Пятница, 22.11.2024, 09:01
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

«Ш» стр.1 (алфавитный раздел)
Шабалкин Василий Давидович, псаломщик
 Родился 8-го января 1875 года в России.
В свое время прибыл в Латвию и был гражданином Первой Латвийской Республики.
С 22 октября 1922 года и до 1 января 1926 года состоял старостой Эдинбургской (Дзинтари) Казанской церкви.
За многолетние труды и заботы о благолепии Эдинбургского храма был удостоен благодарности Архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера) с собственноручным Архипастыря вручением грамоты следующего содержания:
«Грамата члену Приходскаго Совета Эдинбургской Казанской церкви, Василию Давидовичу Шабалкину.
Во внимание примерно-усерднаго и похвальнаго исполнения Вами въ течение 1923, 1924 и 1925 гг. обязанностей церковнаго старосты при Эдинбургской Казанской церкви, изъявляемъ Вамъ нашу искреннюю благодарность и призываемъ на Вас Божие благословение.
Во свидетельство чего выдается Вамъ, Василию Давидовичу Шабалкину, сия грамата, нашею рукою подписанная и печатию утвержденная.
Градъ Рига, 1926 г. 8 июля. Смиренный Архиепископъ Иоаннъ
».
В 1925–1926 годах Василий Давидович одновременно исполнял обязанности псаломщика Эдинбургской церкви.
Источник: http://www.lvva-raduraksti.lv/; Летопись Эдинбургской Казанской церкви, составленная прот.Р.Пасситом к 30-летнему юбилею существования церкви.

Шавельский Борис Иосифович, псаломщик
Родом из духовенства Полоцкой епархии.
С сентября 1872 года служил дьячком в Старослободской (Вецслабада) Спасо-Преображенской церкви Люцинского (Лудза) уезда. Был венчан с православной девицей Анной Захариевной.
В декабре 1877 года был назначен псаломщиком и служил в этой Старослободской церкви до марта 1879 года включительно.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шавельский Иоанн Гавриилович, дьячок
Родом из духовенства Полоцкой епархии.
С декабря 1857 года Иоанн Гавриилович Шавельский служил дьячком в Михаловской (Пудиново) Покровской церкви Люцинского (Лудза) уезда. Был венчан с православной девицей Марфой Романовной. В августе 1858 года был перемещен к Боловской (Балви) Тихвинской церкви Люцинского (Лудза) уезда, служил в которой по меньшей мере до конца 1861 года.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шавельский Матвей Митрофанович, псаломщик
Родился в 1872 году в семье псаломщика села Хвошно Городокского уезда Витебской губернии.
В 1898 году окончил курс в Полоцком духовном училище и состоял послушником в Полоцком Богоявленском монастыре, а 17 ноября 1900 года определен псаломщиком к Граверской Михаило-Архангельской церкви Двинского (Даугавпилс) уезда, служил в которой до мая 1903 года включительно. Был венчан с православной девицей Евфросинией Мефодиевной.
К 1933 году работал сторожем Витебской Спасской церкви. Затем служил псаломщиком в Усвятском районе Псковской области.
Псаломщик Матвей Митрофанович Шавельский подвергся репрессиям советской власти. 31-го июля 1937 года в Усвятском районе он был арестован, Тройкой при УНКВД СССР по Западной области осужден по ст.58-10 и 58-11 УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим.сост.] и 20 сентября того же года приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. (28 сентября 1989 года реабилитирован).
Источник: http://www.witebsk.orthodoxy.ru/; http://kuz3.pstbi. ccas.ru/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.186.

Шавельский Стефан, дьячок
Родом из духовенства Полоцкой епархии.
Не позднее чем с января 1863 года и по меньшей мере до февраля 1864 года Стефан Шавельский служил дьячком в Граверской Михаило-Архангельской церкви Динабургского (Даугавпилс) уезда.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шалфеев Василий Димитриевич, священник
Родился в 1832 году в семье причетника Псковской епархии.
В 1847 году окончил курс в Порховском Уездном духовном училище с определением для поступления в низшее отделение Псковской духовной семинарии, в 1853 году окончил курс в Псковской духовной семинарии, где изучил латышский язык, и был направлен для служения в Рижскую епархию.
4-го июня 1854 года в Вольмарской (Валмиера) Сергиевской церкви был венчан с дочерью к тому времени умершего рижского мещанина Сергия Шапошникова 16-летней православной девицей Александрой Сергеевной, 25-го июня архиепископом Рижским и Митавским Платоном (Городецким) рукоположен во диакона к Венденской (Цесис) Спасо-Преображенской церкви, а 3-го апреля 1855 года рукоположен во священника к Козенгофскому (Коса) Благовещенскому приходу Венденского уезда. Одновременно с августа 1856 года и до июня 1857 года включительно совершал богослужения и требы в Нитауской (Нитауре) Христо-Рождественской церкви Рижского уезда, в марте 1858 года, а также в октябре–ноябре 1860 года, за болезнью приходского священника Эшенгофской (Эжи, Мали) Вознесенской церкви о.Павла Иоановича Дубровского, совершал богослужения и требы в этом Эшенгофском приходе.
В марте 1861 года был перемещен к Эрлааской (Эргли) Богоявленской церкви, а в октябре 1862 года – к уже упомянутой Эшенгофской Вознесенской церкви, служил в которой до октября 1866 года включительно. В январе–ноябре 1863 года дополнительно совершал богослужения и требы в также уже упомянутой Козенгофской Благовещенской церкви, а в октябре 1866 года был перемещен к Альт-Вольфартскому (Эвеле, в районе Буртниеки) приходу, впоследствии объединенному с Вольмарским приходом, в котором с октября 1872 года и до января 1880 года включительно состоял помощником настоятеля Свято-Сергиевской церкви. В период служения о.Василия в Вольмарском приходе, в 1878 году построена новая каменная церковь. В январе 1880 года о.Василий Димитриевич был перемещен к Кольбергской (Скулберги, Сканькалне) Сретенской церкви Вольмарского уезда, настоятелем которой служил вплоть до своей кончины. В августе–ноябре 1887 года дополнительно заведовал Эйхенангернским (Алоя) Христо-Рождественским приходом.
Скончался священник Василий Димитриевич Шалфеев от болезни желудка 25-го октября 1890 года, на 59-м году жизни. Похоронен на Вольмарском приходском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; с.666; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; Наталия Пассит. Воспоминания. Рукопись. (Н.Пассит – родственница священников Знаменских, Шалфеевых и о.Р.Пассита); ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.

Шалфеев Николай Васильевич, протоиерей
 Родился 8-го января 1863 года в семье священника Эшенгофской (Эжи, Мали) Вознесенской церкви Василия Димитриевича Шалфеева и 30-го января был крещен в этой церкви.
Окончил курс в Рижском духовном училище, в 1884 году – курс в Рижской духовной семинарии по второму разряду и служил псаломщиком и учителем в Нитауском (Нитауре) Христо-Рождественском приходе Рижского уезда.
26-го сентября 1890 года в Рижской Алексиевской церкви был венчан с дочерью инспектора Рижской гимназии Императора Николая I коллежского советника Григория Антоновича Пассита 22-летней православной девицей Зинаидой Григорьевной, 21-го октября того же года рукоположен во диакона и 22-го октября в Рижской Алексиевской церкви – во священника к Пальцмарской (Палсмане) Благовещенской церкви Валкского уезда, а в ноябре 1890 года перемещен к Голгофской (Галгауска) Иоанно-Предтеченской церкви того же уезда. В мае 1893 года, ко дню Св. Пасхи, награжден набедренником, а в январе 1898 года – скуфьею. Дополнительно в июле–сентябре 1898 года заведовал Стомерзейским (Стамериена) Александро-Невским приходом, а в апреле 1899 года к этому приходу был перемещен и служил в приходе до мая 1906 года включительно. С января 1902 года и до июня 1904 года состоял членом строительного комитета по постройке Стомерзейской церкви, и трудами о.Николая здесь вместо обветшалого храма был воздвигнут великолепный храм, ставший самым красивым храмом в Видземе.
С 7 марта 1904 года исправлял должность Керстенбемского (Карздаба) благочинного и 18 октября 1905 года в этой был должности утвержден. Определением Свят. Правит. Синода от 14.04.1904 за №1927, за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою. Во время революция 1905 года район Керстенбемского благочиния был охвачен сильными волнениями. Пользуясь своей популярностью и влиянием, о.Николай неустанно ходатайствовал о смягчении участи и о помиловании многих привлеченных к ответственности, и в тяжелое время действий карательных отрядов десятки и даже сотни граждан обязаны ему своей свободой, а иные – и жизнью. 17 мая 1906 года от должности Керстенбемского благочинного, по прошению, был уволен, перемещен к Куймецкой (Куйметса Эстония) церкви и откомандирован на Рижское взморье для служения в Дуббельнской (Дубулты) Свято-Владимирской церкви Рижского Петро-Павловского братства.
Одновременно в 1906–1907 годах совершал требы в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. Богослужения о.Н.Шалфеев совершал не только на славянском языке, но и на латышском и немецком языках, которыми владел в совершенстве.
Отцу Николаю Шалфееву принадлежит ведущая роль в деле изыскания средств и постройки церкви в Шлоке (Слока). Здесь, кроме пастырского служения, он принял деятельное участие в организованном архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским) комитете помощи семьям, пострадавшим в 1905 году. Кроме того, состоял: с июня 1910 года и до ноября 1911 года – членом комитета по постройке Шлокского городского училища; с 1 января 1909 года – Законоучителем в Шлокском высшем начальном училище.
Определением Свят. Синода от 23–28.03.1911 за №2188, к 6-му мая, Дню рождения Его Императорского Величества, за заслуги по духовному ведомству награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. Дополнительно к Дуббельнской церкви, начиная с зимы 1910 года, совершал богослужения в Эдинбургской (Дзинтари) Казанской церкви, а 1 января 1913 года перемещен, по прошению, ко вновь открытому Эдинбургскому приходу с продолжением обслуживания Дуббельнской церкви.
Одновременно служил в домовой церкви на Архиерейской даче в Бильдерлингсгофе (дюнная зона в районе Лиелупе) и Кеммернской (Кемери) Петро-Павловской курортной церкви. 6-го мая 1914 года за службу по гражданскому ведомству был Высочайше награжден орденом св.Анны 3-й степени, приказом по 12-й Армии от 23.03.1916 за №318 за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время войны, награжден орденом св.Анны 2-й степени, а определением Свят. Правит. Синода от 28–29.03.1916 за №2307,2354, ко Дню рождения Его Императорского Величества, за заслуги по духовному ведомству награжден саном протоиерея.
В начале 1916 года о.Николай был назначен на время войны священником полка офицерской кавалерийской школы в Риге и благочинным кавалерийской бригады особого назначения. Когда же должность полкового священника большевиками была упразднена, он продолжал оставаться на своем посту до расформирования полка. Несмотря на враждебное отношение германских властей, получил разрешение совершать богослужения на взморье, преподавать уроки Закона Божия и устраивал кружки для обучения детей на русском языке. При большевиках о.Николаю, как видному общественному деятелю, пришлось вынести ряд неприятностей вплоть до заключения в тюрьму и высылки из родных мест. Летом 1919 года он с семьей эвакуировался в Москву и поступил в Московскую духовную академию. Вскоре был выбран старостой академии и профессурой поставлен ее секретарем. Одновременно состоял преподавателем и воспитателем в народной школе. В академии о.Н.Шалфеев сдал экзамены за два курса, подал соответствующие сочинения и был удостоен одобрения профессоров. Указом Свят. Синода от 05.12.1920 за №3171, состоящий в числе студентов протоиерей Николай Шалфеев был награжден палицею, а весной 1921 года вернулся в Ригу и 4-го апреля назначен настоятелем Рижского Иоанновского прихода, в котором служил вплоть до своей кончины. Здесь о.Николай не только заботился об окончании постройки нового величественного храма, но обновил старый храм, привел в порядок приходское кладбище, устроил подвальное помещение для воскресных народных собраний, основал при приходе воскресную школу для детей Латгальского предместья. В 1925 году награжден наперсным крестом с украшениями. В 1926–1936 годах состоял членом ревизионной комиссии Синода ЛПЦ.
В сентябре 1936 года Иоанновский кладбищенский приход отмечал сугубый праздник. С одной стороны, приход вступил в юбилейную 45-ю годовщину своего существования, с другой – состоялось чествование настоятеля прихода о.Николая Шалфеева, прослужившего к тому времени на церковном поприще 50 лет и 15 лет возглавлявшего Ивановский приход. В этот день Божественную литургию в кладбищенском храме совершал митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон), во время службы возложивший на протоиерея Николая Шалфеева, за его церковные заслуги, митру. Указом митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) от 10.09.1941 за №308, о.Николай Шалфеев награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Также был награжден медалями «В память царствования Императора Александра III» и «В память 300-летия царствования Дома Романовых».
Скончался протоиерей Николай Васильевич Шалфеев 28-го декабря 1941 года, на 79-м году жизни, через два дня после того, как был отпущен из гестапо после учиненного ему допроса.
Дело в том, что в последних числах июня 1941 года, после захвата Риги фашистами, о.Николай, с письменного согласия немецкого офицера, командовавшего вступившей в Ригу частью, лично с участием прихожан Ивановской церкви доставал из танков обгоревших солдат, заворачивал их в простыни и затем хоронил в братской могиле на Ивановском кладбище. Он также собрал все их документы и просил одну из своих прихожанок сохранить их до конца войны. Этим он оказал неоценимую услугу семьям погибших, т.к. они смогли получать за них пенсию и знать их могилы для молитвы за них. В погребении солдат, павших смертью при защите родины, участвовал еще один священник близлежащего храма протоиерей Алексий Торопогрицкий. И о.Николай, и о.Алексий в прошлом были русскими военными священниками. Они знали, чтó значит любить Родину, чтó значит ценить жизнь русских солдат, чтó значит с честью похоронить и молиться за них. Это были русские священники-патриоты.
Рядом с Ивановской и Всехсвятской церквями, настоятелями которых они были, находилось страшное место – еврейское гетто, куда фашисты свозили евреев из Риги, со всей Латвии и из других оккупированных областей. Отец Николай и отец Алексий стали благословлять своих прихожан активно помогать бедным евреям, обреченным на гибель. Им помогали продуктами до конца ноября 1941 года, когда фашисты совершили страшное преступление, расстреляв в Шмерли около 70 тысяч ни в чем не повинных евреев. Гестапо заинтересовалось не только евреями, но и теми, кто им помогал. В конце декабря того же года оба священника были вызваны на допрос в Гестапо. Через два-три дня после этого с интервалом в один день оба они умерли: о.Алексий – 27-го декабря, а о.Николай – 28-го декабря 1941 года. Совпадение знаменательное. Старейшая прихожанка Ивановской церкви Вера Николаевна Цитович, мать которой тоже ходила в этот храм, поведала, что среди прихожан – свидетелей этих событий, сохранилось предание, что священникам в Гестапо во время допроса было «предложено» выпить кофе, который, очевидно, был отравлен, поскольку пастыри один за другим внезапно умерли. Открыто предать священников суду фашистская власть боялась, т.к. это могло вызвать сильное волнение среди русского православного населения.
Похоронен протоиерей Николай Васильевич Шалфеев на Рижском Иоанновском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с. 498; 506–518; 634–635; 698–699; 732; 1893, с.234; 370; 1898, с.162; 1899, с.366; 1904, с.204; 378; 1905, с.950; 1906, с.481–482; 1911, с.339–340; 1913, с.29; 1914, с.305–306; 1916, с.135–136; Вѣра и Жизнь, 1936, с.228; 1995, с.110; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.323; Личный архив.

Шалфеев Феодор Михайлович, дьячок
С октября 1837 года и до августа 1838 года включительно Феодор Михайлович Шалфеев служил пономарем в Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви. Затем до декабря 1838 года состоял в хоре епископа Рижского Иринарха (Попова), а с декабря 1838 года и до октября 1839 года включительно служил дьячком в Старой Рижской Троице-Задвинской церкви.
Источник: А.Канавин. История Рижской Троице-Задвинской церкви и прихода, построение новой церкви и ее освящение. Р., 1896; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шамовский Василий Михайлович, дьячок
Родился в 1713 году в семье священника Рижской Замковой Успенской церкви Михаила Феодоровича Шамовского.
До сентября 1740 года учился в Митавской (Елгава) лютеранской школе, после чего, по прошению обер-офицеров прихожан той же Замковой церкви, был определен пономарем к этой церкви. В 1746 году назначен на должность дьячка и служил здесь вплоть до своей кончины.
Скончался Василий Михайлович Шамовский 22-го августа 1749 года, на 37-м году жизни.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шамовский Михаил Феодорович, священник
В августе 1732 года и по меньшей мере до 1749 года включительно священник Михаил Феодорович Шамовский служил в Рижской Замковой Успенской церкви.
Источник: РЕВ, 1893, с.350; 1901, с.910; 928; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шапкин Никон Моисеевич, псаломщик
Родился в 1840 году.
На епархиальной службе состоял с 1865 года. Был венчан с православной девицей Параскевой Михайловной, рожд.1841 года.
С августа 1867 года и до конца 1871 года исправлял должность дьячка в Малиновской (Авенаи) Ильинской церкви Динабургского (Даугавпилс) уезда. С февраля 1873 года служил причетником (в Ильзенбергской (Илзескалнс, Кульнево) Скорбященской церкви Режицкого (Резекне) уезда. В январе 1877 года был назначен псаломщиком и служил в Ильзенбергской церкви до октября 1890 года включительно. После кончины 13 января 1878 года супруги Параскевы Михайловны Никон Моисеевич 10 сентября 1878 года в Ильзенбергской церкви был венчан вторым браком с проживавшей в Туровлянском приходе Полоцкого уезда дочерью к тому времени умершего священника Игнатия Щенсновича 28-летней девицей Софией Игнатьевной.
С октября 1894 года и вплоть до своей кончины служил псаломщиком в Шкельтовской Николаевской церкви Двинского (Даугавпилс) уезда.
Скончался Никон Моисеевич Шапкин от чахотки 27-го апреля 1896 года, на 56-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин Шкельтовским приходским священником Василием Назаревским. Отпевание почившего в Шкельтовской церкви и его погребение на Шкельтовском кладбище было совершено 29-го апреля тем же священником о.Василием Назаревским со священником Граверской церкви Митрофаном Сченсновичем при Граверском псаломщике Василии Пиотровиче и Липинишкском псаломщике Василии Ширкевиче.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.77; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шаровский Иона Симеонович, священник
Родился в 1833 году в семье церковнослужителя Полоцкой епархии.
Был венчан с православной девицей Анастасией Ивановной и в 1855 году рукоположен во священника.
С ноября 1857 года и до августа 1868 года включительно служил в Бродайжской Иоанно-Предтеченской церкви Люцинского (Лудза) уезда. В церковной летописи о.Иона Шаровский оставил наиболее ценные сведения о прошлой жизни Бродайжского прихода.
Отец Иона свидетельствует, например, что отношение местного православного населения к унии было чисто формальным и скорее даже отрицательным, причем ссылается на авторитет двух стариков – Дорофея Малявкина, умершего 114 лет от роду в 1856 году, и Романа Чачулая, умершего в 1867 году – 94 лет, которые рассказывали, что «как они, так и бόльшая часть здешних прихожан никогда не принадлежали к унии, а если и совершали какие-либо духовные требы у униатских священников, то ради крайней нужды; на исповедь хаживали в приход Нипорова Режицкого (Резекне – прим.сост.) уезда или в приходы Опочецкого уезда Псковской губернии».
С 1877 года и по меньшей мере до 1884 года включительно о.Иона Симеонович Шаровский служил в Витебской Христо-Рождественской церкви. Состоял членом Полоцкого епархиального попечительства. Был награжден скуфьею.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.2–5; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.99–101; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шаровский Симеон Иаковлевич, священник
Родился в 1831 году в семье дьячка Полоцкой епархии.
Венчался с православной девицей Анной Ивановной.
В конце 1853 года рукоположен во священника и с января 1854 года и вплоть до своей кончины служил настоятелем Голышевской Свято-Троицкой церкви Люцинского (Лудза) уезда.
В 1872 году овдовел. Матушка Анна Ивановна умерла от простуды 1-го февраля, будучи 35-ти лет от роду, и похоронена на Голышевском кладбище
В Голышеве о.Симеон поднял вопрос об открытии при церкви школы, причем еще до его разрешения, с 4 ноября 1886 года начал обучать детей в своем доме. Был награжден камилавкою.
Скончался священник Симеон Иаковлевич Шаровский от тяжкого заболевания 2-го января 1889 года, на 58-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин священником Михаловской (Пудиново) Покровской церкви Илией Борисὀвичем. Отпевание почившего в Голышевской церкви и его погребение при сей церкви совершили 7-го января соборне протоиерей Люцинского Успенского собора Иоанн Гнедовский, священники церквей Михаловской о.Илия Борисὀвич и Голышевской о.Владимир Дымман при Люцинском соборном диаконе Стефане Белинском и псаломщиках церквей Михаловской Алексее Мазурове и Голышевской Афанасии Соколове.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.54; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.104–107; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шатевич Павел Иванович, диакон
Родился 15-го июня 1869 года в местечке Крони Виленской (Вильнюс) губернии.
В 1885 году окончил народное училище. В 1896 году венчался с Домной Власьевной Гордеевской.
В 1920–1922 и 1930–1933 годах служил псаломщиком в Крустпилсской Николаевской церкви, в 1936–1938 годах – в Ерсикской Спасо-Преображенской церкви, а с 27-го января 1938 года – вновь в Крустпилсской церкви.
10-го декабря 1939 года в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном), во внимание к долголетнему церковно-полезному служению, рукоположен во диакона к той же Крустпилсской Николаевской церкви, а в конце 1951 года, ввиду преклонности лет, выбыл за штат.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1938, с.34; 1940, с.1; ЛГА, ф.1452, оп.1, д.58, л.10; оп.3, д.7, л.73; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.325.

Шафран Феодор Иванович, псаломщик
До ноября 1908 года состоял учителем в Лушневской Браславского уезда школе грамоты Литовской епархии, с 12 ноября 1908 года служил псаломщиком в Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Иллукстского (Илуксте) уезда, а 1 сентября 1911 года от епархиальной службы был, по прошению, уволен.
Источник: РЕВ, 1908, с.758; 1911, с.641–642; Личный архив.

Шахов Алексий Иоаннович, священник
Родился 24-го января 1859 года в семье учителя Рижской духовной семинарии Иоанна Алексеевича Шахова и 5-го февраля был крещен в Рижской Благовещенской церкви.
В 1881 году окончил курс в Рижской духовной семинарии по второму разряду и некоторое время состоял Законоучителем в Рижских начальном училище для девочек и учителем в начальном училище для мальчиков. В 1881–1884 гг. служил псаломщиком в Гросс-Юнгфернгофской (Лиелварде) Николаевской и Фридрихштадтской (Яунелгава) Спасо-Преображенской церквях Рижского уезда.
22-го января 1884 года в Рижской Всехсвятской церкви был венчан с дочерью псаломщика этой церкви Алексея Ивановича Муравейского 20-летней девицей Ольгой Алексеевной, в том же январе рукоположен во священника и назначен настоятелем Солонайской (Салиена, Тартак) Кресто-Воздвиженской (с сентября 1895 года – Иоанно-Предтеченской) церкви Иллукстского (Илуксте) уезда.
В сентябре 1888 года был награжден набедренником, в мае 1897 года, ко Дню рождения Его Императорского Величества – скуфьею, а в декабре 1898 года перемещен к Николаевской церкви при Рижской следственной тюрьме.
Одновременно в 1899–1903 годах совершал богослужения и требы в Рижской Петро-Павловской церкви, а в октябре 1904 года был перемещен к Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Иллукстского уезда, служил в которой вплоть до своей кончины.
Скончался священник Алексий Иоаннович Шахов скоропостижно от разрыва сердца 28-го декабря 1904 года, на 46-м году жизни. Отпевание почившего в Солонайской церкви и его погребение на Тартакском кладбище совершил 31-го декабря священник Двинской (Даугавпилс) Гривской Николаевской церкви Александр Цветиков соборне со священниками церквей: Уббенормской (Умурга, Поциемс) Успенской о.Владимиром Шаховым, Солонайской о.Аркадием Лебедевым, Коплауской (Каплава) Покровской о.Евгением Свинцовым, Фабиановской (Янюциемс) Георгиевской о.Сергием Белоусовым, при Гривском диаконе о.Иоанне Снедзе, Скрудалинском диаконе о.Александре Просовецком и Солонайских псаломщиках Фоме Конашенке и Феофиле Пайзо. С подобающей чинностью, со скорбью и сожалением о преждевременно постигшей смерти останки почившего были погребены на Солонайском приходском кладбище, около древней Солонайской церкви, в заветной для него могиле, где схоронена его скончавшаяся 2-го мая 1887 года супруга Ольга Алексеевна.
Теплым словом последнего напутствия проводили покойного священники о.Аркадий Лебедев, о.Александр Цветиков, о.Сергий Белоусов и о.Евгений Свинцов. Живое участие при погребении принял Солонайский помещик В.фон-Ниман, искренно любивший покойного о.Алексия. Прощальный христианский долг воздали местный лютеранский пастор и многие другие.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.1, д.180; РЕВ, 1888, с.613; РЕВ, 1890, с.506–518; 1897, с.479; 1898, с.843; 1904, с.811; 1905, с.55; 95–98.

Шахов Владимир Иоаннович, священник
Родился 12-го июля 1852 года в семье учителя Рижской духовной семинарии Иоанна Алексеевича Шахова и 25-го июля был крещен в Рижской Александро-Невской церкви.
Окончил курс в Рижской духовной семинарии по первому разряду.
В 1874–1876 годах в чине коллежского секретаря состоял надзирателем Рижского духовного училища. Одновременно 1874–1881 годах состоял учителем в том же училище (с 1880 года в чине титулярного советника) и преподавателем Закона Божия в Петровских начальных училищах Риги.
27-го июля 1880 года в Рижской Благовещенской церкви был венчан с дочерью священника Василия Верхоустинского 21-летней девицей Александрой Васильевной. С 1881 года состоял преподавателем Закона Божия в Рижском Александровском начальном училище.
23-го февраля 1886 года рукоположен во священника к Тальсенской Свято-Троицкой церкви.
В мае того же года прибыл на мызу (в имение) Угален (Угале), что в Виндавском (Вентспилс) уезде, и присоединив к Православной Церкви 65 латышей-лютеран, положил начало будущему новому Угаленскому православному приходу.
31 августа 1887 года был перемещен к Кольценской (Бирини, Ледурга) Иоанно-Предтеченской церкви Рижского уезда, а в июле 1894 года – к Уббенормской (Умурга, Поциемс) Успенской церкви Вольмарского (Валмиера) уезда и в июле 1895 года за долголетнее усердное служение награжден скуфьею.
С июня 1896 года до ноября 1898 года состоял Вольмарским благочинным; в 1898 году – председателем поземельной комиссии Вольмарского благочиния. В октябре–ноябре 1903 года дополнительно совершал богослужения и требы в Пернигельской (Лиепупе, Вилькене) Одигитриевской церкви Вольмарского уезда.
14 апреля 1904 года, определением Свят. Правит. Синода за №1927, за заслуги по духовному ведомству был награжден камилавкою, а в октябре 1909 года перемещен, по прошению, к Гросс-Юнгфернгофской (Лиелварде) Николаевской церкви Рижского уезда, служил в которой по меньшей мере до мая 1915 года включительно.
30 марта 1910 года, определением Свят. Правит. Синода за №2415, 2416, к 6-му мая – Дню рождения Его Императорского Величества, за заслуги по духовному ведомству награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. С мая 1914 года исполнял обязанности благочинного по Рижско-уездному благочинию и в 6-й день мая 1915 года за службу по духовному ведомству священник Владимир Иоаннович Шахов был Высочайше награжден орденом св.Анны 3-й степени.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1894, с.551; 1895; с.818; 1187–1188; 1896, с.579; 1898, с.843; 1904, с.378; 1909, с.657–658; 1910, с.315–317; 1914, с.309; 1915, с.285–286; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.1, д.180; Личный архив.

Шахов Иоанн Алексеевич, учитель
Родился в 1821 году.
Был венчан с православной девицей Агафией Алексеевной. С 1852 года и вплоть до своей кончины состоял учителем в Рижской духовной семинарии. Одновременно с 1853 года и по меньшей мере до ноября 1855 года включительно в той же семинарии состоял наставником.
Скончался Иоанн Алексеевич Шахов от чахотки 1-го июня 1872 года, на 51-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин протоиереем Рижской Благовещенской церкви Симеоном Беляевым. Отпевание почившего в Благовещенской церкви и его погребение на Рижском Всехсвятском кладбище было совершено 3-го июня ректором Рижской духовной семинарии протоиереем Михаилом Дрекслером, Благовещенскими протоиереем Симеоном Беляевым, священником Алексием Лекаревым при диаконе Димитрии Толвицком и дьячке Гаврииле Троицком.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шахов Константин Иоаннович, протоиерей
Родился 14-го мая 1865 года в семье учителя Рижской духовной семинарии Иоанна Алексеевича Шахова и 24-го мая был крещен в Рижской Благовещенской церкви
В 1886 году окончил курс в Рижской духовной семинарии со званием студента и определен псаломщиком к Двинской (Даугавпилс) Гривской Николаевской церкви, а в апреле 1887 года перемещен к Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Иллукстского (Илуксте) уезда.
Венчался с дочерью священника Щучинской церкви Виленской губернии Литовской епархии Иосифа Димитриевича Давидовича девицей Клавдией Иосифовной.
В августе 1889 года получил место священника при Коплауской (Каплава) Покровской церкви Иллукстского уезда, 24-го сентября в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе рукоположен во диакона и 26-го сентября в Рижской Алексиевской церкви – во священника к Коплауской церкви. 16 января 1896 года награжден набедренником; в феврале 1899 года – скуфьею.
Настоятелем Коплауской церкви о.Константин Шахов служил до февраля 1902 года включительно, после чего до марта 1903 года состоял духовником Рижской духовной семинарии, а 17 марта 1903 года перемещен священником к церкви Пюхтицкого подворья в Санкт-Петербурге.
В августе 1913 года Августейшей Председательницей женского Патриотического общества Ее Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Феодоровной, по случаю исполнившегося 100-летия общества, состоящему на службе в обществе священнику церкви Санкт-Петербургского подворья Пюхтицкого женского монастыря Константину Шахову пожалован золотой наперсный крест из кабинета Его Императорского Величества.
Позднее о.Константин Иоаннович Шахов был возведен в сан протоиерея и служил в Андреевском соборе Ленинграда, а в марте 1935 года советскими репрессивными органами из Ленинграда был выслан.
Источник: РЕВ, 1889, с.523; 670; 697; 1890, с.506–518; 1896, с.194; 1897, с.479; 1899, с.168; РЕВ, 1903, с.292; 1913, с.451; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.1, д.180; оп.2, д.180; 185; http://www.petergen.com/.

Шаховской Константин Яковлевич, протоиерей
 Родился 29-го октября 1905 года в селе Боброво Боброво-Холмского уезда Псковской губернии в семье князя Якова Михайловича Шаховского и Ольги Федоровны, урожд.Бушевич.
В 1919 году семья переехала в Печоры (Эстония). В 1925 году окончил Печорскую объединенную гимназию, в 1930 году – сельскохозяйственный факультет Тартуского университета. Был членом Эстонского отделения Русского студенческого христианского движения. В 1936 году окончил курс в Печорской духовной семинарии при Свято-Успенском монастыре и недолго работал в Печорской городской управе.
В августе 1937 года был венчан с дочерью печорского учителя Петра Владимировича Нестерова учительницей английского языка 26-летней православной девицей Елисаветой Петровной (†21.12.1978), 21-го сентября того же года архиепископом Печерским Николаем (Лейсманом) рукоположен во диакона и 26-го сентября – во священника к Свято-Георгиевской церкви деревни Сенно Печорского района. В 1939 году окончил православный богословский факультет Варшавского университета со степенью магистра.
В 1941 году, с началом войны, митрополитом Сергием (Воскресенским) включен в число сотрудников новосозданной Православной миссии в освобожденных районах России. Служил в восстановленной им церкви прп.Варлаама Хутынского во Пскове, вел религиозно-просветительную работу среди молодежи. Некоторое время служил в церкви в Красных Стругах. В 1943 году переведен в церковь Сорока мучеников в Печорах. Весной 1944 года с семьей эвакуировался в Латвию, некоторое время служил вторым священником в Тукумской Николаевской церкви и в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе, а в конце осени того же года репрессивными органами советской власти был арестован, осужден по ст.58 УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим.сост.] и после многомесячных допросов 28 июля 1945 года приговорен к 10 годам лишения свободы в ИТЛ и 5 годам ссылки как «рядовой немецкий шпион». Сначала был отправлен в концлагерь в Горьковской области, где работал на лесоповале. Позднее был этапирован в лагерь в Абези под Воркутой и работал санитаром в лагерной больнице. Отмечают, что в те годы о.Константин «проводил тайные богослужения по ночам в бараках или просто на березовом пне в тайге». По воспоминаниям его дочери Елены Константиновны, о своей реабилитации он не ходатайствовал, ибо не чувствовал за собой никакой вины перед Родиной и русским народом, он был в высшей степени порядочным и благородным человеком. После отбытия срока в ИТЛ был сослан в Коплашевскую спецкомендатуру (Нарымский край) вновь образованной тогда Томской области. Местом ссылки первоначально был определен поселок Бондарка. Освобожден был по истечении полного срока наказания в 1955 году. (7 декабря 2001 года по решению прокуратуры РФ, пересматривавшей дела репрессированных в годы сталинщины, полностью реабилитирован как безвинно репрессированный).
В 1955 году получил место священника в поселке Колпашево. В 1956 году перемещен в Томскую епархию, возведен в сан протоиерея и с того же года служил штатным священником Томского Троицкого собора, а в 1965 году переведен в город Канск Красноярской епархии. За ревностное служение Церкви Христовой был награжден наперсным крестом с украшениями. С глубоким христианским оптимизмом и радостью о Святом Духе проходил о.Константин свой пастырский путь. Богослужения совершал всегда с благоговением и страхом Божиим. Был эрудированным в богословии, неленостным проповедником Слова Божия, скромным, простым, отзывчивым и великодушным человеком и мудрым советчиком. В 1966 году по состоянию здоровья вышел за штат и вернулся с матушкой Елисаветой Петровной в Пярну. Будучи за штатом, по благословению митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, несколько лет духовно окормлял прихожан Никольского храма в селе Ямы Нарвского благочиния, а последний год жизни периодически совершал богослужения в Пярнуской Екатерининской церкви.
Скончался протоиерей Константин Яковлевич Шаховской скоропостижно 4-го июня 1972 года, на 67-м году жизни. По благословению митрополита Алексия, в Пярнуской Екатериниской церкви было совершено отпевание почившего, в котором приняли участие благочинные храмов Таллинской епархии протоиереи о.Е.Андре, о.Н.Бежаницкий, о.В.Якобс и иеромонах Алипий. Была оглашена телеграмма митрополита Алексия с выражением соболезнования семье и близким покойного. Похоронен о.Константин на Пярнуском городском кладбище.
Источник: ЖМП, 1974, №7, с.17; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.320; http://www.e-vestnik.ru/ https://ru.wikipedia.org/; http://www.grad-petrov.ru/; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.140–142.

Шведов Сергий Ильич, протоиерей
 Родился 2-го июля 1929 года в семье крестьян деревни Скредели Лудзенского уезда.
В 1946 году окончил 8 классов Зилупской средней школы. Обучался в Литовской духовной семинарии, потом – в Минской семинарии, куда была переведена Литовская семинария, в 1948 году перевелся в Ленинградскую духовную семинарию, в 1949 году обучение окончил и работал в Риге на фабриках «Ригас мануфактура», «Ригас Декс», проживал и работал в хозяйстве у отца.
1-го марта 1951 года митрополитом Рижским и Латвийским Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона к Зилупской Кресто-Воздвиженской церкви, 8-го апреля рукоположен во священника и назначен настоятелем Липинишской Успенской церкви с обслуживанием Шкельтовского Николаевского и Граверского Михаило-Архангельского приходов, а в сентябре того же года возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Голышевской Свято-Троицкой церкви с обслуживанием Балтинавского Преображенского, Михаловского Покровского и Квитанского Димитриевского приходов. 17 июня 1966 года был перемещен настоятелем к Карсавской Евфросиниевской церкви с продолжением обслуживания Михаловской, Квитанской и Голышевской церквей и состоял в этих должностях вплоть до своей кончины. Отец Сергий был любим и уважаем прихожанами. За многолетнее безупречное служение Церкви Божией Святейшим Патриархом Пименом награжден крестом с украшениями и медалью прп.Сергия Радонежского 1-й степени.
Скончался протоиерей Сергий Ильич Шведов после непродолжительной болезни 22-го мая 1981 года, на 52-м году жизни. Отпевание почившего было совершено 25-го мая клиром Резекненского благочиния. Надгробные слова произнесли протоиереи о.Иаков Лёгкий, о.Владимир Антипов и о.Михаил Шершнев. Похоронен о.Сергий близ алтаря Голышевской Свято-Троицкой церкви.
Источник: ЛГА, ф.1419, оп.2, д.21, л.156–227; ф.1452, оп.1, д.52, л.188–193; д.57, л.67; ЖМП, 1983, №3, с.28.

Швельман Александр Алексеевич, псаломщик
Родился в 1880 году.
В 1901 году окончил курс в Прибалтийской учительской семинарии и с августа того же года состоял учителем в Туккумской (Тукумс) приходской школу. В сентябре 1902 года был перемещен учителем в Гросс-Ирбенскую (Лиелирбе) вспомогательную школу, а 18-го апреля 1903 года – псаломщиком к Фрауэнбургской (Салдус) Богоявленской церкви Гольдингенского (Кулдига) уезда. 30-го октября 1905 года в этой Фрауэнбургской церкви был венчан с мещанкой города Газенпот (Айзпуте) Курляндской губернии 30-летней православной девицей Антониной Ивановной (Иоганновной) Бубет и служил псаломщиком во Фрауэнбургской церкви вплоть до своей кончины.
Скончался Александр Алексеевич Швельман 4-го января 1906 года, на 26-м году жизни.
Источник: РЕВ, 1901, с.668; 1902, с.734–736; 1903, с.380; 1906, с.97; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Шенрок Николай Серафимович, иподиакон
 Родился 15-го января 1953 года в семье настоятеля Тюршинской (Кюрши) Ильинской церкви священника Серафима Николаевича Шенрока.
11-го сентября 1983 года за Божественной литургией в Рижской Иоанно-Предтеченской церкви митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым) был хиротесан во иподиакона. Выполнял различные церковные послушания: был заведующим складом, в 1980-х годах некоторое время был экспедитором Рижского епархиального управления, а также иподиаконом митрополита Леонида до его кончины в 1990 году.
В 1990 году в качестве официального делегата от мирян Рижской епархии (впоследствии – Латвийской Православной Церкви) Николай Серафимович принимал участие на внеочередном Поместном Соборе, избравшем Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера). В 1990-х годах нес послушание иподиакона при митрополите Рижском и всея Латвии Александре (Кудряшове). В 2006–2016 годах состоял иподиаконом при епископе Даугавпилсском и Резекненском Александре (Матрёнине), а также в качестве иподиакона в 2016 году в Елгавском Симеоно-Аннинском кафедральном соборе присутствовал на богослужениях викария Рижской епархии епископа Елгавского Иоанна (Сичевского) – первых после его Архиерейской хиротонии. Кроме того, Николай Серафимович был свидетелем хиротесий и хиротоний многих священно- и церковнослужителей, несших служение в храмах Латвийской Православной Церкви и других местах. Обучил многих архиерейских иподиаконов. Не стыдился никакого порученного ему послушания. Всегда выполнял назначенные ему поручения со смирением, невзирая на возраст и немощи. Среди духовенства, иподиаконов и простых верующих был уважаем и любим.
Скончался Николай Серафимович Шенрок после продолжительной болезни рано утром в понедельник 15-го мая 2017 года, на 65-м году жизни. Незадолго до кончины он приготовился к ней глубокой исповедью и причащением Святых Христовых Таин. В четверг 18-го мая было совершено отпевание почившего и его погребение в Валгундской Спасо-Преображенской пустыни.
Источник: http://www.pravoslavie.lv/; Личный архив.

Шенрок Николай Стефанович, протоиерей
 Родился 20-го декабря 1888 года в Санкт-Петербурге в семье царского чиновника.
Образование получил на Украине, в Житомире, где окончил 6-классную гимназию и пастырские курсы. 8-го апреля 1912 года был рукоположен во диакона и служил в Тульской епархии, а в ноябре 1913 года прикомандирован к церкви офицерской стрелковой школы военно-духовного ведомства.
Позднее был рукоположен во священника и в 1915–1916 годах служил в Преображенской церкви той же Тульской епархии. В 1916–1934 годах обслуживал сельские приходы Ленинградской епархии. С декабря 1934 года и до августа 1941 года служил в церквях Ленинграда; последнее место служения в этот период – настоятельство в церкви на Волковом кладбище.
В 1937 году был возведен в сан протоиерея. С августа 1941 года служил настоятелем Сиверской Петро-Павловской церкви. С лета 1942 года в составе Псковской миссии служил в Псковском кафедральном соборе. Был назначен заместителем начальника миссии о.Кирилла Зайца. Во время войны митрополит Сергий (Воскресенский) предложил о.Николаю посвящение во епископа, но он, по своему смирению, отказался. Осенью 1943 года был эвакуирован в Латвию и обслуживал духовные нужды русских православных беженцев в Вайноденском (Вайнёде) Николаевском приходе, а также служил в Кемерской Петро-Павловской, Рижской Благовещенской церквях и в церкви Рижского Троице-Сергиева женского монастыря, а 28-го октября 1944 года за участие в Псковской миссии был арестован, осужден по ст.58 УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим.сост.] и приговорен 10 годам лишения свободы в ИТЛ. В 1956 году был реабилитирован «за отсутствием состава преступления», вернулся в Латвию и с января 1957 года служил в Резекненской Николаевской церкви.
В марте 1962 года был перемещен настоятелем к Рижской Скорбященской церкви, а 24 апреля 1964 года по состоянию здоровья уволился за штат, но по мере возможности, заменял болящих или уходящих в отпуск священников Цесисской Преображенской, Алуксненской Свято-Троицкой и других церквей, а также до 1965 года служил в Рижских Скорбященской и Благовещенской церквях и в Резекненской Николаевской церкви. С 13 января 1965 года служил штатным священником Рижской Александро-Невской церкви. Был награжден митрою и прослужил в священном сане более 53-х лет
Скончался протоиерей Николай Стефанович Шенрок 24-го октября 1965 года, на 77-м году жизни, в Юрмале от внутреннего кровотечения. Похоронен на станции Сиверской, рядом с матерью и сыном.
Источник: ЛГА, ф.1452, оп.3, д.6, л.159–174; ЖМП, 1966, №2, с.34; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1952 гг. М., 1999, с.136–139; http://feodorovna.ucoz. lv/; Вестник Военного Духовенства, 1914, №1, с.7.




Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (22.06.2020)
Просмотров: 397
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа