Суббота, 27.04.2024, 09:16
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АРХИЕРЕИ стр.3
Платон (Кульбуш Павел Петрович)
ЕПИСКОП

*С 23.01.1918 по 14.01.1919 – в сане епископа Ревельского управлял Рижской (Латвийской) епархией
Священномученик Платон, епископ Ревельский.
Дни памяти: 1(14) января; в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских – воскресение 25 января (7 февраля) или первое воскресение после этой даты.

        Родился 13-го июля 1869 года в семье псаломщика Подиской (Поотси, Эстония) церкви Перновского (Пярну) уезда Петра Георгиевича Кульбуша.
В июне 1890 года окончил курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по первому разряду и как лучший ее воспитанник послан для получения высшего богословского образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия. Его кандидатская диссертация – «История вопроса о покаянии и исповедании лютеран».
11-го ноября 1894 года в Рижской Алексиевской церкви был венчан с дочерью секретаря канцелярии архиепископа Рижского и Митавского Арсения (Брянцева) надворного советника Юлиана Карповича Лосского 20-летней девицей Надеждой Юлиановной.
5-го декабря того же 1894 года рукоположен во священника и служил в православном приходе в Санкт-Петербурге.
Будучи еще студентом академии, Павел обратил внимание на проживавших в Петрограде православных эстонцев, не имевших в то время своего храма, живших разрозненно в качестве рабочих на тамошних заводах, и стал устраивать для них собрания, религиозно-нравственные беседы, объединил их в один приход и, по окончании академии, был назначен первым настоятелем Эстонского Исидоровского прихода в Петрограде. Энергией о.Павла на Екатерининском канале Петербурга 24 августа 1903 года был заложен и уже 21 декабря того же года освящен большой храм с залом для внебогослужебных собеседований и приходских собраний.
В 1905 году возведен в сан протоиерея.
В 1917 году, после учреждения в Рижской епархии Ревельского (Таллин) викариатства для эстонской части епархии, единогласно избран на кафедру епископа Ревельского.
24-го декабря того же 1917 года пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31-го декабря в Ревельском Александро-Невском соборе Санкт-Петербургским митрополитом Вениамином (Казанским) и епископом Лужским Артемием (Ильинским) хиротонисан во епископа Ревельского. После хиротонии епископ Платон немедля поехал в Москву для представления Святейшему Патриарху Тихону и для участия в Поместном Соборе. Патриарх Тихон, ввиду быстрого продвижения германских войск и сложности политического положения, своим указом поручил Владыке Платону управление с 23-го января 1918 года и всей Рижской епархией.
За время своего епископства Владыка Платон объехал 71 приход, везде совершая богослужения, беседуя с народом и оказывая моральную помощь духовенству. Несмотря на противодействие германских оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 года посетил Ригу и в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения во всех церквах, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания; при всех храмах учредил приходские советы. Владыка намеревался совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти запретили ему пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек, частью на лошадях, частью пешком, посетил до 40 приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих.
В ноябре того же 1918 года Владыка стремился вновь посетить Ригу, но по дороге в Ригу тяжело заболел испанкой, осложненной воспалением легких, и остановился в Юрьеве (Тарту). К тому времени Юрьев был занят большевиками.
2-го января 1919 года Владыка вместе с протодиаконом Дориным был арестован большевиками на улице в нескольких метрах от своего дома. Патруль из 30 вооруженных человек доставил их в штаб милиции. Большевики с огромной радостью восприняли то, что один из задержанных – есть Эстонский епископ Платон. «Наконец этот черт в наших руках, он-то нам и нужен», – кричали красноармейцы. Комиссар приказал Владыке разуться, в надежде найти в обуви золото. Так начались тюремные страдания епископа Платона, длившиеся 12 дней.
Так как Владыка не признавал за собой предъявленной ему вины, отказавшись даже подписать протокол допроса, его отвели на Компанскую улицу, дом №5, в подвал Кредитной кассы. Этот подвал большевики использовали под тюрьму. В период своего заключения Владыка утешал и укреплял других заключенных. Свою панагию он спрятал под рубашку, чтобы в случае расстрела его можно было бы опознать. В тюрьме Владыку заставляли голыми руками мыть тюремные уборные.
Вечером 12-го января Владыка уже знал, что будет убит. Он просил своих собратьев по камере, что, если будет убит, передать его последнее благословение православному народу и приходам. Он советовал сокамерникам при возможности бежать от большевистского террора и при первой возможности после освобождения вернуться домой. Во время своего заключения Владыка часто читал свое греческое Евангелие и особенно 24 главу от Матфея. За полчаса до смерти Владыка вместе с пастором Ганом читали Евангелие от Марка, 15 главу о страданиях Господа.
       14-го января 1919 года около 10 часов утра комиссар в сопровождении двух красноармейцев вызвал епископа Платона. На допросе в предыдущую ночь комиссар требовал от епископа, чтобы он прекратил чтения Евангелия. На это Владыка ответил: «Сразу после своего освобождения я восхвалю Господа».
Вскоре после увода Владыки, заключенные услышали выстрелы, донесшиеся из подвала. Потом из камеры вызвали протоиерея Николая Бежаницкого, протоиерея Михаила Блейве и профессора пастора Гана. Один очевидец, в тот момент работавший в помещении, где хранилась одежда заключенных, видел в окно, как заключенных вели в подвал и там убивали. Он слышал, как избивали Владыку, но из его уст не вышло ни одного слова. Примерно через четверть часа он слышал, как стреляли в заключенных, куда они были сведены в одном нижнем белье.
Кроме епископа Платона, убили еще протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве, пасторов Траугота Гана и Вильгельма Шварца и с ними еще 14 почетных граждан города Тарту. В это время эстонская освободительная армия уже входила в город. Двери тюрьмы были разбиты топорами, солдаты-свободители прокричали заключенным: «Вы свободны!»
Но радость превратилась в ужас, когда они увидели в подвале тела убитых комиссарами и красногвардейцами. Весь пол был покрыт трупами, которые были в неестественных позах – это давало возможность предположить, что смерть пришла к ним неожиданно и насильственно. В центре подвала было три тела, лежавших одно на другом... Все пули были направлены в головы. Тела доставили в университетский анатомикум, где родственники смогли их опознавать.
На груди епископа Платона под рубашкой была обнаружена его панагия. Православные эстонцы почитают ее как святую реликвию. Врачебная и судебная экспертиза сделала заключение, что епископ Платон был семь раз проткнут в грудь штыком. В груди были и пулевые раны, одна из которых прошла через левое плечо и через правый глаз. Задняя половина черепа была проломлена. Перед смертию епископ был мýчим.
Из анатомикума тело епископа Платона привезли на его квартиру, где облачили в архиерейские одежды. Православные священники стояли у гроба в почетном карауле вплоть до чина отпевания. Чин отпевания епископа Платона, протоиереев о.Николая Бежаницкого и о.Михаила Блейве совершили 18-го января в Юрьевском Успенском соборе священники А.Бежаницкий, И.Паавель, А.Брянцев, К.Сави, К.Кокла и Г.Кийман. 21 января, в день памяти священномученика Исидора, тело Владыки было перенесено в Юрьевскую кладбищенскую церковь. Гроб провожало огромное количество народа и военный оркестр.
31 января останки умученного перевезли в Ревель, и 9-го февраля Владыка был погребен в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год до этого состоялась его первая архиерейская служба.
В 1929 году во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а 17–18 февраля 1931 года состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.
Епископ Платон (Кульбуш) управлял Рижской епархией, в состав которой входили православные приходы Эстонии и Латвии, один год, но и за это короткое время своего архиерейского служения сумел приобрести всеобщую любовь и уважение своей паствы. Высокообразованный, деятельный, живой и энергичный он своей сердечной простотой и доступностью привлекал всех. Эстонец по происхождению он горячо любил Россию, любил ее в вере Православной, любил ее трудовой народ и в этой любви сближал Россию и русских со своим народом.
       В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон (Кульбуш) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Источник: РЕВ, 1890, с.426–428; 506–518; Вѣра и Жизнь, 1934, с.42–44; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; ЖМП, 1994, №1, с.91–96; EAA.1655.2.83; EAA.1963.1.352; Eesti ajalugu elulugudes. 101 tähtsat eestlast. Tln., 1997; Aruanne St. Peterburi Eesti Õigeusu Tartu linnas kannatanud püha preesteri Issidori auks asutatud Wennaste Seltsi tegevusest 1902. ja1903.a. Neljas tegevuse aasta St. Peterburi Maksimi linnaosa : pereulok № 13, 1903; Жизнеописание священномученика Платона, епископа Ревельского (1869-1919) / Сост.Владислав Кумыш. St. Peterburg, 1999; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Иоанн (Поммер Иван Андреевич)
АРХИЕПИСКОП

*С 08.06.1921 по 12.10.1934 – архиепископ Рижский и всея Латвии
Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский.
Дни памяти: 2(15) июля; 29 сентября (12 октября); в Соборе Белорусских святых в неделю 3-ю по Пятидесятнице; в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских – воскресение 25 января (7 февраля) или первое воскресение после этой даты.

        Родился 6-го января 1876 года в семье православных латышских крестьян деревни Илзессала Прауленской волости Венденского (Цесис) уезда, прихожан Лаздонской Саято-Троицкой церкви Андрея Ивановича и Евдокии Андреевны Поммеров.
В 1883 году, в 7-летнем возрасте, поступил в народно-приходскую школу. В 1887 году поступил и в 1891 году окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по второму разряду, в июне 1897 года окончил курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по первому разряду со званием студента и 1-го июля определен псаломщиком к уже упомянутой Лаздонской церкви. В августе того же года был перемещен к Ляудонской Иоанно-Предтеченской церкви Венденского уезда, а в ноябре 1899 года – к Либавской (Лиепая) Свято-Троицкой церкви.
В сентябре 1900 года от службы был уволен за поступлением на учебу в Киевскую духовную академию. В академии серьезный юноша обратил на себя внимание профессоров не только своими способностями, но и суровой аскетической жизнью. Уже на втором курсе академии отказался от радостей мирской жизни, в 1903 году принял монашеский постриг, 23-го сентября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 13-го июля 1904 года – во иеромонаха.
В 1904 году академию окончил и состоял преподавателем в Черниговской духовной семинарии, инспектором Вологодской семинарии, в 1907 году назначен на должность ректора Литовской духовной семинарии, а 26-го сентября того же 1907 года архиепископом Вологодским возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
В 1911 году последовал указ Синода, призвавший архимандрита Иоанна к епископскому служению, и в начале 1912 года состоялось его рукоположение во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Кроме Минской епархии, епископ Иоанн проходил свое высокое служение в Херсонской, Приазовской и Тверской епархиях; в 1918 году был назначен архиепископом Пензенским. Обладавший выдающимся талантом сын простого латышского крестьянина сделал в России такую духовную карьеру, о какой не могли мечтать и сами русские. Но никогда архиепископ не забывал, откуда он вышел, где его родина, и всегда мечтал возвратиться в Латвию.
8/21 июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Латвии права широкой автономии и, по ее избранию, назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и всея Латвии. 24-го июля 1921 года архиепископ прибыл в Ригу и был встречен крестным ходом у вокзала.
Владыка Иоанн застал свою епархию в тяжелом положении, со следами ран и ужасов мировой войны и революции. Множество приходов было без пастырей, храмы запущены, часть имущества Православной Церкви отнята. Однако с течением времени Владыка Иоанн своими силами и средствами в суверенной Латвии восстановил и возвеличил Православную Церковь. Как выдающийся оратор и видный общественный деятель архиепископ Иоанн пользовался полным доверием православно-русского населения Латвии и был избираем через каждые три года депутатом Латвийского Сейма, где стал известным всему миру как безбоязненный обличитель безбожников и защитник обездоленных судьбою, без различия их национальности и даже религии.
Латыш по национальности Владыка любил Россию и глубоко страдал, видя ее распятой и опоганенной. Казалось, что еще не один десяток лет продолжится его церковно-общественное служение в Латвии. Но Господь судил иначе...
       Вера православная была для Владыки выше всего, и он своей мученической кровью в ночь на 12-е октября 1934 года запечатлел верность своему святительскому долгу.
Воскресенье, 14-го октября 1934 года. Тысячи людей сплошной стеной стоят у дачной архиерейской церкви, ожидая выноса тела Владыки. Тысячи народа заняли все пригорки леса. Кончается Литургия. В чистом осеннем воздухе тихо льется молитва «Святый Боже». В дверях на руках духовенства показывается темный дубовый гроб. Головы всех обнажены, затуманенные слезами глаза устремлены на то, что осталось от Владыки... К тихому пению молитвы присоединяются стоны и рыдания многочисленных его почитателей. Мерно колышется покрытый мантией гроб, поставленный на дроги, удаляясь все дальше и дальше от тихой обители, в которой почивший так много перестрадал, восприявши мученический венец...
Да. Выше всех стоял архиепископ Иоанн. Многие, очень многие его ценили и любили, но многие его ненавидели и презирали. Но всю свою жизнь он стоял непоколебим, с небывалой силой и стойкостью, на страже защиты Православной Церкви, как могучий дуб, и как ни гнули его, не погнулся, пока вражьи силы не сломали его. Недаром Святейший Патриарх Тихон, посылая Владыку в Ригу, назвал его «мужем борьбы». Владыка любил правду, говорил ее прямо в глаза, какова бы она ни была, и проповедовал ее. Он был «искателем правды». За правду Божию он и пострадал в своей тихой обители...
15 июля 1936 года в 8 часов утра на Покровском кладбище, на месте упокоения останков умученного архиепископа Иоанна (Поммера) была совершена закладка памятника-часовни. Высокопреосвященнейший митрополит Августин над вырытыми для фундамента вокруг склепа, хранящего гроб с останками архиепископа, рвами, в сослужении многочисленного духовенства, в присутствии членов Синода и множества народа, совершил панихиду, в конце которой речи произнесли Алуксненский протоиерей Андрей Янсон на латышском языке и Гривский священник Савва Трубицын – на русском. Затем митрополит, прочитав особую молитву, спустился вниз.
Член Синода А.Поммер зачитал акт о закладке памятника-часовни, вложил его в цинковый цилиндр вместе с газетами, вышедшими 12 октября 1934 года, в день кончины Владыки Иоанна, и 15 июля 1936 года. Цилиндр был запаян, окроплен святой водой, самим митрополитом положен в приготовленное для него место и им же заложен кирпичами. Затем положили кирпичи и цемент член Синода протоиерей Р.Пассит, благочинный протоиерей Н.Перехвальский и другие лица, спускавшиеся вниз. Провозглашением «Вечной памяти» умученному архиепискому Иоанну закончилось торжество закладки памятника-часовни над склепом архиепископа Иоанна. Этот памятник строился по проекту архитектора В.Шервинского и под его непосредственным наблюдением. За работами следил также студент архитектурного факультета Латвийского университета А.Емельянов. Средства на постройку собирались путем пожертвований по подписным листам и сборами в православных церквах. Окончание постройки памятника и его освящение предполагалось совершить во вторую годовщину трагической смерти архиепископа Иоанна. При постройке памятника были использованы остатки от стоявшей на вокзальной площади величественной часовни. Председатель Комитета по постройке – бывший член Синода протоиерей И.Свемп, казначей – член Синода И.И.Заринь.
Газета «Сегодня Вечером» в №161 от 17 июля 1936 года сообщила, что судебный следователь по особо важным делам закончил следствие по делу об убийстве архиепископа Иоанна (Поммера) и через прокуратуру передал его Окружному суду с ходатайством дать согласие на прекращение этого дела за неустановлением виновных.
11 октября 1936 года, в воскресенье, в 4 часа дня на Рижском Покровском кладбище состоялось торжественное освящение массивной часовни – памятника на могиле Архиепископа Иоанна. Задолго до начала торжества на кладбище собралось множество народа, прибыли члены Синода и комитета по постройке памятника, Рижско-градское духовенство. Ровно в 4 часа в Покровскую церковь прибыл и Владыка митрополит Августин. Он вошел внутрь часовни. прочитал положенную молитву и окропил памятник внутри и снаружи с четырех сторон святою водою, при пении «Спаси, Господи, люди Твоя». Затем перед освященной часовнею была совершена по почившем (умученном) архиепископе панихида, в начале которой митрополит Августин произнес прочувствованное слово, посвященное памяти своего предшественника. Перед возглашением «Вечной памяти» произнес на русском языке речь протоиерей Н.Перехвальский, сказавший, в частности: «Кончил свою жизнь архиепископ Иоанн по примеру великих пророков. Как Иоанн Предтеча, он восприял мученическую кончину от врагов Христовой веры; как пророк Илия, он в огне душою был взят на небо».
       17 июля 2001 года, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископ Иоанн (Поммер) включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
       24 сентября 2001 года Собором Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата священномученик архиепископ Иоанн (Поммер) канонизирован в лике местночтимых святых.
Почитание священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского, со дня его канонизации стало поистине всенародным. В небольшой часовне на старинном Покровском кладбище, где был погребен архипастырь, постоянно служились молебны и собиралось великое множество богомольцев. Люди молились новопрославленному святому и в летний зной, и в зимний мороз, их не пугали ни дождь, ни метель. Все были исполнены ожидания, когда же будут открыты мощи святого.
15 июня 2003 года, изволением Божиим и благословением Высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии, совершилось обретение мощей святого славного и всехвального священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского, и этот день стал светлым и чтимым праздником нашего Церковного календаря.
Святые мощи были обретены нетленными, что является редчайшим чудом. Пролежавшие в земле 69 лет они остались такими, какими были погребены в далеком 1934 году. На многострадальном теле святителя сохранились многочисленные следы жесточайших мучений, которые претерпел он перед своею кончиною, они свидетельствовали о нечеловеческой жестокости злобных убийц. Но не было на теле святого мученика и малейших признаков тления. Прекрасно сохранились и белые святительские одежды, и скромная митра, и параман, и самый деревянный гроб. Истлели лишь цветы, лежавшие в гробу поверх покрывала.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословил перенести мощи священномученика Иоанна в Рижский кафедральный собор Рождества Христова. Когда-то Архиепископ Иоанн жил в подвале соборного кафедрального храма и желал быть в соборе погребенным. Желание его исполнилось почти через 70 лет.
       4 октября 2003 года совершились торжества перенесения мощей. Крестный ход из Рижского Покровского храма в кафедральный собор был очень многолюдным, в нем приняло участие более 10 тысяч человек. Во время шествия множество людей стояли по сторонам улиц, на балконах домов, выходили из магазинов и офисов, чтобы поклониться святыне. Перед собором святые мощи встретил митрополит Рижский и всея Латвии Александр и совершил торжественный молебен, после которого раку с мощами обнесли вокруг собора и внесли в храм, где архипастырь Латвийской земли совершил Божественную литургию в сослужении сонма духовенства. После внесения святых мощей в собор обильно замироточили большие иконы местного ряда в иконостасе центрального алтаря, что явилось еще одним зримым свидетельством благодати Божией, обильно явленной в эти святые дни. С октября 2003 года мощи священномученика постоянно пребывают в кафедральном соборе, возле алтаря правого придела, освященного в честь священномученика Иоанна. Позолоченная рака для святых мощей устроена на пожертвования православных жителей Латвии. Над ракой возвышается благолепная сень, украшенная тонкой резьбой и позолотой. С первого же дня пребывания святых мощей в соборе неопустительно дважды в день перед ракой служится молебен святому Архиепископу Иоанну.
Почитание священномученика Иоанна Рижского возрастает с каждым годом. Имя его внесено в месяцесловы всех православных церковных календарей. Частицы мощей священномученика Иоанна есть во многих городах и странах, в его святых иконах и мощевиках, а также в святых престолах и антиминсах. Частица мощей священномученика вложена в святой престол храма-памятника в подмосковном Бутово – месте мученической кончины и погребения многих новомучеников Российских. В июле 2012 года, при освящении обновленной Кульневской церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» близ Резекне, в антиминс этого храма была вложена частица мощей св.Иоанна.
Почитаются верующими место мученической кончины святителя Иоанна в Озолкалнсе, где установлен поклонный крест и совершаются регулярно молебны, и место его рождения в нескольких километрах от города Мадоны, к которому ежегодно совершается многолюдный крестный ход. На старинном Лисескалнском кладбище Лаздонского прихода бережно сохраняются могилы родителей святителя Иоанна – Андрея и Евдокии Поммеров, простых латышских православных крестьян. На их могилках часто служатся литии.
Источник: РЕВ, 1891, с.469–472; 1897, с.570–571; 639–641; 682; 1899, с.915; 1900, с.662; 1912, с.245–249; Вѣра и Жизнь, 1935, с.243–254; 1936, с.180–181; 1936, с.248–251; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; Православный Церковный календарь, Р., 2013, с.1–4; http://www.pravoslavie.lv/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.180.

Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич)
МИТРОПОЛИТ

*С 27.05.1935 по 02.1936 – в сане митрополита Литовского и Виленского управял Латвийской Православной Церковью
        Родился 14-го октября 1870 года в городе Новый Оскол Курской губернии в семье сельского псаломщика.
Окончил Старооскольское духовное училище, в 1889 году – курс в Курской духовной семинарии со званием студента и определен учителем в церковно-приходскую школу Ямской Слободы.
В 1890 году вступил в брак и 25-го ноября того же года рукоположен во священника к Покровской церкви села Тростяницы Курской епархии. Вскоре овдовел.
В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1904 году принял иноческий постриг с именем Елевферий, в том же году академию окончил со степенью кандидата богословия и состоял преподавателем гомилетики в Каменец-Подольской духовной семинарии; с 1906 года – инспектором Холмской ДС; с 1909 года, уже в сане архимандрита – ректором Смоленской ДС.
21-го августа 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. С 1914 года и до окончания Первой Мировой войны пребывал в Московском Донском монастыре, затем вернулся в свою епархию. 28 июня 1917 года, указом Святейшего Синода, назначен управляющим Литовской епархией. Принял участие в работе Поместного Собора РПЦ 1917–1918 годов.
11-го июля 1921 года, постановлением Священного Синода в Москве, по благословению Патриарха Тихона (Беллавина), возведен в сан архиепископа Литовского и Виленского и назначен священно-архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря в Вильно (Вильнюс) (тогда на территории Польши).
Во время служения активно противостоял автокефалистским тенденциям в Польской Православной Церкви и сохранял единство с Московской Патриархией. Автокефалию Польской Церкви и Варшавский Синод не признал, за что 14 октября 1922 года польскими властями в Виленском монастыре Владыка был задержан и помещен в католический монастырь молчальников («Camaldules») в местечке Беляны (пригород Кракова), но, по настоянию литовского правительства и благодаря содействию Лиги Наций, в феврале 1923 года был освобожден и выслан из Польши в Литву, в Ковно (Каунас).
4 октября 1924 года, распоряжением Патриарха Тихона, награжден бриллиантовым крестом на клобуке.
28-го ноября 1928 года года возведен в сан митрополита Литовского и Виленского. С 1931 года управлял русскими приходами в Западной Европе, находящимися в юрисдикции Московской Патриархии, а 27-го мая 1935 года митрополитом Сергием (Страгородским) митрополит Елевферий (Богоявленский) назначен управляющим Латвийской Православной Церковью.
Латвийским Синодом к исполнению обязанностей в Латвии Владыка допущен не был, но, тем не менее, до февраля 1936 года – момента перехода Латвийской Православной Церкви под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, канонически являлся управляющим ЛПЦ.
В 1936 году, по случаю 25-летия служения в архиерейском сане, награжден правом предношения Св. Креста за богослужениями. 1 октября того же года награжден высшей Государственной наградой Литовской Республики – орденом великого литовского князя Гедиминаса 1-й степени.
       Скончался митрополит Елевферий (Богоявленский) вечером 31-го декабря 1940 года, на 71-м году жизни, в Вильно. Отпевание почившего совершал его преемник по Литовской кафедре митрополит Сергий (Воскресенский). Погребен Владыка Елевферий в Архиерейской усыпальнице в храме Виленского Свято-Духова монастыря.
Источник: А.Нивьер. Биографический Справочник. Православные священнослужители в Западной и Центральной Европе. Москва-Париж. 2007, с.196–197; А.Кулис. К вопросу об автокефалии ЛПЦ в 30-х годах ХХ века; Православие в Латвии, Р., 1993, №1, с.69–70; http://krotov.info/history/; http://zarubezhje.narod.ru/.

Августин (Петерсон Августин Адамович)
МИТРОПОЛИТ

*С 29.03.1936 по 11.04.1941 – митрополит Рижский и всея Латвии
        Родился 17-го февраля 1873 года в семье латышских крестьян местечка Леяспипери Кечской волости Рижского уезда.
В 1889 году окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по второму разряду, в июне 1895 года – курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по первому разряду со званием студента и 8-го августа определен псаломщиком к Сунцельской (Сунтажи) Свято-Троицкой церкви Венденского (Цесис) уезда. 1 июля 1896 года перемещен к Коплауской (Каплава) Покровской церкви Иллукстского (Илуксте) уезда, а 22 января 1897 года – к Либавской (Лиепая) Свято-Троицкой церкви.
13-го июня 1904 года рукоположен во священника к уже упомянутой Сунцельской церкви. С ноября 1905 года и до июня 1906 года включительно, за трагической гибелью настоятеля Сиссегальской (Мадлиена, Адеркаши) Рижского уезда Марие-Магдалининской церкви священника Иоанна Иоановича Лийца, о.Августин Петерсон заведовал этим Сиссегальским приходом. 30 января 1908 года за усердную службу награжден набедренником.
20 марта 1908 года перемещен, по прошению, к Смильтенской (Смилтене) Николаевской церкви Валкского уезда. В апреле 1913 года награжден скуфьею.
Во время Первой Мировой войны, с 1914 года служил священником при войсковых частях, а с 18 сентября 1916 года до 25 октября 1917 года – священником латышского стрелкового резервного полка.
В конце 1921 года вернулся в Латвию и архиепископом Иоанном (Поммером) назначен настоятелем Двинского (Даугавпилс) Борисо-Глебского собора. Был благочинным. Много потрудился по восстановлению запущенного во время войны и революции прихода и первоначальному в 1922–1923 годах ремонту храма, а также начал один раз в месяц совершать службы на латышском языке для латышской части прихода. В 1925 году стараниями о.Августина при соборе был организован самостоятельный латышский приход.
1 ноября 1925 года перемещен на должность гарнизонного священника в Двинской крепости. Кроме того, с начала 1922 года преподавал латышский язык в Двинской русской школе №3, а с 1934 года заведовал школой. Был возведен в сан протоиерея.
19-го марта 1936 года состоялось пленарное заседание Синода, на котором была оглашена полученная из Константинополя телеграмма от Патриарха Вениамина I и Священного при нем Синода об утверждении протоиерея Августина Петерсона кандидатом на пост главы Православной Латвийской Церкви в сане митрополита. На вопрос, согласен ли он взять на себя должность главы Православной Латвийской Церкви и вести ее по указанному Христом пути, протоиерей ответил: «Благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю». На приветственное слово с поздравлением от имени Патриахра и Синода и призыв с честью, достоинством и успехом править словом истины прот.Августин Петерсон ответил: «Аще кто епископства желает, добраго дела желает».
21-го марта в Рижском кафедральном соборе состоялось посвящение прот.Августина Петерсона в первую степень монашества – рясофор. 22-го марта в соборе протоиерей И.Янсон зачитал синодальный акт о наречении протоиерея Августина Петерсона в митрополита Рижского и всея Латвии, после чего нареченный митрополит громко изъявил свое согласие словами: «Благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю».
29-го марта там же состоялась хиротония протоиерея Августина Петерсона в сан епископа. По окончании часов протодиакон В.Мельников и диакон В.Рушанов на латышском и русском языках произнесли слова «приведения» прот.Августина Петерсона к епископской хиротонии. На заданные ему вопросы были даны следующие ответы: «Чего ради пришел еси и от нашей мерности просиши?» – «Хиротонии архиерейской благодати, Преосвященнейшие»; «Како веруеши?» – прочитан «Символ веры». Во время Литургии свт.Василия Великого о.Августин был посвящен в сан епископа и при пении «Аксиос» облачен в архиерейские одежды. В тот же день в соборе при прибывших в Латвию архипастырях, при всем Рижско-градском духовенстве и многих священниках из провинции, состоялась интронизация епископа Августина на кафедру митрополита Рижского и всея Латвии.
Для Владыки Августина крест архипастырского служения был особенно труден, ибо пришелся на тяжелые предвоенные годы. Но он усердно трудился во благо Церкви. Много внимания уделял богослужению. При нем богослужение было упорядочено, сделаны новые переводы богослужебных текстов на латышский язык. На латышском языке был издан целый ряд богослужебных книг, в том числе и нотных. Эти книги используются в наших храмах и сегодня. По благословению Владыки, старинный готический шрифт в латышских православных богослужебных книгах и устаревшая орфография были заменены на современные, что сделало книги более доступными для верующих. Владыка был внимателен к людям, посетил почти все православные приходы в Латвии. При нем строились новые храмы, например, прекрасная церковь в Ливанах. Заботами Владыки построена часовня над могилой его предшественника священномученика архиепископа Иоанна (Поммера).
11 апреля 1941 года митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) подписал протокол последнего заседания Синода ЛПЦ, передал все дела Экзаршему управлению и по состоянию здоровья от управления епархией отошел. В сентябре 1944 года вынужденно покинул Латвию и последние годы жизни провел на чужбине. Но и в изгнании Владыка продолжал свое высокое служение, духовно окормляя многочисленных беженцев из Латвии, для которых единственным утешением была Церковь.
       Скончался митрополит Августин (Петерсон) 4-го октября 1955 года, на 83-м году жизни, в пригороде Мюнхена Гаутинге, после длительной болезни. 10 августа 2011 года, во исполнение последней воли Владыки о захоронении его праха в родной латвийской земле, по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра, совершено перезахоронение его останков на сельском кладбище в местечке Коса Скуиенской волости Аматского края, рядом с могилами его родителей. 14 июля 2015 года, по решению сродников, на могиле Владыки Августина установлен гранитный крест, изготовленный подобно тому, что был установлен в Германии на кладбище в Гаутинге, и 16 июля, по благословению митрополита Александра, крест был освящен.
Источник: РЕВ, 1889, с.430–433; 1895, с.692–694; 818; 1896, с.580; 1897, с.190; 1904, с.337; 472; 1908, с.152–153; 276; 1913, с.255; 287; Вѣра и Жизнь, 1936, с.86–92; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.58–61; ПЦК, 2012, с.130–132; А.В.Гаврилин. Латвийские православные священнослужители на Американском континенте. М., 2013, с.61; Анатолий Кинстлер (Германия), Прибалтийская православная тема в Архиве Германской Епархии РПЦЗ, Православие в Балтии, №3(12), Рига, 2015, с.11; Личный архив; http:// www.pravoslavie.lv/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Иаков (Карп Иаков Андреевич)
АРХИЕПИСКОП

*С 27.09.1936 по 05.07.1942 – епископ,
с 06.07.1942 по 19.10.1943 – архиепископ Елгавский, викарий Рижской епархии
        Родился 7-го августа 1865 года в семье православных крестьян деревни Мач-Каулинь мызы (имения) Айзкуйе Венденского (Цесис) уезда Андрея Христофоровича и Мелании Ивановны Карпов и 15-го августа был крещен в Буцковской (Бучауска) Ильинской церкви.
В 1887 году окончил курс в Рижской духовной семинарии по первому разряду и с того же года служил псаломщиком в Двинской (Даугавпилс) Гривской Николаевской церкви. В мае 1889 года был перемещен в том же качестве к Гензельсгофской (Эндзелини) Николаевской церкви, а в январе 1890 года – к Кокенгузенской (Кокнесе) Петро-Павловсклй церкви Рижского уезда.
Был венчан с девицей Еленой Ивановной, но впоследствии овдовел.
26-го декабря 1892 года в Рижской Алексиевской церкви рукоположен во диакона и 27-го декабря в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе – во священника к той же Кокенгузенской церкви. 16 января 1896 года награжден набедренником; в январе 1901 года – скуфьею.
18 июля 1908 года перемещен к Сайковской (Сайкава) Покровской церкви, а в октябре – к Лаздонской Свято-Троицкой церкви Венденского уезда. 20 декабря 1910 года был утвержден в должности благочинного Керстенбемского (Карздаба) округа. Определением Св. Синода от 23–28.03.1911 за №2188, к 6-му мая, Дню рождения Его Императорского Величества, за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою.
15 марта 1913 года перемещен к Якобштадтской (Екабпилс) Свято-Духовской церкви. Во время Первой Мировой войны с 9 января 1916 года служил священником военно-санитарного поезда №82; с 23 мая 1917 года – священником 15-й артиллерийской дивизии. Определением Свят. Правительствующего Синода от 28–29.03.1916 за №2307,2354, ко Дню рождения Его Императорского Величества, за заслуги по духовному ведомству награжден наперсным крестом, от Свят. Синода выдаваемым.
С 1 января 1920 года вновь служил в Кокенгузенской Петро-Павловской церкви и заведовал Кокенгузенской 6-классной основной школой.
Был возведен в сан протоиерея и в 1925–1930 годах дополнительно заведовал Крустпилсским Николаевским приходом. 1 августа 1932 года вышел на пенсию как учитель и за штат как священник.
В сентябре 1936 года был вновь призван к служению Православной Церкви и 19-го сентября, в субботу, перед всенощным бдением в Рижском кафедральном соборе состоялось пострижение протоиерея Иакова Карпа в первую степень монашества – рясофор. Чин пострижения совершил митрополит Августин (Петерсон) с участием соборного духовенства.
20-го сентября, в воскресенье, Владыка Августин по окончании Литургии объявил, что протоиерей Иаков Карп, с согласия Правительства Латвии и с благословения Святейшего Вселенского Патриарха Вениамина, Синодом Латвийской Православной Церкви избран епископом богоспасаемого града Елгавы, викарием Латвийской Православной Церкви, после чего нареченный епископ Иаков изъявил свое согласие словами: «Благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю».
27-го сентября в Рижском кафедральном соборе состоялась хиротония протоиерея Иакова Карпа в сан епископа. На вопрос митрополита Августина: «Чего ради пришел еси и от нашей мерности просиши?» о.Иаков отвечал: «Хиротонии архиерейской благодати, Преосвященнейшие». На следующий вопрос Владыки: «Како веруеши?» – прочитал Символ веры. Во время Божественной литургии прочтением совершительной молитвы хиротония была совершена, о.Иаков при возгласах «Аксиос» облачен в архиерейские одежды и в положенное время рукоположил во священника диакона Иоанна Гарклава. Митрополит Августин обратился к епископу Иакову с подобающей речью, после которой передал ему жезл как символ высшей иерархической власти.
В ноябре того же 1936 года, по случаю 18-й годовщины независимости Латвийской Республики, Дума ордена Трех Звезд постановила наградить епископа Елгавского Иакова, викария Латвийской Православной Церкви за отлично-усердную и полезную службу орденом 3-й степени.
В 1941 году, когда митрополит Рижский Августин (Петерсон) принес покаяние в расколе и был воссоединен с Русской Православной Церковью, Елгавский викарий Иаков (Карп) также был принят в клир Московского Патриархата.
6-го июля 1942 года митрополитом Сергием (Воскресенским) епископ Иаков (Карп) был возведен в сан архиепископа. Принял участие в работе Псковской миссии. При попытке митрополита Августина (Петерсона) вновь увести паству под Константинопольский омофор, Елгавский викарий остался верен Русской Церкви.
       Скончался архиепископ Иаков (Карп) 19-го октября 1943 года, на 79-м году жизни, в Кокнесе. Отпевание почившего состоялось 23-го октября в Кокнесе в присутствии Высокопреосвященного Экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). Заупокойную литургию в Кокнесской церкви и погребение совершал епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) в сослужении Рижско-градского благочинного протоиерея И.Янсона, Мадонского благочинного о.И.Эныня, Елгавского благочинного о.И.Баумана и священника Кокнесского прихода Л.Зумента. За богослужением пел местный приходской хор и квартет Рижского кафедрального собора. Погребен архиепископ Иаков (Карп) на Кокнесском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с.66; 506–518; 1893, с.42; 77–78; 1894, с.419; 1896, с.194; 1901, с.90; 1908, с.472; 716; 1911, с.74; 339–340; 1913, с.191; 1916, с.135–136; Вѣра и Жизнь, 1936, с.220–224; 272; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.78–81; С.П.Сахаров. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937, с.58–68; Dzīvības Vārds, 1943, №2, с.7–8; 9–10; 15–20; http://ru.wikipedia.org/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Александр (Витоль Адам Мартынович)
ЕПИСКОП

*С 17.07.1938 по 26.10.1940 – епископ Ерсикский, викарий Рижской епархии,
с 27.10.1940 по 30.07.1942 – епископ Мадонский, викарий Рижской епархии
        Родился 5-го июня 1876 года в семье латышских крестьян Заубеской волости Рижского уезда.
В 1892 году окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по первому разряду, в июне 1898 года – курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по второму разряду и 21 июля определен учителем в Овиженскую вспомогательную школу Виндавского (Вентспилс) прихода, а 27 сентября 1899 года от должности учителя уволен и назначен псаломщиком к Уббенормской (Умурга, Поциемс) Успенской церкви Вольмарского (Валмиера) уезда. В январе 1902 года был перемещен к Марценской (Марциена) Алексиевской церкви Венденского (Цесис) уезда.
В апреле 1906 года включен в Список кандидатов священства по Рижской епархии и в октябре того же года рукоположен во священника к Фестенской (Вестиена, Толка) Кресто-Воздвиженской церкви Венденского уезда. 19 января 1908 года за ревностную и полезную службу по епархиальному ведомству награжден набедренником.
С 11 декабря 1909 года и до 1922 года служил в Стомерзейской (Стамериена) Александро-Невской церкви. В январе 1914 года за ревностную и полезную службу награжден скуфьею. В 1916–1920 годах состоял благочинным Карздабского округа.
В 1922–1935 годах служил настоятелем Вилякской Покровской церкви. При настоятельстве о.Витоля произведен крупный внутренний и наружный ремонт храма; на кладбище возле церкви посажена живая изгородь из елочек в два ряда; при церкви построена новая сторожка; продолжалась заведенная в приходе катехизация молодежи и подготовка новых певцов и певиц для церковного хора; много пришлось хлопотать об отстаивании церковной недвижимости и земли.
Был возведен в сан протоиерея, а в марте 1935 года выбыл, по прошению, за штат и не служил.
В 1938 году был вновь призван священнослужению, и 16–17 июля 1938 года в Даугавпилсе состоялась хиротония заштатного протоиерея Адама Витоля во епископа, второго викария Латвийской Православной Церкви, с наименованием его епископом Ерсикским и местопребыванием в Даугавпилсе. Для совершения хиротонии в Даугавпилс 16 июля прибыли митрополит Августин, Эстонский митрополит Александр, Финляндский архиепископ Герман и Елгавский епископ Иаков. В 5.30 час. вечера все архипастыри направились в Борисо-Глебский собор, при входе в который их приветствовал настоятель собора протоиерей Иоанн Крамп, и состоялось пострижение в рясофор (первый чин монашества) прот.Адама Витоля с наречением ему имени Александр, в честь св.Александра, епископа Команского. Прочитав положенные молитвы, митрополит Августин возложил на постриженника монашеские одеяния, передал ему крест и зажженную свечу и сказал слово пожелания ему достойно идти по трудному и ответственному пути предстоящего ему высокого служения. По окончании обряда пострижения служилось всенощное бдение, совершенное всеми архипастырями в сослужении десяти протоиереев и четырех священников при четырех диаконах.
Утром 17-го июля в том же Борисо-Глебском соборе состоялась епископская хиротония. На вопрос митрополита Августина: «Чесо ради пришел еси и от нашей мерности просиши?» о.Александр ответил: «Хиротонии архиерейской благодати, Преосвященнейшие». На другой вопрос митрополита Августина: «Како веруеши?» о.Александр прочитал Символ Веры. Тогда Владыка Августин вопросил его: «Рцы нам пространнее, како веруеши?», и хиротонизуемый прочитал пространное исповедание Православной веры и дал обещание по священным канонам и по совести исполнять архиерейский долг, повиноваться Святейшему Вселенскому Патриарху, Рижскому митрополиту, служить на благо Латвийского Государства и всего народа и во спасение православно верующих христиан.
Во время Божественной литургии над о.Витолем была совершена архиерейская хиротония, он был облачен в архиерейские одежды при возгласах «Аксиос!», архипастыри поздравили новопосвященного епископа братским лобзанием, и он принял участие в совершении Литургии наряду с другими архипастырями. По окончании Литургии митрополит Августин обратился к епископу Александру с подобающим словом, передал ему архиерейский жезл – символ высшей иерархической власти, и епископ Александр взошел на кафедру и занял место наряду с другими архипастырями.
Даугавпилсский Борисо-Глебский собор стал кафедральным, и в ограде собора для Владыки был построен Архиерейский дом. В 1938 году, по случаю праздника 20-летия свободы и независимости Латвийской Республики, епископ Ерсикский Александр (Витоль) награжден Крестом Признательности 3-й степени. В 1939 году титул епископа был сменен с Ерсикского на Мадонского.
В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии, епископ Александр принимается в сущем сане с разрешением архиерейского священнослужения и с правами на управление в качестве Викарного епископа под руководством епархиального архиерея. В 1941 году, когда митрополит Рижский Августин (Петерсон) принес покаяние в расколе и был воссоединен с Русской Православной Церковью, епископ Александр также был принят в клир Московского Патриархата.
В годы немецкой оккупации Латвии, в 1941–1942 годах епископ Мадонский Александр (Витоль) был верным помощником Зкзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) и управлял Латвийской Епархией.
       Скончался епископ Александр (Витоль) в Риге 30-го июля 1942 года, на 67-м году жизни. Погребен на Рижском Вознесенском кладбище.
Источник: РЕВ, 1892, с.478–481; 1898, 453–456; 548; 1899, с.705; 787–788; 1902, с.42; 1906, с.347–353; 805; 1908, с.68; 1909, с.757; 1914, с.61; Вѣра и Жизнь, 1935, с.70; 1938, с.186; 213–222; 307–308; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939, с.37; http://drevo-info.ru/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.378; д.188, л.32–35.




Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (18.06.2020)
Просмотров: 369
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа