Понедельник, 25.11.2024, 04:13
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Душеполезное чтение

Духовное утешение на пути ко спасению. Часть 3.

5. Брат, понимаешь ли ты: Кто Такой — Святый Дух? Дух Святый это — Свет превечный; это — Огнь Животворящий во веки; это — Жизни Податель и Сама Жизнь; это Ум и Сила, бездну Которой может ли кто из смертных — да и не только из смертных, но и из премирных ангельских сил — когда-либо постигнуть и описать? Дух Святый есть Бог, Третье Лицо Святой Троицы, От Отца Исходящий И На Сыне Почивающий, Единочестный и Единопрестольный С Ними. Дух Святый это — Самое Прекрасное, Что Только Есть В Мире.

Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да, знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя, потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор.2,11); это еретикам присуще как бы «брататься» с Духом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя, потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере нашего восприятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты — не Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца, то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим.8,9) [Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8,9)].

Брат, не касалась ли тебя когда-нибудь великая радость? — Это был Дух Святый. Брат, не испытывал ли ты, находясь в полном внешнем довольстве, мучительнейшее томление по Небу? — Это Дух Святый вещал тебе и звал тебя к Себе. И наоборот, быв в лишении всего, не испытал ли ты когда-нибудь всецелую, скажу так, полноту всего, так что тебе уже ничего на свете и не надо было? — Это был Святый Дух. Брат, не посещало ли тебя, хотя бы на мгновенье, сонное видение красоты неописуемой, невообразимой, всеобъемлющей и, конечно, не земной? — Это Дух Святый приоткрыл тебе завесу будущего мира (впрочем, в отношении снов всецело полагайся на духовное руководство твоего Старца). Брат, не казалось ли тебе часто, что весь мир, со всеми своими благами, не стоит и единой свечки, и не хотелось ли тебе тогда броситься на колени и молить о небесном утешении? — Это Святый Дух коснулся твоей души. Брат, когда Дух Святый коснется твоей души, знай, что тогда весь мир представится тебе совершенно иным, чем ты представлял себе его до тех пор, как и этот наш вещественный мир бывает иным ночью и совершенно иным, когда его озарит солнце и когда нашему взору все становится ясным и отчетливо-познаваемым. Брат, в минуты тяжкой скорби не приходило ли тебе нежданно и благостно утешение и успокоение, как бы среди зимнего хлада нежданное веяние грядущей весны и теплое дыхание весеннего ветерка? — Это Дух Святый утешил тебя, потому что Он — Утешитель. Брат, не испытывал ли ты внезапное чувство горячей любви к Богу, и хотя ты и не видел Его и не можешь видеть, ни осознать умом, — ты почувствовал Его близость к тебе своим внутренним человеком, не взывал ли к Нему со слезами в сердце: Твой есмъ аз, спаси мя! (Пс.118,94)? - Это Святый Дух, Сама Любовь, милостиво призрел на тебя.

6. Брат, посмотри на этот окружающий тебя мир. Взгляни на ночное небо: какая стройность течения звезд, и каждая звезда — как сверкающий алмаз на порфире Небесного Царя! Стройно как бы проплывают в безмерном просторе, совершая положенный им Богом путь, таинственные созвездия в ночной час, напоминая нашему уму о Творце и о вечности. Их создал Бог. Для чего? Для какой цели? — Не знаем ныне; но когда и сами приобщимся к вечности, все нам будет открыто... Но вот наступает восход солнца. Взгляни, бледнеет небо; тихая, легкая синева сменяет темноту ночи; легкое, едва заметное начертание света появляется на востоке: это — уже не ночь, но еще и не день, минуты, полные тишины и загадочности: это как бы опять мир готовится быть созданным Богом, как было в седом начале. Бог сказал тогда: Да будет свет: и быстъ свет (Быт.1,3). Вот и теперь — свет на востоке становится все ярче и ярче, а звезды как бы угасают одна за другой, как светильники, которые окончили свое ночное служение, и ангелы гасят их до наступления ночи. И вдруг мощно, как бы разлитое золото, царственно воссиявает солнце и осиявает всех своим царственным сиянием, и все ожило, и все восхваляет Дарователя света. Восходящее солнце своими лучами целует землю и всю сослужебную тварь и пробуждает ее вознести хвалебной гимн общему Творцу [Сия фраза Феодота еп.Анкирского]. Слава Тебе, показавшему нам свет!

О, Солнце Правды, Господи Иисусе Христе, воссияй паки в этом ночном мире нашей греховности и озари тяжко спящие души наши и пробуди их к хвалению Тебя и восстави их в благоугождение Тебе!

Взгляни, брат: вот с восходом солнца все сбрасывает с себя сон; взгляни, птицы взвиваются к небу и наполняют небо и землю своим пением; вот туман снимает свой покров с речки и полей и тонкой пеленой поднимается к небу, и разверзается как бы некая завеса из тончайшей материи. Взгляни на всю эту красоту. Обрати свой взор опять на небо: там, где столь недавно был мрак ночи, теперь царствует дивная лазурь и ярко-белые облака озарены расплавленным золотом солнца. Взгляни, брат, на это ежедневное, столь привычное чудо; посмотри, что создал Бог, Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, и заключи о Боге и прими это в сердце. Затем перенеси свой взор на темные леса, на великие горы, верхи которых всегда покрывает снег, как бы некая почтенная седина, какие они великие и торжественные, как бы некие нерукотворенные храмы Божий: они вместе и великие, и грозные, и прекрасные! Все это создал Дух Божий, и, по слову Писания, в руце Его ecu концы земли, и высоты гор Того суть (Пс.94,4), и прикасаяйся горам, и дымятся (Пс. 103, 32), как некие великие и нерукотворенные жертвенники. Вспомни, что и Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни любил восходить на горные места, может быть по той причине, что они — ближе к небу.

Господи, возвысь и наш ум от земли к Тебе на небо, и пусть, когда отымется с очей наших туман ненужных и тягостных мыслей, он всегда взирает к Тебе, и сделай наше сердце жертвенником чистых и возвышенных мыслей; сделай его, по слову Писания, горой святой Твоей (Пс.47,2 и т. д.).

Брат, помнишь ли ты оного священного Старца, который в ответ на сетования своих учеников, печалившихся на невозможность приобрести дорогостоящие священные книги, поднял руку к небу и сказал им: «Чада, Бог нам дал две священные книги, которые всегда направляют нас к спасению: Святое Евангелие, эту книгу из книг, явившую нам все, и — этот небесный свод, который, как некая огромная и отверстая книга, научает нас о Боге. В ночной час это листы черного пергамента с серебряными буквами, научающие нас о бесконечном величии мудрости Творца и грозно напоминающие нам о вечности и таинственности будущей жизни. В дневной же час — это листы голубого пергамента с живительными надписями из золота и багрянца восходящего и заходящего солнца и белизны облаков, и эти надписи учат тебя о благости к тебе Бога, давшего тебе не только всю эту красоту в наслаждение для тебя, но Своим Промыслом и любовью покрывающего тебя. Итак, ночное небо говорит тебе о всемогуществе и непостижимости Творца, а дневное небо говорит тебе о любви и благости к тебе твоего Небесного Отца. Чада, часто взирайте на небо и вздыхайте по нем, потому что небо — это наша будущая Отчизна: там святые ангелы, там души праведников от века, там Пресвятая Владычица наша Богородица, там души преждеусопших отец и братии наших, там — Бог, Царь Небесный! Что же может быть лучшим, чем небо?»

Далее, брат, взгляни на луг и на цветы на нем и подивись Божией премудрости, которая полевой цветок, сегодня сущий, а завтра же увядающий, одевает такой красотой, в какой, по свидетельству Самого Творца, и Соломон не был одет во всей славе Своей (Мф.6,28,29) [Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф.6,28-29)].

Господи, если Ты так позаботился о красоте полевой лилии, которая, как Сам Ты сказал, сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (как увядшее сено) (Мф.6,30), то, по Своей несказанной милости, помоги мне вернуть первобытную красоту моей бессмертной души! Я знаю, что Ты создал меня для Себя, и мое сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе [Сия мысль — бл.Августина]. Я знаю, что Ты создал мою душу прекрасной и определил, что все сокровища вселенной не идут в сравнение с первобытной красотой души моей, когда эта красота возвращается ко мне; а это бывает лишь тогда, когда она спасается в Тебе и находит себя в Тебе и обретает вечную жизнь в Тебе. Но, увы, сам я, Господи, нещадно губил всю мою красоту; и если время сгубило красоту и крепость моей юности, то в погублении душевной моей красоты вина лежит всецело на мне, и не знаю, не превратился ли я скорее в какое-то чудовище и посмешище? Помоги мне Господи, слезами моими омыть нечистоту моей души, и, что можешь, то и сделай — а я верую, что Ты все можешь, чтобы мне опять быть благолепным пред Твоим взором, ныне и весь остаток моей земной жизни, а там и в вечности.

Далее, брат, взгляни на просторы моря и вспомни слова Псалмопевца: Того есть море, и Той сотвори его (Пс.94,5), Сие море великое и пространное (Пс.103,25). Вот эти бесконечные просторы воды, и не мертвые, а полные жизни в них: то они синие, то зеленые, как изумруд, то светло-голубые, как сапфир, то серые, как топаз, то точно рассыпаны на них сияющие алмазы; иногда — они грозные и бушующие, покрытые большими и пенящимися волнами, и наполняют душу мореплавателя великой робостью и смирением и великим страхом Божиим; то, наоборот, они лазурно застывшие, как бы некое великое озеро, и тогда сердце мореплавателя утешается, и хвалебная Богу песнь сходит с его уст.

И весь мир полон живых существ: многовидных и многочисленных, соединенных одним началом, и начало — ЖИЗНЬ. Жизнь, о, что это за таинственная и мощная сила! Жизнь — это чудо из чудес! И это только Ты мог сотворить, Источниче жизни и бессмертия!

И сколько того, что наш глаз не видит и, возможно, никогда не увидит в глубинах неба, в недрах земли, в море и в воздухе. И вот, брат, взгляни на всю эту красоту и премудрость и представь себе, что когда-то этого ничего не было. И Бог создал все это и содержит Своим Промыслом, как это негде и читаем: «На все сущее Ты простираешь лучи Твоего Промысла»!

7. Напоследок всего, Бог создал тебя, о, человек, как венец Своего творения. Создал тебя по образу Своему, по образу Божию (Быт.1,27) и вдохнул в тебя жизнь, потому что Дух Божий — Источник жизни; Он — Жизнь и Податель жизни и творит жизнь, как Отцу и Сыну сопрестольный и самовладычный, как негде и читаем: «Когда в начале Адама Ты создал еси, Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси, Благоутробне: сотворим человека по Нашему подобию. Дух же Святый соприсутствоваше Содетель».

Итак, Бог создал тебя, существо разумное, свободное и возвышенное, сочетавшее в себе и духовный и материальный мир, олицетворение в малом всего творения Божиего, и затем поставил тебя царем над всей подсолнечной тварью и даровал тебе райское счастье и житие безмятежное и беспечальное; ты имел общение с Богом, и добрые ангельские силы любили тебя, и вся природа с радостью повиновалась тебе; при этом Бог предложил тебе дар обладать бессмертием, если своей свободной волей, своим произволением — что было бы совершенно и естественно ожидать от тебя в отношении твоего Творца и Благодетеля — ты будешь любить Бога и держаться Его заповедей, направленных на твое благобытие и дальнейшее возрастание в добре.

Но, возможно, ты скажешь: где же я — существо счастливое и бессмертное?! — Увы, это — только слова; на деле же я — убогий, многоболезненный и смертный, и я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс.50,7); и все это объемляется одним словом: я — человек! Ты говоришь, что я создан как свободное существо; но так ли это? — Все имеет власть надо мной: и невзгоды, и болезни, и состарение, и смерть, и раб я иных людей и их хотений, и своих собственных нужд, печалей и забот. Увы, скажи мне: это ли — то райское наслаждение, которое, ты говоришь, Бог даровал мне? Не то ли же это самое, что немощному старцу, потерявшему волосы и зубы, с померкнувшим взором и тысячью морщин на лице, едва передвигающемуся и согбенному летами и немощью, восхвалять его красоту и юную силу?! Не то ли же это самое, что вместо печальной речи или почтительного молчания перед гробом умершего говорить веселые слова и восхвалять в нем жизненные силы?!

Брат, отвечу я тебе на это: мы говорим не о том, что ныне есть, а о том, что предназначалось тебе и что было некогда в твоих руках, и где не было бы ни немощной старости, ни болезней, ни печалей, ни плачевной участи смерти. И это не мечта, не химера, не плод сладостного воображения. Нет, это была реальность, и благость Божия предназначала тебе счастье и бессмертие. Но ты сам знаешь: что произошло; как человек явил себя недостойным даров Божиих, оказался вероотступным Богу, поверил и перешел на сторону врага Божиего и как бы стал, увы мне, заодно с ним; и вот, отвергнув возможность покаяния, предложенную ему Богом, он удалился от Бога и ушел в землю далече сущую (Лк.15,13) [Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк.25,13)] и здесь потерял все: счастье, безмятежие и бессмертие, но не — и свободу воли (потому что это у него осталось и было необходимо, чтобы осталось).
Итак, человек ушел от Бога и этим от самого себя и от своего счастья. Увы, увы мне! И тогда произошла эта космическая, больше которой не было и не будет, катастрофа, и смерть вошла в мир: в Божий цветущий и счастливый мир въехал страшный всадник на бледном коне, и имя этому всаднику — смерть, и ад следовал за ним (Откр.6,8), и завладел этот всадник всем миром.
И стал человек смертным, и вся природа, окружающая его, также стала смертной; весь мир стал смертным; все, решительно все испортилось и прияло в себя залог смерти, потому что человек — это был тот, который в себе сочетал и возглавлял и представлял собою весь окружающий мир, и потому, когда в него вошла смерть, она вошла и во всю материю; и всю тварь, будь то великая, будь то малая, объяла власть смерти. И потому, как ты видишь, смерть господствует во всем мире. Через диавола — отца смерти и мертвеца — в человека вошла смерть, а через человека — во всю тварь; но знай, что через Сына Божиего — Бога живого и животворящего, поправшего смертью смерть — в человека войдет в день оный жизнь, а через человека — и во всю тварь; поэтому-то вся тварь, по слову великого апостола Павла, с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим.8,19), то есть воскресения людей в славе бессмертия, которого и они явятся участниками, как слуги и рабы человека, незаслуженно пострадавшие из-за его грехопадения...
Но это будет в будущем. А ныне, после грехопадения и изгнания из рая, человеку стало тяжко жить, и все потребное для его жизни дается ему с трудом и с борьбой, и с насилием над окружающим его миром. Так что человек со скорбью определил свою жизнь так: Малы и несчастны дни жизни моей (Быт.47,9); и: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневного жизнь его (Иов.7,1); и: Дние мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды (Иов.7,6); и: Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра (Иов.9,25); и: Исчезоша яко дым дние мои (Пс.101,4); или: Лучше день смерти дня рождения (Еккл.7,2). И таких горестных мыслей и причитаний исполнено Писание. Спросили некогда бывшего при смерти некоего мощного царя, жившего долго и правившего своим царством с силой и многой славой и богатством, часто ли он бывал счастлив в жизни? И он ответил: «Из всех лет своей долгой жизни не думаю, чтобы я был действительно счастлив больше единого часа». По слову Писания: Человек... пресыщен печалями (Иов.14,1). А затем, в результате всего, ставит печать на всю свою жизнь: Сетуя (то есть в печалях) сниду во ад (Быт.37,35). И вместо свободы (свободы от Бога?!), обещанной человеку диаволом, человек нашел себя связанным бесчисленными путами и цепями своих грехов, общих тягот и своих личных забот и невзгод; и вместо радости стал он жить в скорби и в страхе, и страхе в отношении своего настоящего и будущего и даже прошлого, по написанному: Помышления смертных - боязлива (Прем.9,14).

Итак, может быть ты скажешь, что сотворение человека было ошибкой Бога, и при этом сошлешься на слова Писания, где говорится, что Бог, видя людей, живущих в грехе и во зле всякого вида, раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт.6, 6)? — Нет, брат, Бог не ошибается и не может ошибиться. По слову Священного Писания: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (Притч.9,1). Эти «столбы», как разумеем, следующие: Божие предведение всего, Промысл Божий в отношении настоящего и будущего, икономия, благостыня, беспредельная разумность, всемогущество и правда. Вот в этих нормах разумей и все творчество Божие. Что же касается слов Писания, говорящих о том, что Господь «раскаялся», что сотворил человека, — то разумей это иносказательно, как сказанное в границах ограниченного человеческого разума: как сказанное для людей, бывших за много тысяч лет до пришествия Христова и сошествия Святого Духа, озарившего человеческий ум для разумения Писаний. Это было сказано в те времена, когда люди, по слову Писания, ходили во тьме и жили в стране и тени смертной (Ис.9,2) [Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9,2)]. В Ветхом Завете ты найдешь многое, что надо понимать именно в смысле сказанного для весьма ограниченного человеческого сознания и уровня его понимания духовных вещей. Например, говорится о «гневе Божием», о «скорби Божией», о «ревности Божией», когда, на самом деле, Бог — бесстрастен; говорится о «сердце Божием», об «очах» и «ушах» Божиих, когда, на самом деле, Он — бесплотный Дух; но все это было выражено в сферах нашего ограниченного человеческого понимания. Так и приведенные слова разумей в том смысле, что Писание побуждает тебя к совести, к познанию своей негодности и к раскаянию; как бы говорится: смотри, что ты сделал со своей жизнью? ты, человек, стал таким дурным, что Бог просто раскаивается, что создал тебя. Так и любящие родители, случается, говорят своим детям: «Я тебе после сего больше не отец! Ты мне больше не дочь», — и подобное, а на самом деле любят их и болезнуют о них, и, конечно, не отрекаются от них.
Нет, Бог не раскаялся, что создал человека, потому что еще прежде сотворения его знал все, что должно будет приключиться, и ни в коем случае не отрекся от него. Да и мог ли Бог что-нибудь сделать напрасно? или Его премудрость могла ли допустить ошибку? Или Его любовь к Его любимому творению — человеку — могла ли иссякнуть? — О, конечно, нет! «Разум Его — неизмерим», говорит Священное Писание (Пс.146,5) [Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим (Пс.146,5)]. Премудрость Божия и предвидела, и знала, что произойдет грехопадение человека, и не только создал, но приготовил для будущего человека, уже после грехопадения, Царство, уготованное от сложения мира (Мф.25,34).
Потому что Бог знал, что человек вернется к Нему; да и не может жить без Него; и из блаженного, так сказать, младенческого возраста и, так сказать, «географической» близости к Богу в раю человеку должно вырасти в непобедимого и сознательного воина Божьего, близкого к своему Создателю и Благодетелю своей верностью, своим подвигом, готовностью претерпеть за Него раны и смерть и своей ненасытимой любовью к Нему. «Глубиной Своей премудрости Бог умеет и дурное использовать для благих целей», по выражению одного из святых отцов.

<К началу

Далее>



Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (27.05.2012)
Просмотров: 1137
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа