|
|
Каталог статей |
|
Духовное утешение на пути ко спасению. Часть 4.
8. Но, возможно, ты скажешь: за что же я должен нести наказание и страдать за чужие грехи, за грехи неких Адама и Евы, которых и имена даже я бы и не знал, если бы великий Моисей не возвестил мне их? И при этом я должен страдать за грех их, который не знаю, в сущности, понимать ли в буквальном смысле сказанного в Библии, или же в иносказательном? И не Сам ли Бог заповедал, чтобы мы прощали друг друга и не были злопамятны, но, наоборот, от сердца прощали друг друга всегда и во всем (Мф. 6,14—15,18,21—22) [Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6,14-15); Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз (Мф.18,21—22)], а вот нас Он наказывает в тысячных поколениях со времен первых людей за их грехопадение? — Брат, не стязайся с Богом и не упрекай Его, а смиренно и с любовью склонись перед Его волей, даже если бы это и было так, как ты говоришь (но это именно не так, — как я тебе докажу дальше).
Помнишь, как один инок до такой степени любил Бога, что все с радостью принимал от Него, и говорил: «Если бы Бог велел мне сейчас и тотчас же и навсегда идти в ад, то и это я с любовью и с готовностью и без малейшего колебания в сердце, радостно бы исполнил; лишь бы совершалась Его святая воля». Видишь, недаром этот старец получил от Бога дар чудотворения. Подражай его соизволению воле Божией, благой и совершенной (Рим.12,2) [И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12,2)]. Люби Бога: потому что любящим Бога... все содействует ко благу (Рим.8,28) и: любящим Бога Господь обещал венец жизни (Иак.1,12); и в день оный ты будешь одесную Его, и Он призовет тебя в нескончаемое Царство и радость (Мф.25,33—34) [И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25,33-34)].
Но не Бог ли предал меня смерти и аду? — Нет, не Бог. Смерть и ад для себя создал и создаешь ты сам. Бог же смерти не сотворил, говорит Священное Писание (Прем.1,13); и великим желанием Он не хочет смерти грешника (Иез.33,11) [Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33,11)].
Давая людям заповедь, Господь предупредил их, что нарушение ее повлечет за собой для них смерть.
Когда же эту заповедь они нарушили, то Господь возвестил им о страшных результатах их поступка, сказав, что после всех тягот той жизни, которая им отныне будет предстоять, они возвратятся в землю, из которой были созданы, то есть — умрут (Быт.3,6—19) [Увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания; И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и у боялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела; И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту; Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою; Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3,6—19)].
Это не был приговор Судьи повинным; нет, увы, сам человек вынес себе смертный приговор. Слова Господа не являются проклятием человека, а — аттестацией искусного Врача. Он видел, что больной поглотил смертельный яд, потому что это-то и есть качество греха, который уже начал губительно действовать, и больной уже выявил симптомы своего отравления: гордость, хитрость, ложь и, так сказать, утверждение в грехе. Видишь, зло — каковым является грех — связано со смертью; иначе и быть не может, потому что только Бог и сущее от Него добро — бессмертны; если бы и зло было бессмертно, то этим оно обладало бы божественным свойством; да не будет! Зло и смерть связаны в одно: для духов зла, которые сделали зло своей стихией, как приговор будет грядущая смерть вторая (Откр.21,8) [Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр.21,8)], участниками ее станут также и непокаявшиеся грешники; но и ныне злые духи и их родоначальник являются мертвыми духами, как лишенные участия в жизни, которая проистекает только от Бога; для людей же нынешнего века и для всей подвластной им природы смерть выражается в видимом разрушении, в тленности всего.
Немедленно после грехопадения Бог не мог исцелить Адама и Еву, потому что яд греха уже укрепился в них, и человеку необходимо было, чтобы противоядие было выработано самим человеческим существом, то есть чтобы внутреннее победило то, что противоестественно стало внутренним. Когда же со временем человек осознает, в какую беду он впал, каким страшным недугом заболел, а это должно было прийти с опытом и со временем, тогда у него возникнет горячее желание вернуться к Богу; как и у блудного сына, лишь по испытании им бедствий в далекой и чуждой своего отца стране, проснулись желание и решимость с раскаянием постараться вернуться к своему Отцу и в отчий дом. Для блудного сына было неожиданным откровением увидеть, с какой добротой и любовью принял его всегда любивший и жалевший его Отец.
Так и для всего падшего человечества явилась великим откровением любовь Божия, которая побуждала человека вернуться к Нему и угрожала ему за грехи, и благословляла, и благодетельствовала ему, когда человек обращался к Нему и старался, буквально «с грехом пополам», посильно жить чистой жизнью. Таким образом, в больном ветхозаветном человеке уже начали появляться условия для того, чтобы его организм усвоил противоядие. Но сам по себе создать это противоядие человек не мог, потому что зло и смерть проникли в самый организм его души и тела. Вот тогда и явила себя царственно-мощная любовь Божия. Благоволением Отца и соитием Святого Духа Сын Божий принял человеческое естество: Бог принял человеческую природу и как Богочеловек внес жизнь и святость, и бессмертие в самую человеческую природу и этим исправил, обновил и воскресил человеческое естество, и таким противоядием в самой природе человека победил грех и смерть. От человека, от каждого уже в отдельности, требуется усвоить это противоядие, воспользоваться той божественной силой, которую Христос дал человеку для побеждения в себе последствий грехопадения; если же это он не сделает, то спасения ему уже нет.
Итак, брат, Бог не присудил тебя к смерти. Бог создал человека для нетления, — говорит Писание, — соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью же диавола смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем.2,23—24). Бог создал тебя для жизни, радости и святости. И даже, несмотря на твое грехопадение, настолько возлюбил тебя, что для того, чтобы избавить тебя от ада и смерти, Христос умер ради тебя на кресте.
Смерть пришла в мир по причине греха. Но знай, что ты страдаешь в этой жизни не за грехи первых людей, а за свои собственные. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс.10,7). Так что сетуй не на первых людей, а на самого себя, потому что как они грехом внесли в мир смерть, так и ты своими грехами поступаешь: непрестанно согрешая, ты непрестанно и «обогащаешь» мир смертью.
Ты слышал: Господь любит праведники (Пс.145,8). Ты слышал слова Господа: Праведники пойдут в жизнь вечную (Мф.25,46). А праведно ли ты живешь? Ты слышал заповеди Господни, в соблюдении которых заключается жизнь, а в отвержении их — смерть, по слову великого Моисея (Втор.30,15-20) [Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им (Втор.30,15-20)], запрещающие тебе дурные поступки и наставляющие тебя делать добро.
Поступал ли ты всегда согласно их предписанию? Ты слышал и заповеди блаженства: «Блажени нищии духом, блажени плачущии, кротцыи, милостивии, чистии сердцем и миротворцы, и гонимые за правду». Скажи, принадлежишь ли ты к ним? Если ты винишь Адама и Еву за то, что они пренебрегли единую заповедь Божию (и винишь их справедливо за это) и явились для тебя виновниками несчастий, то, скажи, не много ли больше, чем они, ты грешил и согрешаешь, и считаешь ли ты себя достойным рая? — Спроси свою совесть, и пусть она сама ответит тебе. Вместе с Давидом и ты скажи: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (всегда) (Пс.50,1,4). И прочтя и обдумав весь этот покаянный псалом и обдумав свою жизнь, попекись о грехе твоем (Пс. 37, 19).
Воззови ко Господу: Прости все грехи мои! (Пс.24,18), и, ударяя себя в перси, проси прощения, чтобы получить от Него оправдание, как делал некогда мытарь, ударявший себя кулаком в грудь и взывавший: Боже, милостив буди и мне грешнику (Лк.18,13). Нет ничего гибельнее, как говорят святые отцы, чем свою вину бросать на другого; так поступили первые люди и погибли; и Псалмопевец говорит: Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (выдумывать извинения в грехе) (Пс.140,4). Нет, признай свой грех, покайся и проси Бога простить тебя.
9. Итак, брат, не падай духом и знай, что Бог не наказывает тебя за грехи наших прародителей. А если хочешь знать: часто и наши собственные грехи Бог оставляет без заслуженного наказания, потому что Господь благ и милосерд и многомилостив ко всем призывающим Его (Пс.85,5). А если и наказывает нас иногда, то наказывает благостно, снисходительно и, конечно, для нашей же пользы. Ужасно — иное: если Бог оставит нас, как безнадежных и неисправимых, и тогда уж, поверь, диавол так наказывает и так мучит нас, как уже не Божиих рабов, а как своих холопов.
О, да не будет нам быть оставленными Богом! Любяй наказание, любит чувство: ненавидяй же обличение, безумен (Притч.12,1). Знай, что Бог тебя любит. Если Он продолжает давать тебе все потребное для твоей жизни — и земля, и море, и растения, и животные, и даже безжизненная природа снабжает тебя всем потребным для жизни и для удовольствия, — то можешь ли ты серьезно упрекать Бога и говорить, что Он наказывает тебя? Если Бог для блага твоей души посылал в мир пророков и мудрых людей, чтобы чрез них помочь тебе и научить тебя, то так ли поступают с наказанными? Если Бог послал Сына Своего Единородного в этот мир, чтобы Он научил тебя о любви Божией к тебе и вызвал у тебя ответную любовь к Нему и показал тебе путь возвышения к Нему, а затем, в Своей бесконечной любви к тебе, пролил на кресте Свою кровь за тебя, ради искупления тебя от власти греха и смерти, то ужели, после сего, ты дерзнешь говорить о том, что Бог карает тебя? И если ныне, в день Святой Пятидесятницы, ты готовишься принять Святого Духа в твое сердце, по написанному: Любовь Божия излилась в сердца наши Духам Святым, данным нам (Рим.5,5), то можно ли даже думать о том, что Бог наказывает тебя?
Предположим, некий город тяжко согрешил пред своим царем: изменил ему, открыл свои ворота для того, чтобы в него вошел и обитал мучитель, враг сего царя; и царь, разгневавшись, послал свое войско и дал ему приказ уничтожить всех вероломных жителей оного города от малого до великого, и никому не оказывать пощады, а сам город сжечь до основания, разбить таранами все здания, а затем плугом пройти по самому месту, где был оный город, так чтобы даже и следа не осталось от сего прежнего, недостойного его царства, города, — то это, действительно, было бы достойным наказанием. Но если царь не поступил так, а наоборот, посылал в этот несчастный город своих вестников, чтобы они учили и утешали темный народ, говоря, что придет избавление от ужасного тирана, которого они на свою беду впустили в свой город и теперь страдают под его железной рукой; а затем послал им своего царственного, единственного сына, чтобы он умер за этот город, и умер, при этом, ужасной смертью, потому что это было необходимо для того, чтобы они получили свободу от их мучителя, — то можно ли говорить о наказании перед лицом такой глубочайшей, лучше же сказать, незмеримой пучины любви этого царя к согрешившему перед ним городу?
Брат, так Бог посылал своих пророков, а затем апостолов в наш мир, этот плененный врагом Божиим город, в котором мы живем под тиранией врага Божиего и нашего, и возвещал нам о избавлении от него; а затем Сын Божий Единородный, на кресте быв распят, спас человечество, искупил нас и низверг тирана и мучителя. И при этом, по несказанной Своей милости, сроднился с нами, именовав нас «братьями» Своими и усыновив Небесному Отцу (Евр.2,11,12,17) [Ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Единого: поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр.2,11—12); Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы, быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр.2,17)], (Ин.20,17) [Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20,17)]. Пав ниц, благодари Его за Его поистине божественную (потому что большего слова, чем это, и нет) любовь Его к тебе.
Ты помнишь, брат, слово оного отшельника о Любви Божией? Он взял на себя подвиг молчания. Со страхом и трепетом его сердце вняло слову Слова: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12,36—37). И поэтому он взял на себя обет связать свой язык для мира, и никто не слышал от него ни одного слова; даже во сне у него не вырывалось слово, хорошо запертое замком страха Божиего. Но если уста его молчали, то сердце его непрестанно славило Бога и воспевало Ему непрестающую хвалу.
Вблизи места, где жил оный отшельник, было селение, и жители его снабжали старца необходимой едой. Он же платил им своей любовью и молитвами о них; а есть ли что в жизни драгоценнее молитвы праведника? И вот по искушению со стороны злого духа в этом селении между его жителями возникла вражда. Как всякое зло, оно началось с какой-то небольшой искры, которую если сразу же не потушить и не затоптать взаимным испрашиванием прощения и взаимного смирения друг перед другом, она производит сильный пожар, грозящий гибелью для всего. Это же произошло и в оном селении. И тогда бывшие во главе этого селения мудро решили просить их старца примирить граждан между собою и воздействовать на них словом увещания. С таким намерением они пришли к нему и изложили ему свою просьбу. Но старец указывал им на свои уста, поясняя знаком, что его слова связаны обетом молчания до самой смерти. На настойчивые их просьбы он со слезами указывал на свои уста и кланялся им. Но пришедшие к нему заявили: «Если ты не скажешь нам слово о любви, то кровь душ наших падет на тебя. Ты теперь еще можешь нас спасти: тебя уважают и послушаются тебя. А если ты нерадишь о нас, то что же, оплакивай нашу гибель. Но да вразумит тебя начальник мира и любви Христос, ради Которого ты взял подвиг. Мы же будем тебя ждать в нашей церкви в ближайший воскресный день; и придешь ли ты к нам или нет, мы все же будем тебя ждать». И сказав это, они ушли в печали, оставив старца в еще большей печали; и он усугубил свой подвиг поста и бдения...
И вот пришел назначенный день. Все селение с раннего утра собралось в церкви. Но старец не приходил. Минул полдень и день прошел, и наступил вечерний час, а храм также был полон людьми, как и раньше. И вот пронесся шепот, перешедший в гул: «Старец идет. Отец наш не оставил нас!»
Старец вошел в храм, и все ждут его слова. Но он, ничего не говоря, взял свечу и подошел к большому Распятию, которое находилось в храме. А час был вечерний, и в храме было темно. И вот он медленно поднес свечу к лику распятого Христа, к Его челу, увенчанному терновым венцом, и к каплям крови, стекавшим по Его челу, и к глазам, исполненным слез. Затем он медленно поднес свечу к деснице, пригвозденной ко кресту, и осветил рану, из которой струилась Его пречистая кровь. Затем медленно он поднес свечу к шуйце Христовой, пригвозденной ко кресту, из которой струилась кровь Жертвы Христовой, примирившей Бога с людьми. Затем, встав на колени, он осветил свечою язвы на ногах Спасителя, из которых струилась кровь Нового Завета. Затем он поднес свечу к прободенным копнем ребрам Христовым, из которых истекла кровь и вода жизни вечной, омовения от грехов человека и искупления его... И затем, положив свечу на место, старец тихо вышел из храма. И весь храм исполнился рыдания. Да, это было «слово» о Любви: Любви беспредельной, Любви всепрощающей, Любви Божией к человеку. И все поняли, что в этой любви Божией к человеку не должно быть нелюбви человека к человеку: в этой божественной гармонии Любви все должны слиться, и никто не должен вносить горечи личной злобы в этот океан беспредельной Любви... И что же? — Все примирились, все полюбили друг друга, все простили друг друга ради Христа, простившего всех нас, и зло ненависти, как какая-то большая черная птица, улетело из этого селения навсегда.
|
Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (28.05.2012) |
Просмотров: 1290 | |
|
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
|
| |
|