Суббота, 17.11.2018, 03:29
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [2]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Душеполезное чтение

Духовное утешение на пути ко спасению. Часть 2.

РАЗМЫШЛЕНИЕ СМИРЕННОГО СЕРДЦА

1. Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца. Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата — по заповеди Господней (Ин.15,12) [Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин.15,12)] — желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества.
Ты не знаешь, что в древности монахи, встречая друг друга на пути, приветствовали друг друга так: один вопрошал: «Брат, как ты спасаешься?» На что другой отвечал: «Твоими святыми молитвами, отче». — Воистину, мы нуждаемся в духовном подкреплении друг от друга, потому что путь не легок и легко погибнуть, почему и апостол нас увещевает: «Блюдите, како опасно ходите, скупующе время, яко дние лукави суть» (Еф.5,15—16) [Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы, (Еф.5,15-16)] и еще: «Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере» (Гал.6,10) [Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6,10)].
Да, брат, много у нас врагов на нашем пути: враг в сердце каждого из нас — это наше греховное вожделение, отчаяние и маловерие; враг наш извне — диавол, нападающий на нас со всех сторон и никогда не оставляющий нас безвредными и безмятежными; враг — окружающие нашу жизнь, следующие по пятам и опережающие нас заботы, тревоги, огорчения, опасности, злые обстоятельства и злые люди; враг наш — и самое время, отнимающее от нас жизнь и приводящее к состарению и немощи: так что в сущности у нас очень мало остается времени для работы на спасение нашей бессмертной души. Итак, брат, спроси самого себя, и часто спрашивай: «Душа моя, как ты спасаешься?»
И, однако, возлюбленный, несмотря на все эти невзгоды и опасности, я тебя приветствую, говоря тебе: «Радуйся!» Радуйся — потому что ты — христианин и носишь на себе имя Христово.
Радуйся — потому что, ради Господа нашего Иисуса Христа, Бог тебя принял в Свои сыны, и ты ежедневно обращаешься к нему со словами: «Отче наш».
Радуйся — потому что Сын Божий и Спаситель твой именует тебя «братом Своим» (Ин.20,17) [Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20,17)], (Евр.2,11-12) [Ибо и Освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди Церкви воспою Тебя» (Евр.2,11-12)].
Радуйся — потому что ты искуплен (Гал.3,13) [Христос искупил нас от клятвы закона (Гал.3,13)], (1 Тим.2,5,6) [Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим.2,5-6)].
Радуйся — потому что для тебя уготовано Царство от сложения мира (Мф.25,34) [Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25,34)], если ты только сделаешь усилие в течение этой жизни, дабы наследовать его в вечности.
Радуйся — потому что ты уже причислен к лику спасенных (Еф.2,5) [И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены (Еф. 2,5)] и уже вписан в Книгу Жизни (Откр. 3,5) [Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни (Откр.3,5)], и от тебя требуется мало, чтобы подтвердить это и удержаться на такой великой высоте.
Радуйся — потому что Бог призвал тебя в монашестве угодить Ему и облек тебя «ризою спасения», каковой разумей крещальную твою рубашку, и «одеждою веселия» (Ис.61,10) [Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды, оделменя (Ис.61,10)], каковой почитай твои монашеские одежды, и знай и радуйся, что Сама Божия Матерь и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании.
Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать, лишь бы ты только имел решимость продолжать свой путь и избежать тину, из которой нет спасения. Брат-монах, как только Бог услышал от тебя твои монашеские обеты, Он даровал тебе крылья для того, чтобы ты невозбранно взлетел к небу выше сего мира и немеркнущими очами мог взирать на солнце славы. Смотри, блюди, ревнуй о своих крыльях и не допусти врагу тайно или явно подрезать их у тебя, потому что есть ли что более несчастное, чем орел, ползающий по земле?! Нет, брат, я знаю, что с помощью Божией этого не приключится тебе, и ты поднимешься выше всех сетей и ловушек и взлетишь в небо, к Богу, призвавшему тебя званием, святым (2 Тим.1,9).
И посему, услышь слова апостола: Радуйся всегда о Господе; и паки реку, радуйся (Флп.4,4). Знай, что для тебя время не ждет; люби время своей жизни, потому что это — время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени уже не будет. Ты вспоминаешь свое прошлое; придет время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет возможно исправить.
Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-й неделе Великого Поста один известный блаженной жизни архипастырь, который в своей беседе к нам говорил: «Вот еще так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряженной и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы. Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь». Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно, или попускал себе или даже нарушал этот пост, — с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу той любви, которую мог, и, таким образом, потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?”

Радуйся, что ты сейчас живешь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом, и не рабом, а — сыном, по слову Евангелия (Ин.1,12) [Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1,12)]. А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи все скорбное стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе, что некоему человеку было бы обещано, что по окончании училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть. Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего: надежда лишь на некое благополучие в жизни, а прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это — подумай только! — целое царство, и не просто царство, а Царство Небесное — вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, Твой любящий Отец! Какое же у тебя тогда основание падать духом? Какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела? Но, может быть, ты скажешь: я — слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? Брат, все равно учись и все равно старайся. Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий. Но если ученик старался: не пропускал его уроков и исполнял домашние задачи, то хотя бы ученик и был весьма неспособным, однако, этот наставник снисходил к нему и давал ему возможности дальнейшего продвижения в училище, взирая не на его успехи, а на самое старание. Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом и прощающем наши немощи Боге.

2. А теперь побеседуем на предлежащую нам тему. Миновала Святая Пасха; миновало Вознесение Господне, а теперь ожидаем Святую Пятидесятницу. Это были великие и святые праздники, а теперь — великое и святое время ожидания и подготовления к конечному Святому Празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятницы и Святой Пятидесятницы.

После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, соделавшего спасение рода человеческого; после того, как свет спасительного Воскресения воссиял всей вселенной и святые ученики насладились превечной и неотъемлемой радостью восстания от мертвых Учителя и Господа и утвердились в полном сознании великой победы над всемирным злом и над смертью, которую одержал Христос Бог, и в участие в которой они были призваны (Ин.16,33) [Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16,33)], (1 Ин.2,14;5, 4) [Вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1 Ин.2,14); Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин.5,4)], - святые апостолы, по заповеди Спасителя, пребывали в Иерусалиме в ожидании сошествия на них Святого Духа (Лк.24,49) [Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк.24,49)], Деян.1,4-5) [Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян.1,4-5)], которое было необходимо для их помазания и укрепления на подвиг всемирной проповеди Божественного Евангелия. Перед ними открывалась великая, славная и многотрудная стезя, и человеческие силы, конечно, не довлели даже для вступления на нее, а тем паче для прохождения сей царской дорогой до победного конца.
Но Дух Святый, сойдя на Церковь Сына Божиего, оспособит их для этого и явит их тем чудом, каким они вошли в историю человечества. Именно: Он сделает их победителями мира — их, которые не имели с собою ни меча, ни копья, ни легионов, ни военных кораблей, ни сокрушающих стены таранов; Он явит их мощнокрылыми орлами, облетевшими все концы мира — их, не имевших к своим услугам ни скоротечных колесниц, ни быстрокрылых кораблей, ни дорог, ни пристанищ; Он учинит их добрыми ангелами вселенной, одолевшими полчища князя мира сего, их — которые оставались смертными людьми, носившими немощное тело; Он покажет их богачами, приобретшими весь мир для Христа — их, которые оставались бедняками в отношении земных благ и бездомными странниками на дорогах сего мира; Он представит их мудрецами, ничего не взявшими от эллинской философии и от мудрости века сего, и, однако, рыбарскими мрежами уловившими всю вселенную в познание Божие и пучиною премудрости Божией затопившими всю гнилость безбожия. О, ужели ли это все — не чудо из чудес?!
Итак, святые апостолы, после Вознесения Господня, пребывали в ожидании пришествия Святого Духа, Которого еще не знали, не вкусили, не испытали, потому что Дух Святой еще не сошел на Церковь. И не только ожидали они великий Дар, который имели приять, но, как говорит Писание, единодушно пребывали в молитве и в молении (Деян.1,14;2,1) [Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян.1,14); При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян.2,1)].

3. Возлюбленный брат, после недавнего праздника Вознесения Господня, после радости Воскресения Христова, после того как и для тебя отверзся путь подвижничества, так и ты пребывай в молитве, ожидая наступления конечного и великого праздника Святой Пятидесятницы.

Конечно, Дух Святый после первой христианской Пятидесятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года; но знай, что в праздник Святой Пятидесятницы, когда Святая Церковь торжественно совершает память излития Святого Духа на Церковь, это — не только воспоминание прошлого события, хотя и имеющего столь великое значение и для прошлого, и для настоящего, и для будущего (потому что все совершаемые Церковью праздники и таинства имеют значение для вечного), но это — и особое, обильнейшее пребывание Святого Духа в Церкви и сильнейшее осенение Его благодатию всех тех, которые в этот день молитвенно пребывают в храме Божием и, преклонив свои сердца и колена, молятся о приятии Святого Духа в свои души и благословения на свою жизнь. Святые апостолы, как мы сказали, пребывали в молитве и в молении, ожидая пришествия Святого Духа, так и ты, подражая им, заранее молись и усердным молением подготовь себя так, чтобы благодать Святого Духа не только коснулась тебя, но и неоскудно и неотъемлемо возобитала в твоем сердце.
Не думай, что время между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей является как бы некой пустотой; нет, это — время особо данное тебе для того, чтобы ты подготовил себя к приятию великого Дара и Таинства. Далее, не говорится в Священном Писании, что апостолы, ожидая пришествия Духа. Божиего, в то время пребывали «в молитве и в посте», как это говорится в иных случаях (Деян.13,3;14,23) [Рукоположив же им пресвитеров, они помолились с постом и предали их Господу (Деян.14,23)], (2 Кор.6,4,5,11,27) [Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор.6,4-5); В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор.11,27)], но просто говорится, что они пребывали «в молитве и в молении»; и их ожидание великого Дара не было связано ни с какими трудами и тяготами, так что их подвиг был только духовным.
И от тебя сейчас не требуется никакого поста или земных поклонов, а только — радостное ожидание Благодати и пребывание в молитве; и смотри не неради о ней; и как святые ученики Христовы в оные времена, так и ты, подражатель им и также ученик Христов, пребывай всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк.24,53).

4. Итак, после Вознесения Господа во плоти и до наступления Пятидесятницы, святые апостолы ожидали пришествия Святого Духа. Потому что Дух Святый еще не сошел тогда. Бесценный, драгоценный Дар Церковь еще не прияла. Тело Церкви было еще как бы неодушевленным. Дух Святый еще не пришел, чтобы оживотворить и воздвигнуть Церковь Христову; сердце Церкви еще не билось.

О, Душе Святый, прииди и вниди в сердце Церкви Сына Божиего! О, Душе Святый, прииди и в наши земные храмы, и в наши сердца! Да, брат, Дух Святый придет во храмы Божий. Блюди же, чтобы Он вошел и в твою душу и тело. Ты знаешь, что Церковь есть там, где обитает Дух Святый; без Духа же Святого нет и Церкви. Поэтому еретические сборища не есть Церковь, хотя бы внешняя их форма и напоминала Церковь; но знай: это — лишь труп без жизни. Дух Святый пребывает там, где вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое. Про такую Церковь Бог свидетельствует как о Невесте Своей и вещает ей: Вся добра ecu, ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песнь Песней 4,7).
Брат, обращусь к тебе: ты также — храм Божий, по слову божественного Павла: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1 Кор.б,19), то есть принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас дорогой ценою (1 Кор.6,20), Кровью Своею честной, которой Он приобрел тебя для Себя (Деян. 20, 28) [Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20,28)].
Итак, ты — храм Божий. Дух же Святый пребывает в тебе тогда, когда у тебя вера православная и образ жизни отвечает этой вере. Если же ты потерпел ущерб в отношении твоей веры или согрешил иными грехами в жизни, не скорби! А лучше сказать: да, скорби; но не приходи в отчаяние, потому что Бог ведает твое неможение; плоть - немощна, снисходительно к тебе сказал о тебе твой Творец (Мф.24,41). И земные храмы терпят ущерб и нуждаются в обновлении их, хотя бывают сделаны из камней, кирпичей, мрамора и железа, то есть из элементов куда более прочных, чем твое тело, которое в результате грехопадения даже и бессмертной твоей душе передает свою немощь и многоболезненность. И если проявишь усердие, то в день Святой Пятидесятницы, во время твоей молитвы, произойдет обновление твоего храма, и благодать Святого Духа сильна и мощна сделать его снова крепким и благолепным. Молись же, чтобы тебе никогда не перестать быть храмом Божиим и чтобы Дух Святый не только не покинул тебя, но и обновил, и укрепил, и освятил, и облаголепствовал.

<К началу

Далее>



Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (27.05.2012)
Просмотров: 550
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа