши для создания новой, свободной, радостной жизни и да будет эта песнь залогом нашей нерушимой веры в воскресение страждущей Церкви и Отечества нашего!

 

Да возгорятся сердца наши от радостно—победного возглашения: Христос Воскресе! Святыми словами да изгонится мрак, да исцелится боль и да соединимся все мы в одной мольбе и в одном труде, в великом подвиге духовного спасения и земного строительства!

 

Победное воскресение Христа Спасителя да подаст нам сил духовных и телесных и да поможет нам оно с любовью и терпением христианским переносить тяжкие, но неизбежные невзгоды военного времени, памятуя о страдании и подвиге тех, кто проливает кровь за нашу свободу!


Экзарх, митрополит Сергий»16.

В архивных папках ГАРФ хранится рождественский 1944 г. номер газеты «За Родину». В январе 1944 г. подавляющему большинству русских антикоммунистов было ясно, что Германия не выиграла войну над СССР. Еще теплилась надежда, что Красная Армия будет остановлена на границах Советского Союза, ибо полный разгром вермахта и третьего рейха означал поражение русской освободительной идеи. Тем не менее журналисты, писавшие для центральной псковской газеты, засвидетельствовали живую веру - настолько глубоко русская душа приняла Христа. В праздник Рождества Сына Божьего, Который вочеловечился «да чело-веки со ангелы во един состав устроит»17, мужественная редакция газеты поздравляла псковичей:

 

«Пусть ураган революции и войны разметал многих из нас по чужбине; пусть разлучил он нас с милыми и дорогими сердцу нашему; пусть в каждой семье, в каждой душе гнездятся горе или заботы; пусть, — с тем большим упованием обращаемся мы сегодня к Тому, Кто утвердился в русской душе как символ национальной непобедимости. Ибо немыслимо русское начало без веры православной. И мы, прошедшие через тягчайший искус, обретшие снова право и возможность бесхитростно исповедовать веру, подобны волхвам, влекомым к великой колыбели самых трепетных и чистых чаяний. Путеводной звездой послужит нам национальная идея. Она выведет нас на правильную дорогу возвращения в лоно Христа и Родины!»

 

Отступали некогда непобедимые войска вермахта, уходили на Запад сотни, тысячи русских, и не только русских семей, не желавших жить под властью Сталина. В эти минуты уныния и отчаяния земного только духовная радость и небесное чаяние могли дать утешение и приют исстрадавшейся душе. В том же рождественском номере известный журналист Зарубежья В.Деспотули со скорбью отмечал, «что не зажгутся свечи на елке нынешней России. Вместо России — сейчас еще смердя­щий пустырь», но в то же время подчеркивал необходимость иметь му­жество встретить горькую реальность, а сил для этого подаст Христос:


«Мужество должно отличать не только солдата — оно необходимо и журналисту, любящему свой народ, свою родину, и потому призванному в ночь рождения Того, Кто в Мир пришел, чтобы видеть Правду, найти в себе силы и крикнуть: «Верю, верю, верю!» Верю даже теперь, в самые дремучие минуты, когда, казалось бы, трудно дышать, когда, кажется, дьявол замазывает последнюю щелку в ставне русской тюрьмы»19.









Категория: Другие источники | Добавил: Феодоровна (14.12.2010)
Просмотров: 1486 | Теги: оккупация, Латвия, церковь, Псковская миссия, псков
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа