Суббота, 27.04.2024, 11:48
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АРХИЕРЕИ стр.2
Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич)
АРХИЕПИСКОП

*С 21.12.1841 по 05.11.1848 – епископ Рижский, викарий Псковской епархии
Святитель Филарет, архиепископ Черниговский.
День памяти: 9(22) августа.

        Родился 23-го октября 1805 года в семье священника села Лесное-Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии Григория Афанасьевича Конобеевского
В момент появления младенца на свет с церковной колокольни в неурочное время раздался звон. Все бросились к колокольне узнать, кто и зачем звонит. Увидев там местного юродивого, народ спросил, зачем он это делает, на что тот ответил: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!»
Замечательные умственные способности Мити обнаружились очень рано: в 5-летнем возрасте он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Учился в Вышенской пустыни, потом – в Шацком духовном училище и своими способностями обратил на себя внимание начальства. В это время с теткой побывал в Саровской пустыни и встретился со старцем преподобным Серафимом, который внимательно посмотрел на мальчика и изрек: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится на всю Русь как ученый муж». Это предсказание преподобного сбылось.
В 1826 году окончил курс в Тамбовской духовной семинарии первым учеником. По обычаю того времени, в семинарии ему дали новую фамилию – Гумилевский от латинского слова humilis – низкий, смирный – за его небольшой рост и врожденную скромность. Отец Дмитрия задумал уступить ему приход и настаивал на его женитьбе. Но во сне Дмитрий увидел святителя Димитрия Ростовского, советовавшего ему каждый день ходить в церковь и читать его сочинения. «Планы отца твоего рушатся», – сказал Святитель. Это сновидение имело для Дмитрия решающее значение: он отказался от женитьбы и в 1826 году поступил в Московскую духовную академию в состав 7-го курса.
При пострижении 19-го января 1830 года Дмитрия в монашество, митрополит Московский Филарет (Дроздов), дал ему свое имя. Случай исключительный, и говорили, что Московский святитель готовил его себе в преемники.
29-го июня 1830 года 24-летний инок Филарет был рукоположен во иеродиакона, а 29-го августа – во иеромонаха. По окончании в 1830 году Московской духовной академии вторым магистром, оставлен при ней бакалавром Церковной истории и как ученый иеромонах причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря. С начала 1832/33 учебного года в академии читал Священное Писание, затем – нравственное и пастырское богословие.
1 мая 1833 года назначен инспектором, а с 14 декабря 1835 года уже в сане архимандрита – ректором той же академии. Как архимандрит имел в своем управлении Московский Богоявленский монастырь.
7-го октября 1841 года архимандрит Филарет (Гумилевский), Высочайшим Указом, был назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии, и 21-го декабря того же года в Казанском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа.
Прибыв 20-го июня 1842 года в Ригу, епископ Филарет начал перевод богослужебных книг на латышский язык, открыл церковно-приходские школы, обратил в Православие множество лютеран – эстов и латышей. По данным Св.Синода, в 1845–1948 годах к Православию было присоединено 110 тысяч 222 латыша и эста, открыто более 60 новых приходов в Латвии и Эстонии. Во многих из них богослужение стало совершаться на местных языках. По этой причине Святителя Филарета можно считать Просветителем и Апостолом Латвии и Эстонии.
Такая энергичная деятельность Преосвященного Филарета в пользу Православия была неприятна местным немецким баронам, клеветавшим на него перед высшими властями, и 6 ноября 1848 года, Высочайшим Указом, Владыка был перемещен на Харьковскую кафедру, куда прибыл 20 декабря.
В 1857 году возведен в сан архиепископа и назначен Присутствующим в Святейшем Синоде. В апреле 1859 года назначен на Черниговскую кафедру.
       Скончался архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) 9-го августа 1866 года, на 61-м году жизни, в Конотопе, при объезде епархии во время эпидемии холеры. Гроб с телом почившего 19-го августа был доставлен к заранее указанному самим святителем месту его вечного упокоения – в склепе Черниговского Троицкого соборного храма.
       14-го апреля 2009 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви принято решение о причислении архиепископа Филарета (Гумилевского) к лику местночтимых святых Черниговской епархии, и 25-го октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации. По обретении мощи святителя были перенесены из крипты собора и размещены в новой раке в самом соборе.
Источник: РЕВ, 1894, с.133–140; ЖМП, 1966, №10, с.47–55; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68.

Платон (Городецкий Николай Иванович)
МИТРОПОЛИТ

*С 06.11.1848 по 10.03.1850 – епископ Рижский, викарий Псковской епархии,
с 11.03.1850 по 20.04.1850 – епископ,
с 21.04.1850 по 08.03.1867 – архиепископ Рижский и Митавский
        Родился в 1803 году в посаде Погорелое Городище Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника Ивана Андреевича Шалюхина.
В 1823 году окончил курс в Тверской духовной семинарии и как лучший воспитанник послан для получения высшего богословского образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в июне 1827 года со степенью магистра богословия и 7-го сентября назначен преподавателем греческого языка и физико-математических наук в Орловской духовной семинарии, а в 1829 году переведен бакалавром в С.-Петербургскую духовную академию сначала на кафедру греческого языка, а потом – богословских наук.
В 1830 году пострижен в монашество с именем Платон, в том же году рукоположен во иеромонаха, а в 1831 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры, возведен в сан архимандрита и определен инспектором академии. Уже тогда высшее начальство обратило внимание на высокие дарования архимандрита Платона и давало ему ответственные поручения, как например, ревизию духовных учебных заведений, духовную цензуру.
20 октября 1837 года определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. 28 апреля 1839 года, по Указу Св. Синода, переведен настоятелем Виленского (Вильнюс) Свято-Духовского монастыря. Назначение архимандрита Платона в Вильно совпало со временем воссоединения униатов с Православною Церковью в Белорусско-литовском крае и связанных с этим реформ. Архимандрит Платон стал ревностным сотрудником митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко).
3 июня 1843 года архимандриту Платону Высочайше повелено быть вторым викарием Литовской епархии в сане епископа Ковенского. Пятилетнее свое служение в Ковно (Каунас) Владыка посвятил укреплению основ Православной Церкви в новосоединенном духовенстве и обществе.
6-го ноября 1848 года, Именным Высочайшим Указом, данным Св. Синоду, Преосвященному Платону (Городецкому) повелено быть епископом Рижским, викарием Псковской епархии.
С 11-го марта 1850 года, Высочайше конфированным докладом Св. Синода, Всемилостивейше повелено ему быть епископом вновь учрежденной Рижской епархии, и 21-го апреля того же года Владыка Платон возведен в сан архиепископа.
1 июня 1850 года в Александровской церкви оглашен Высочайший Указ об учреждении самостоятельной Рижской епархии, и Преосвященный Платон в Рижском Петро-Павловском соборе совершил торжество открытия самостоятельной Рижской епархии.
18 лет, с 6-го ноября 1848 года по 8-е марта 1867 года, Преосвященный Платон был Архипастырем Рижским и Митавским, сначала в качестве викария Псковского епископа, а потом – самостоятельным архиепископом вновь открытой независимой Рижской епархии.
9 марта 1867 года архиепископ Платон переведен из Риги в Донскую епархию, 25 апреля 1877 года – в Херсонскую епархию, а 5-го февраля 1882 года получил высшее назначение на Киевскую кафедру с возведением в сан митрополита.
В 1884 году, будучи митрополитом Киевским, отягченный летами Высокопреосвященный Платон еще раз прибыл в Ригу на торжество освящения в честь Рождества Христова нового Рижского кафедрального собора.
       Скончался митрополит Киевский Платон (Городецкий) в 6.15 час. вечера 1-го октября 1891 года, на 89-м году жизни, в Киеве, в Митрополичьем доме Софийского собора. Погребен в Сретенском приделе Киево-Софийского собора, рядом с могилой митрополита Евгения (Болховитинова).
Источник: РЕВ, 1891, с.664–683; 1894, с.520–529; 571-581; 785-792; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; Прот.П.Синайский. Исторический очерк Рижского Кафедрального собора, Рига, 1910, с.20–22.

Вениамин (Карелин Василий Матвеевич)
ЕПИСКОП

*С 29.05.1866 – епископ Ревельский, викарий Рижской епархии;
с 03.1867 по 23.08.1874 – епископ Рижский и Митавский
        Родился в 1822 году в семье пономаря села Медведева Касимовского уезда Рязанской губернии.
Окончил курс в Рязанской духовной семинарии, в 1848 году – Московскую духовную академию со степенью магистра.
Вследствие вызова Преосвященого Филарета (Гумилевского), Василий Карелин с двумя своими товарищами изъявил согласие поступить на службу в Рижское викариатство и 23-го мая 1849 года был рукоположен во священника к Карриской (Карья, Эстония) церкви на острове Эзеле (Сааремаа, Эстония), а 29 ноября того же года перемещен к Аренсбургской (Курессааре, Эстония) Николаевской церкви с назначением благочинным Эзельских и Моонских (Муху, Эстония) церквей.
В июле 1852 года архиепископом Платоном (Городецким) был перемещен, по прошению, в Ригу и с сентября того же года до октября 1853 года включительно служил священником в Рижской Алексиевской церкви. С ноября 1853 года состоял профессором, преподавателем Рижской Духовной Семинарии, с 29 октября 1856 года – инспектором семинарии.
В конце 1853 года супруга о.Василия матушка Любовь и их трехлетняя дочь Екатерина умерли, и овдовевший священник 24-го марта 1854 года принял монашество с именем Вениамин.
31-го декабря 1857 года возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1859 года переведен ректором Астраханской духовной семинарии и с 8 марта 1860 года служил настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря. В июле 1862 года переведен ректором Пермской духовной семинарии. В сентябре 1865 года Владыка Платон (Городецкий) возбудил ходатайство пред Св. Синодом об учреждении в Рижской епархии викариатства и о назначении на эту должность ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Вениамина.
В связи с разросшейся Рижской епархией, и по упомянутому ходатайству, архимандрит Вениамин (Карелин) 9-го апреля 1866 года назначен, а 29-го мая в Исаакиевском соборе хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии.
В марте 1867 года, за переводом архиепископа Платона в Донскую епархию, утвержден самостоятельным епископом Рижским и Митавским.
Осенью 1873 года Владыка Вениамин ездил освящать новопостроенную церковь в одном из сельских латышских приходов, простудился и серьезно заболел. В день Св. Пасхи 1874 года с трудом совершил утреню и Литургию и слег. Страдавший водянкой он медленно и мучительно угасал, а 23-го августа 1874 года соборный колокол возвестил о кончине доброго, кроткого архипастыря Вениамина (Карелина).
       Скончался он 21-го августа на Архиерейской даче Эйхенберг (Озолкалнс), на 53-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин протоиереем Рижского кафедрального Петро-Павловского собора Иоанном Азелицким. Отпевание почившего Архипастыря в Рижском Петро-Павловском соборе было совершено 25-го августа Преосвященным Иосифом, епископом Ковенским, с духовенством Петро-Павловского собора и совместно с духовенством Рижско-градских церквей. Погребен Владыка в Петро-Павловском соборе за левым клиросом, в особо устроенном склепе. Над его могилою благодарное духовенство поставило памятник – стоячую белую мраморную плиту в стене с изображением Великомученика Вениамина. В 1980-х годах митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) перенес гроб с останками епископа Вениамина (Карелина) на кладбище в Валгундской Спасо-Преображенской пустыни.
Источник: С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; Прот.П.Синайский. Исторический очерк Рижского Кафедрального собора, Рига, 1910, с.22–25; http://www.petergen.com/; http://enc.biblioclub. ru/; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Серафим (Протопопов Симеон Иванович)
ЕПИСКОП

*С 20.10.1874 по 08.12.1877 – епископ Рижский и Митавский
        Родился в 1820 году в семье московского священника.
Окончил курс в Московской духовной семинарии, затем в 1844 году – Московскую духовную академию со степенью магистра богословия и в том же году назначен бакалавром в Казанскую духовную академию по кафедре общей словесности. В течение 11-летней профессорской и инспекторской службы Симеон Протопопов, благодаря своему умению облекать лекции в живую, увлекательную форму и своему такту, пользовался неизменным расположением и уважением студентов.
8-го ноября 1847 года пострижен в монашество с именем Серафим и в том же году рукоположен во иеромонаха. В 1849 году возведен на степень экстраординарного профессора, а в 1851 году – на степень ординарного профессора словесности, с преподаванием церковного красноречия и чтения студентам Священного Писания.
В 1852 году возведен в сан архимандрита. В 1854 году определен исправляющим должность инспектора Казанской духовной академии, с преподаванием нравственного богословия и литургики, затем – инспектором академии, редактором в комитете по изданию журнала «Православный Собеседник» и членом Цензурного комитета. В 1855 году был перемещен на должность инспектора в Симбирскую духовную семинарию, а в 1856 году – в том же качестве в Тверскую семинарию.
10-го апреля 1866 года в Санкт-Петербурге, по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода, хиротонисан во епископа и назначен викарием Новгородской епархии, а в 1869 году, по докладу Святейшего Синода, Высочайше повелено ему быть епископом Смоленским,
20-го октября 1874 года Владыка Серафим (Протопопов) назначен епископом Рижским и Митавским. Епископу Серафиму суждено было 3 июля 1876 года освятить закладку и положить первый камень в основание нового Рижского кафедрального собора.
9 декабря 1877 года переведен епископом Самарским и Ставропольским. В 1885–1886 годах присутствовал в Св. Синоде.
За отлично-ревностную службу причислен к орденам: св.Анны 1-й степени – в 1869 году; св.Владимира 2-й степени – в 1875 году; св.Александра Невского – в 1886 году.
Осенью 1886 года, возвратившись из Санкт-Петербурга, Владыка, не отличавшийся вообще хорошим здоровьем, привез с собою бронхит и изнурительную лихорадку.
С 11-го ноября 1890 года здоровье Преосвященного ухудшилось, и силы ослабели настолько, что он едва мог ходить, и только благодаря строгому образу жизни, крепился в силах до самого последнего времени. 11 декабря, после Литургии, он исповедался и причастился Св. Христовых Таин; 20 декабря над ним было совершено елеосвящение, и 8-го января наступившего года Преосвященный опять причастился Святых Таин. В последние дни жизни Архипастырь не принимал пищу, довольствуясь только раза два–три в день приемом из чайной ложки святой воды.
       Скончался епископ Самарский и Ставропольский Серафим (Протопопов) в 3.20 час. по полудни 11-го января 1891 года, на 72-м году жизни, в Самаре. Почивший Архипастырь управлял Рижской епархией более трех лет. Посему, получив известие о его кончине, Преосвященный Арсений (Брянцев), епископ Рижский и Митавский, 12 января, после Божественной литургии в Алексиевской церкви совершил панихиду по усопшем епископе Серафиме, в сослужении рижского духовенства, а 13 января во всех церквах Риги, по распоряжению Владыки Арсения, были совершены Заупокойные литургии и после оных – панихиды. Епископ Серафим (Протопопов) был глубоким знатоком основоположений православной веры, истории Церкви и ее канонов, светильником и охранителем православного вероучения во всей его чистоте, был постоянен и непоколебим в строго православных убеждениях и воззрениях на дело веры и жизни, всегда стоял на строго церковной почве. Внешне суровый и строгий в душе он был добрым и отличался сердечностью, справедливостью и отзывчивостью на всякое истинно доброе дело не только нравственным содействием, но и своими материальными средствами; всегда обнаруживал в обращении черты врожденного благородства, деликатности и нравственного изящества. При сильном уме и самостоятельно выработанных воззрениях Преосвященный обладал даром глубокого анализа и способностью претворять в свою собственность все, что приходилось встречать ему замечательного из литературы богословской, русской и иностранной. Он не писал для печати, но его беседа, неизменно умная и поучительная, отличалась тактом, многоведением, замечательной критической оценкой фактов и глубиной мысли.
Источник: РЕВ, 1891, с.57; 91–94; Прот.П.Синайский. Исторический очерк Рижского Кафедрального собора, Рига, 1910, с.25; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68.

Филарет (Филаретов Михаил Прокопиевич)
ЕПИСКОП

*С 31.12.1877 по 23.02.1882 – епископ Рижский и Митавский
        Родился в 1824 году в бедной семье диакона (позднее – священника) Коротоякского уезда Воронежской губернии.
По окончании Воронежской духовной семинарии как самый лучший и даровитый воспитанник послан в 1847 году для получения высшего богословского образования в Киевскую духовную академию. Академическое начальство и профессора с самого начала высоко оценили дарования и способности Михаила Филаретова, и потому по окончании в 1851 году академического курса он был оставлен при академии преподавателем.
Во время службы в академии принял монашество с именем Филарет, возведен в сан архимандрита и 26-го марта 1874 года был хиротонисан во епископа Уманского, второго викария Киевской Митрополии.
31-го декабря 1877 года состоялось назначение епископа Филарета (Филаретова) на Рижскую кафедру.
Епископ Рижский и Митавский Филарет озаботился лучшей постановкой церковного пения в Рижском Петро-Павловском соборе, увеличил число певцов и пригласил опытного регента Василия Евфимиевича Кислова, который организовал архиерейский хор так, что соборное пение стало образцовым для прочих хоров епархии.
       Скончался епископ Филарет (Филаретов) внезапно от разрыва сердца 23-го февраля 1882 года, на 58-м году жизни. Отпевание почившего Архипастыря в Рижском кафедральном Петро-Павловском соборе было совершено 28-го февраля Преосвященным Викторином, епископом Полоцким и Витебским, с духовенством Петро-Павловского собора и Рижских городских приходских церквей. Погребен Владыка в Петро-Павловском соборе за правым клиросом, параллельно могиле Преосвященного Вениамина. С восточной стороны могилы в стену храма был вделан мраморный крест с иконой преподобного Филарета Милостивого, а у подножия креста утвержден серебряный венок. На кресте выгравирована надпись: «Пастырю доброму признательная паства». «Любить не словом, ниже языком, но делом и истиною» [1 Иоанн.3,18] «От духовных детей Павла и Елены Преосвященному Филарету». «Филарет, Епископ Рижский и Митавский, 1878–1882; родился 21 ноября 1824 года скончался 23 февраля 1882 года». В 1980-х годах гроб с телом епископа Филарета (Филаретова), по благословению митрополита Рижского и Латвийского Леонида, был перенесен в Валгундскую Спасо-Преображенскую пустынь и захоронен по левую сторону от алтаря Преображенской церкви.
Источник: РЕВ, 1888, с.29; Прот.П.Синайский. Исторический очерк Рижского Кафедрального собора, Рига, 1910, с.25–26; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.

Донат (Бабинский-Соколов Николай Ильич)
АРХИЕПИСКОП

*С 06.03.1882 по 27.03.1887 – епископ Рижский и Митавский
        Родился 18-го сентября 1828 года в селе Слободка Юхновского уезда Смоленской губернии в семье сельского священника Смоленской епархии Илии Соколова. Фамилию Бабинский получил от деда по материнской линии протоиерея Иоанна Бабинского.
Уже при воспитании в доме своего отца Николай приобрел те душевные настроения, которые сделались основными чертами в его дальнейшей жизни: идеализирующее направление мысли и светлый жизнерадостный взгляд, при глубоком религиозном настрое и уважении к Уставам Православной Церкви.
В 1851 году окончил курс в Смоленской духовной семинарии и в течение года состоял домашним учителем у помещика.
14-го декабря 1852 года рукоположен во священника в город Вязьму. Через восемь месяцев супруга о.Бабинского умерла от свирепствовавшей в Вязьме холеры, и молодой вдовец отправился продолжать образование в Санкт-Петербургскую духовную академию, на втором курсе которой 23-го апреля 1855 года принял монашество с именем Донат.
17 декабря 1857 года, по окончании академии со степенью магистра богословия, определен на службу в Архангельскую духовную семинарию, в которой оставался в течение 21 года и 4 месяце, сначала преподавателем, а с 1858 года – инспектором. В 1860 году удостоен степени магистра богословия.
18-го апреля 1864 года возведен в сан архимандрита. С 12 августа 1866 года состоял ректором той же Архангельской семинарии и настоятелем Архангельского монастыря.
31-го марта 1879 года назначен и 27-го мая хиротонисан во епископа Брестского, второго викария Литовской епархии, а 14 мая 1881 года назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.
6-го марта 1882 года Владыка Донат (Бабинский-Соколов) назначен епископом Рижским и Митавским. Владыка отличался неослабной ревностью в деле обращения в Православие латышей и эстонцев. Всегда с любовью относился к питомцам духовных школ, к братии монастырей и к своей пастве, а также пользовался любовью с их стороны.
С 28 марта 1887 года назначен епископом Каменец-Подольским.
13-го декабря 1890 года возведен в сан архиепископа Литовского и Виленского и с 29-го декабря – священноархимандрит Виленского Свято-Духова монастыря, а 30 апреля 1894 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским, но в Новочеркасске Владыку Доната, не щадившего своих сил и здоровья на служение Церкви, постиг тяжелый недуг, заставивший его уйти 12 ноября того же 1894 года на покой и поселиться в Ново-Угрешском монастыре, вблизи Москвы.
       Скончался архиепископ Донат (Бабинский-Соколов) 16-го апреля 1896 года, на 68-м году жизни. Погребен в Николо-Угрешском монастыре под жертвенником Преображенского собора.
Источник: С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; http://dic.academic.ru/.

Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич)
АРХИЕПИСКОП

*С 28.03.1887 по 14.05.1893 – епископ,
с 15.05.1893 по 03.10.1897 – архиепископ Рижский и Митавский
        Родился 27-го августа 1839 года в небогатой семье дьячка села Волста-Пятница Юхновского уезда Смоленской губернии Дмитрия Аверкиевича и Анны Сергеевны Брянцевых. У родителей – грамотных, но не получивших школьного образования простых людей, было четверо детей – Петр, Иаков, Александр и Павел.
В 1851 году Александр поступил в Вяземское духовное училище. В 1857 году в числе лучших учеников училища перешел в Смоленскую духовную семинарию, курс в которой с успехом окончил в 1863 году и был принят в Киевскую духовную академию. В 1867 году академический курс окончил по первому разряду со степенью магистра богословия, 16-го августа того же года получил законоучительское место в гимназии местечка Белая Церковь Киевской губернии и назначен к гимназической церкви.
21-го января 1868 года был венчан с дочерью священника Марией Георгиевной Соловьевой.
2-го февраля того же 1868 года епископом Чигиринским Порфирием, викарием Киевской Митрополии, рукоположен во диакона и 4-го февраля – во священника, а 27 августа 1869 года перемещен в Киев настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви, затем – церкви института благородных девиц. Одновременно преподавал Закон Божий в Киево-Подольской гимназии, в Киевском училище для девиц духовного звания, в Киевской Владимирской военной гимназии и в Киевском институте благородных девиц.
Однако преждевременная смерть супруги и маленького сына склонили о.Александра к мысли отказаться от мирской суеты и всего себя посвятить на служение Христу.
В 1873 году возведен в сан протоиерея и 19 марта того же года, указом Св. Синода, назначен ректором Таврической духовной семинарии.
26-го апреля 1875 года в Бахчисарайском Успенском ските епископом Таврическим и Симферопольским Гурием пострижен в монашество с именем Арсений и 27-го апреля возведен в сан архимандрита.
12-го мая 1882 года состоялось наречение архимандрита Арсения в епископский сан, а 17-го мая, в день Святого Духа – хиротония во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской Митрополии. 22 октября 1883 года, с Высочайшего соизволения, по определению Святейшего Синода, Владыка назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской духовной академии.
28-го марта 1887 года епископ Арсений (Брянцев) был назначен на самостоятельную кафедру Рижской епархии и 11-го мая того же года прибыл в Ригу.
За 10-летний период управления Рижской епархией заботами Владыки Арсения было открыто более 30 приходов, построено свыше 70 храмов, несколько десятков тысяч из лютеранства присоединилось к Православию.
Были заведены церковные народные хоры; в Риге основано общество любителей православного церковного пения; открыто много церковно-приходских школ, и для них устроены приличные школьные здания; возобновлены благотворительные внебогослужебные собеседования с народом, миссионерские противораскольнические и противосектантские беседы; основана миссионерская епархиальная библиотека, библиотеки при приходских церквах; издано много религиозно-нравственных книг и брошюр для народа.
Для духовного просвещения в епархии Владыкой был основан епархиальный орган «Рижские Епархиальные Вѣдомости»; Историко-Статистический комитет, издавший несколько томов описания Рижской епархии; Церковно-археологический музей; в церквах введены летописи и богослужебные журналы.
Ревностью Владыки основано несколько монастырей, в том числе Пюхтицкий женский монастырь с Пюхтицким подворьем в Ревеле (Таллин), Рижские мужской Алексиевский и Свято-Троице-Сергиев женский монастыри.
15-го мая 1893 года, Высочайшим Указом, данным на имя Святейшего Правительствующего Синода, епископ Рижский и Митавский Арсений был возведен в сан архиепископа.
4 октября 1897 года переведен на архиепископскую кафедру в Казань и, наконец, 4 мая 1904 года – в Харьков.
16 апреля 1914 года в Харьковском Покровском монастырском соборе во время совершения каждения храма Владыка почувствовал себя нехорошо, ослаб, нарушилась речь. Он был отнесен в алтарь, и прибывшие врачи констатировали кровоизлияние в мозг с последовавшим параличом левой стороны тела, приковавшим его к постели.
       Скончался архиепископ Арсений (Брянцев) в 4.45 час. пополудни 28-го апреля 1914 года, на 75-м году жизни. Погребен 1-го мая в нижней церкви Покровского монастыря.
Источник: РЕВ, 1893, с.132–149; 329; 1895, с.820–833; 877-892; 924-942; 975-991; 1914, с.310–323; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; ЖМП, 1975, №5, с.29.

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич)
МИТРОПОЛИТ

*С 04.10.1897 по 04.05.1904 – епископ,
с 05.05.1904 по 12.08.1910 – архиепископ Рижский и Митавский
Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский.
Дни памяти: 3(16) октября; в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских – воскресение 25 января (7 февраля) или первое воскресение после этой даты.

        Родился 27-го сентября 1854 года в семье священника села Мочилы Веневского уезда Тульской губернии.
По окончании Московской духовной академии 15 августа 1881 года назначен преподавателем латинского языка в Раненбургском духовном училище Рязанской епархии, 7 декабря того же года – помощником смотрителя Скопинского духовного училища той же епархии. Педагогом и администратором состоял пять лет.
В первые четыре года по окончании академии женился, начал семейную жизнь, стал отцом, но в самое короткое время Господь лишил его и жены, и сына и внушил мысль теснее сочетаться со Христом и Святою Его Церковью, приняв монашество.
7-го марта 1885 года о.Александр принял монашество с именем Агафангел и 10-го марта архиепископом Рязанским Феоктистом рукоположен во иеромонаха. 4 декабря 1886 года назначен инспектором Томской духовной семинарии.
14-го декабря того же 1886 года возведен в сан игумена, вскоре назначен экстраординарным ревизором Томского духовного училища и получил благословение Св. Синода.
20 января 1888 года определен ректором Иркутской духовной семинарии и 28-го февраля возведен в сан архимандрита.
15-го июня 1889 года, по Всеподданнейшему докладу Св. Синода, Высочайше повелено архимандриту Агафангелу быть епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, и 10 сентября 1889 года он был хиротонисан в этот сан. 24 июня 1891 года Государем Наследником Цесаревичем за труды и выдающиеся заслуги пожалован панагиею, украшенною драгоценными камнями.
17-го июля 1893 года, по докладу Св. Синода, епископу Агафангелу Высочайше повелено быть епископом Тобольским и Сибирским. 2 декабря 1896 года, за оказанное содействие быстрому сооружению на счет пожертвований, поступивших в фонд имени Императора Александра III, церквей в Тобольской епархии, Владыке выражена Его Императорского Величества Государя Императора Высочайшая благодарность. Также пожалован орденами до св.Александра Невского.
4-го октября 1897 года епископу Агафангелу (Преображенскому) повелено быть епископом Рижским и Митавским, и 12 декабря того же года Высокопреосвященный Агафангел, умудренный опытом, в полном расцвете духовных и физических сил, прибыл в Рижскую епархию.
Период управления Рижской епархией Владыки Агафангела знаменателен многими религиозными торжествами, совершавшимися с замечательным благолепием, воодушевлением и назидательностью. Таковы торжества освящения Ревельского (Таллин) Александро-Невского собора и многих других храмов: в Спасо-Преображенской пустыни, в Цинтенгофе (Синди, Эстония), Везенберге (Раквере, Эстония), Фридрихштадте (Яунелгава), в Юрьеве (Тарту), в Санкт-Петербурге на Пюхтицком подворье и других местах; юбилейные торжества: 50-летия Рижской епархии, 50-летия Рижской духовной семинарии, 50-летия некоторых приходов.
Большим подъемом религиозного духа сопровождались торжества по случаю прибытия и пребывания в Риге Псково-Печерской иконы Божией Матери и с 1901 года – торжества перенесения Якобштадтской иконы Божией Матери из Якобштадта (Екабпилс) в Митаву (Елгава), Спасо-Преображенскую пустынь, и затем в Ригу, и празднование в Юрьеве памяти священномученика Исидора. Архиерейские богослужения, совершавшиеся Владыкой Агафангелом при всех торжествах, производили глубокое впечатление на молящихся. При посещении Владыкой епархии также происходили торжества, сопровождавшиеся значительным подъемом религиозного духа и воодушевлением населения.
Стоя во главе Совета по управлению начальными православными школами, Владыка особое внимание обращал на церковно-приходские школы и прилагал усилия к материальному обеспечению народных школ. Для поднятия образовательного ценза учащих ввел летние курсы для учителей начальных сельских школ. Для религиозно-нравственного просвещения в Рижской епархии ввел катехизацию молодых людей, поучения за богослужением, религиозно-нравственные внебогослужебные чтения и беседы, миссионерские собеседования для ограждения православных от увлечения иноверием, воскресные школы для лиц, которые не могли посещать школу в будни; стали издаваться книжки религиозно-нравственного содержания на русском и местных языках, духовные журналы, выходящие дважды в месяц, на латышском и эстонском языках. Благодаря Владыке, в Риге открыто религиозно-просветительное общество, члены-деятели которого вели чтения и беседы в кафедральном соборе, в чайных попечительства о народной трезвости, на фабрике Кузнецова.
При Владыке Агафангеле Православная Церковь в Прибалтике ежегодно умножалась новыми членами до 1000 человек, присоединившихся из иноверия, а неприсоединившиеся лютеране нередко посещали православное богослужение, особенно в большом количестве – происходившее на немецком языке, участвовали в церковных хорах, слушали проповеди, присутствовали при церковных торжествах, отдавали своих детей в православные школы; нередко просили православных помолиться об умерших, служили молебны по разным обстоятельствам, ставили свечи, целовали Св. Крест и Евангелие, в Великий пяток поклонялись Плащанице, брали освященную в Богоявление воду и так далее. Вообще среди лютеран отмечалось большое уважение к Православной Церкви, ее вере, богослужению и Таинствам, росло доверие к служителям Православной Церкви. К Владыке Агафангелу относились с уважением и благожеланием не только простой народ, но и высшие представители лютеранства – пасторы и помещики.
Апостол Павел говорит, что «епископу надлежит иметь доброе свидетельство от внешних (иноверцев), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую», и Владыке неоднократно приходилось видеть красноречивые доказательства уважения и благорасположения к нему со стороны иноверцев. Особым ореолом уважения и любви Рижского Владыку окружили впавшие в напасть и стечением обстоятельств увлеченные мутной волной так называемого освободительного движения. Для таких несчастных, невинно или по неразумению подвергшихся карательным законам и действиям, но чистосердечно раскаявшихся – милосердый Владыка являлся заступником и ходатаем пред властями, благодаря чему многие из этих несчастных получили облегчение в степени наказания или даже полное освобождение от кары. Кроме того, епископ Агафангел учредил комитет, собиравший пожертвования и помогавший православным семействам, пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае.
5-го мая 1904 года, Высочайшим Указом, данным на имя Св. Правительствующего Синода, епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский), во внимание к его отлично-ревностному служению и особым архипастырским трудам, Всемилостивейше возведен в сан архиепископа. 6 мая 1907 года, в изъявление особенного Монаршего благоволения к достойному архипастырскому служению, вследствие особых условий Прибалтийского края, требующего усиленных трудов по благоустроению вверенной паствы и утверждению ее в истинах Православной веры и преданности Престолу, Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену св.благоверного великого князя Александра Невского с возложением на себя и ношением по установлению.
13 августа 1910 года состоялось Высочайшее утверждение постановления Св. Синода о перемещении архиепископа Агафангела на Литовскую и Виленскую кафедру, 14-го сентября, в день Воздвижения Креста Господня, в Рижском кафедральном соборе Владыка совершил в последний раз Божественную литургию и 17-го сентября отбыл из Риги к месту нового назначения – на Литовскую и Виленскую кафедру.
22 декабря 1913 года назначен архиепископом Ростовским и Ярославским, 21 января 1914 года выбыл из Вильны (Вильнюс) в Ярославль и 5-го февраля прибыл в Ярославскую епархию. Спустя полгода началась Первая Мировая война, и в день ее объявления в Ярославле при огромном стечении народа архиепископ Агафангел и викарный епископ Сильвестр (Братановский) отслужили молебен на соборной площади перед образом Спаса Нерукотворного. Множество верующих молились на коленях. С этого дня молитва о помощи страждущей Родине стала неотъемлемой частью служения Ярославского архипастыря.
Жизнь Владыки Агафангела была подчинена исполнению христианского долга – заботе о страждущих воинах, их семьях и сиротах. Он благословлял проведение разнообразных мероприятий в помощь нуждавшимся, сам в них участвовал, делал пожертвования, принимал деятельное участие в судьбе беженцев. 7 октября 1914 года возглавил освящение и открытие епархиального лазарета и на содержание больных жертвовал личные средства.
В 1917 году возглавил в Москве выборы Московского митрополита. Тогда же Указом Св. Синода архиепископ Агафангел назначен членом Предсоборного Совещания Российской Православной Церкви, затем – председателем отдела Предсоборного Совета о епархиальном управлении и членом Поместного Собора Православной Российской Церкви, 5 ноября 1917 года избравшим Патриарха.
28-го ноября 1917 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан митрополита.
Ликвидация белогвардейского мятежа в июле 1918 года в Ярославле сопровождалась расстрелами священнослужителей. Не имея никакой возможности предпринять что-либо для их защиты, Владыка Агафангел заботился об их молитвенном поминовении: для Поместного Собора был составлен список жертв «ликвидации», оказывалась посильная материальная помощь осиротевшим семьям. 9 мая 1922 года был арестован Патриарх Тихон, что привело к тому, что он временно передал высшую церковную власть митрополиту Агафангелу, назвав его своим заместителем. С этого времени заботы не только о Ярославской епархии, но и о всей Российской Церкви легли на плечи Владыки. Власти не позволили ему выехать в Москву и приступить к исполнению высоких обязанностей, поскольку они поддерживали «Живую церковь» – обновленчество, стремившееся захватить руководство в Русской Православной Церкви, объявив Патриарха низложенным.
В таких обстоятельствах 18 июня 1922 года митрополит Агафангел издал Послание к архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви о принятии возложенных на него Святейшим Патриархом обязанностей, в котором сделал распоряжения о дальнейших формах существования Церкви в условиях гонений. Обновленцы начали с ним борьбу. Большевистские газеты не скупились на клевету, издевательства и оскорбления в адрес Ярославского митрополита. 25 июля обновленческое Высшее церковное управление объявило об увольнении митрополита Агафангела с Ярославской кафедры. Противостояние окончилось арестом святителя Агафангела и его ближайших помощников.
9 сентября 1922 года Владыка был заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, приговорен к трем годам ссылки и выслан в Нарымский край общим этапом с уголовниками. Во время его ссылки скончался Патриарх Тихон. Незадолго до этого, 7 января 1925 года, Святейший написал последнее завещание с назначением местоблюстителей Патриаршего престола. Вторым кандидатом на эту должность вновь был назван митрополит Агафангел. Возвратившийся на Ярославскую кафедру из Нарымского края престарелый и больной Владыка вновь проявил твердость духа и верность канонической Церкви, что стоило ему жизни.
       Скончался митрополит Агафангел (Преображенский) 16-го октября 1928 года, на 75-м году жизни, в Ярославле. Почивший архиерей был отпет в Никитской церкви и погребен в склепе под храмом свт.Леонтия Ростовского.
       В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Агафангел (Преображенский) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Ныне рака с мощами священноисповедника Агафангела покоится в Казанском соборе Ярославского Казанского женского монастыря.
Источник: РЕВ, 1904, с.377; 1906, с.720–732; 1907, с.407–408; 1910, с.517; 642–651; 1914, с.118–122; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; ЖМП, 1975, №5, с.29; http://www.hramzis.ru/.

Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович)
АРХИЕПИСКОП

*С 13.08.1910 по 05.05.1912 – епископ,
с 06.05.1912 по 19.11.1917 – архиепископ Рижский и Митавский
        Родился 24-го августа 1844 года в семье настоятеля Троицкой церкви села Красно Муромского уезда Владимирской губернии священника Ксенофонта Прохоровича Смирнова.
Окончил курс во Владимирской духовной семинарии, в 1868 году – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Священного Писания в Рязанской духовной семинарии. В 1869 году утвержден в степени магистра богословия. В 1875 году назначен инспектором Рязанской семинарии и в 1883 году – ее ректором.
В том же 1883 году рукоположен во священника и возведен в сан протоиерея.
В 1901 году пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и вызван для служения в Александро-Невскую Лавру.
24-го апреля 1902 года в зале заседаний Св. Синода совершено наречение архимандрита Иоанна во епископа Чебоксарского, второго викария Казанской епархии, а 28-го апреля в Исаакиевском кафедральном соборе состоялась и самая хиротония. В Казани Владыка пребывал в мужском Кизическом монастыре, что в трех верстах от Казани. Был председателем Казанского епархиального училищного совета и заведовал избранием и назначением псаломщиков на приходы. 4 февраля 1904 года назначен на кафедру епископа Полтавского и Переяславского.
13-го августа 1910 года состоялось Высочайшее утверждение постановления Св. Синода о перемещении епископа Полтавского Иоанна (Смирнова) на Рижскую кафедру, а архиепископа Агафангела (Преображенского) – на Литовскую и Виленскую.
22 августа 1910 года в Полтавском кафедральном соборе Владыка Иоанн служил последнюю Литургию, 27-го августа выбыл в Рижскую епархию, в воскресенье 29-го августа прибыл в Ригу и 30-го августа в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе служил первую Литургию.
6-го мая 1912 года, Высочайшим Указом, данным на имя Св. Синода, епископ Рижский и Митавский Иоанн, во внимание к примерно-ревностному и отлично-полезному служению в священном сане, был возведен в сан архиепископа.
6 мая 1914 года в Ливадии Владыке Иоанну была вручена Высочайшая грамота следующего содержания: «В изъявление Монаршего внимания к заботам Вашим о распространении церковно-школьного просвещения и полезному Святительскому служению Вашему Всемилостивейше сопричислили Мы Вас к Императорскому ордену Нашему святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, знаки коего, при сем препровождая, Повелеваем Вам возложить на себя и носить по установлению. Поручая себя молитвам Вашим, пребываем к Вам Императорскою Милостию Нашею благосклонны. НИКОЛАЙ».
20 ноября 1917 года Владыка Иоанн назначен архиепископом Рязанским и Зарайским для умиротворения епархиальной жизни, пошатнувшейся во время революции.
       Скончался архиепископ Иоанн (Смирнов) 14-го октября 1919 года, на 76-м году жизни, в Рязани.
Источник: РЕВ, 1910, с.517–521; 592–617; 1912, с.330; 1914, с.304; С.П.Сахаров. Рижские православные архипатыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; Личный архив.




Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (18.06.2020)
Просмотров: 795
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа