Вторник, 13.11.2018, 23:20
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [2]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Душеполезное чтение

Духовное утешение на пути ко спасению. Часть 5.

10. Возлюбленный, если я скажу тебе: не бойся Бога, — то этим самым я бы шел наперекор Священному Писанию, которое призывает человека бояться Бога. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12,13), говорит Премудрый. И Псалмопевец призывает нас: Приидите, чада... страху Господню научу вас (Пс.33,12). И апостол увещевает верных, говоря: Со страхом совершайте свое спасение (Фил.2,12). И, однако, внушение человеку страха перед Богом, представление Его в грозном виде, говорящего в громе и извержении вулкана, это скорее принадлежит Ветхому Завету и Синаю. Новому же Завету принадлежит более драгоценное: оно внушает нам любовь к Богу, которая изгоняет страх, потому что в любви нет страха, как это говорит апостол любви (1 Ин.4,18). В Ветхом Завете Бог представляется грозным Царем и карающим Судьею; в Новом Завете Бог представляется как любящий Отец, Который милостив к нам. В Ветхом Завете — предписания кровавых жертв; в Новом Завете — только одна Жертва: Сам Сын Божий, умирающий за спасение грешников. В Ветхом Завете — жертвенники, помазанные и залитые кровью бессловесных; в Новом Завете — на жертвеннике предлагается бескровная и словесная Жертва Святой Евхаристии. Поэтому, брат, сочетай в своей жизни и страх Божий, и любовь к Нему, и по мере возрастания твоей любви к Богу — а она неизбежно будет возрастать по мере твоего угождения Богу — будет убавляться страх твой, пока от него ничего и не останется, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин.4,18). Но если мы не поступаем по правде Божией, то, действительно, мы — еще на уровне не сынов Божиих, а неключимых рабов, и нам приходится бояться Бога. А если бы у нас была чистая совесть, то мы бы не боялись Бога, а со дерзновением взывали бы к Нему: «Авва Отче» (Рим.8,15) [Вы, не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8,15)]. Потому мы и смерти боимся, как самого процесса умирания и как ответственности, которую имеем дать Богу за свою жизнь. Но если бы мы были чистые сердцем, то мы бы не боялись ни того, ни другого, потому что мы бы знали, что идем на небо и там узрим Бога (Мф.5,8) [Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5,8)]. Вот, помню, в давнишние времена был я священником в одной деревне: умирал маленький мальчик, еще дитя совсем. Родители и все сущие в доме были прискорбны до изнеможения: единственно это дитя было в духовном покое. Родители молились и страдали и как бы не отпускали душу своего сыночка. И вот дитя это блаженное, обернувшись к родителям, сказало им: «Вот пришел Боженька. Отпустите меня к Нему». И родители ответили: «Иди к Богу, дитяточко наше». И блаженный отрок сразу же после этих их слов умер. — Да, ему нечего было бояться: никому он не сделал зла, ничем не обидел ни Бога, ни людей. Про нас, проживших жизнь, этого сказать нельзя. Но в оправдание нам служит вся тягота, вся трудность, вся мучительность жизни, которую приходится вести среди зла и тягот; мы согрешали и согрешаем. И, однако, если мы покаялись и по силам стараемся не делать зла, и любим Бога, и по силам стараемся о спасении своей души, то и нам не следует бояться смерти. Ведь подумай: какое счастье увидеть своего Творца, поклониться Богу и познать чистый, духовный мир! Посмотри, если человек кого-нибудь очень любит, то, чтобы быть с ним, он готов и на тяжесть путешествия через горы и по морям, лишь бы достичь его. Так и ты не думай о тяжести умирания, а думай о том, к Кому ты идешь и с Кем будешь. Помню еще, в юности был я среди воинов. Мы одерживали победу за победой, и враг отступал. И вот мы вели наступление: мы забыли и тяжкие бессонные ночи, и голод, и усталость, и жажду и как бы на крыльях шли вперед к нашей цели: полной победе над врагом. Так цель вдохновляет человека на борьбу. А у нас цель — победить врага-диавола и прийти к Богу навсегда.

11. Итак, брат, ты знаешь, что Бог есть любовь, и что Он так возлюбил тебя, что послал Сына Своего для спасения тебя, и Он умер за тебя на кресте. Знай еще и другое: Бог ведет тебя не к восстановлению прежнего, потерянного первыми людьми рая, а ведет тебя к чему-то НОВОМУ и БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШЕМУ и ДИВНОМУ. И, оборачиваясь назад, не смотри на то, что утерял для тебя Адам, а смотри вперед на то, что тебе обещал Бог и к чему тебя ведет Господь наш Иисус Христос и Дух Святым. Да, вместе с Адамом мы потеряли многое: рай, радость и возможность бессмертия — вещи великие и дивные. Но знай, что в твоем спасении ты получишь неизмеримо БÓЛЬШИЕ и БОЛЕЕ ДИВНЫЕ ВЕЩИ. Потому что рай, который имели первые люди, и Царство Небесное — не одно и то же; тот был земной, а это — небесное. Адам потерял прекрасный сад, насажденный Богом, именуемый раем; а ты призван жить в Небесном Новом Иерусалиме, еще несозданном, но уже уготовленном и имеющем прийти в бытие, величие которого нам приоткрывает божественный Иоанн Богослов (Откр. гл.21 и 22) [И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмъ Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь - в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая; И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни; И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (Откр.21;22,1—5)]. Тогда, по слову Писания, обновится яко орля юность твоя (Пс.105,2). Тогда ты возможешь, от имени твоего Господа, бросить вызов: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор.15,55). Тогда ты познаешь обещанные тебе новое небо и новую землю (Откр.21,1) [И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр.21,1)], (2 Петр.3,13) [Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр.3,13)], где, по слову пророка, веселие и радость приимет тебя; отбеже болезнь и воздыхание (Ис.35,10). И обрати внимание на точность изречения Священного Писания; так святые апостолы Иоанн и Петр, а прежде них — пророк Исайя, сначала говорят о новом небе, а потом и о новой земле, потому что ты уже будешь жителем неба, ты сам будешь небесным, по слову апостола Павла: Каков Небесный — Господь наш Иисус Христос — таковы и небесные — люди (1 Кор.15,48). Адам же, наоборот, был перстным, каковыми и мы теперь от него (1 Кор.15,45—49) [Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы, и небесные. И как мы носили образ третного, будем носить и образ небесного. (1 Кор.15,45—49)], почему ему и было сказано: Земля еси и в землю отыдеши (Быт.3,19). Но и под «новой землей» разумей опять же духовное и бессмертное. Так что ты видишь, насколько к большему тебя ведет Бог, чем то, что ты имел в Адаме, и в отношении твоего состояния и в отношении места твоего пребывания. О, брат, постарайся заслужить и получить это! Познай твое наследие, ради которого ты призван в эту жизнь, и не неради о сем, но каждую минуту, каждое мгновенье твоей жизни старайся угодить Богу и помни завет тебе Христов, который, кстати, я видел вырезанным на камне над дверями монашеских келий в одном монастыре и, конечно, утвержден в сердце спасаемых: БУДЬ СОВЕРШЕН (Мф.5,48).

С одной стороны, ты — в лучшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Потому что он еще не ведал горьких плодов греха, а ты знаешь, к чему привел грех. Он не знал ни немощей, ни состарения, ни смерти, а ты знаешь все это, и тебе известно, что твоя земная жизнь тяжка, и в то же время до какой степени она коротка и непрочна и превратна; так что сама эта жизнь научает тебя искать истинного, вечного и духовного. Ты сам видишь, что здесь нет ничего, на что ты можешь положиться, потому что все изменчиво, превратно и мимотечно, и как бы все говорит тебе: о, человек, ищи вечного, присносущного и надежного. А надежное и вечное — только у Бога. И потому, брат, повторяю: каждую минуту твоей жизни, каждое ее мгновенье не утеряй для угождения Господу Богу твоему.

С другой же стороны, ты в худшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Ему было легко жить; тебе — тяжело. Он не имел никаких забот, а ты угнетен многими заботами; ему земля сама от себя давала все, а тебе твоя жизнь ничего не дает без тяжких трудов и страхований, да и добытое иногда нелегко сохранить. Он был тогда, когда грех еще не существовал в человеческом роде, а ты живешь, так сказать, в отравленной атмосфере греха, когда грех наполнил и, подобно древнему потопу, наводнил всю землю и владеет тысячелетиями на земле: и демоны влекут тебя к греху, и люди, и в самом тебе таится бездна греховных вожделений; и всюду, на всей земле, вся жизнь стала сплошным воздыханием. Но знай, по той именно самой причине, что твой путь к спасению лежит чрез бедствия и невзгоды, чрез непрестанную борьбу с всемирным, включая и сущим внутри тебя злом, и при этом ты облечен в это смертное, страстное ив то же время многоболезненное тело, вот за все это тебе уготовано Богом славное спасение и величайшие почести и радости. Как я сказал выше, ты идешь путем к спасению новым и славным, и предвиденным для тебя Богом, потому что Бог, конечно, знал, что Адам согрешит и потеряет рай и что для спасения человека будет иной путь, освященный Кровью Сына Божиего и сущий под сенью благодати Святого Духа, почему и приводящий, как мы сказали, не к тому же самому, что имел и затем утерял Адам, а к чему-то несравненно большему. Да, он имел великую радость обитания в раю. Но, скажу тебе, радость его не была полной, почему Бог и сотворил ему помощницу и жену — госпожу Еву. А затем, у него не было полного знания Бога, почему он думал после грехопадения, что может скрыться от Бога и убежать от Неизбежного, и не ведал о той любви, какую к нему имел Бог, почему и не захотел тотчас же покаяться пред Ним. Кроме того, и сам он не имел той полноты божественной радости, которую несет с собою любовь к Богу; потому что, если бы он имел ее, он не согрешил бы; а если и согрешил, то немедленно и раскаялся бы; а этого не произошло, как ты знаешь. Нет, его радость не была полной. Для тебя же в Царстве, уготованном тебе от сложения мира (Мф.25,34) [Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25,34)], в радости будет полнота, потому что тебя обымет благодать Божия и любовь Его, и сам ты будешь исполнен любовью к Нему, и там ты не возымеешь нужды в помощнике или в помощнице, или в каком-либо ином утешении, потому что там всяческая для тебя и во всем будет Христос (Кол.3,11) [Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3,11)], так что об одиночестве не вздохнешь. Адам имел радость обладать свободой воли; но он не познал, что полная радость от этого бывает тогда, когда эта свобода воли свободно и от себя изберет добро и утвердится в нем непоколебимо и неизменно; а этого наши прародители не испытали: у Адама радость была неполная, потому ее и отнял от него диавол. А там, по слову Господа, радость ваша будет совершенна... и радости вашей никто не отнимет от вас (Ин.15,11,16,22). Но эту радость мы не можем даже и представить себе, потому что, по слову апостола, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2,9). Наконец, Адам имел славу, которая лишь немного уступала ангельской славе, как говорится, умалил ecи его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecи его (Пс.8,6); а для человека, спасающегося ныне уготована великая и большая слава; потому что по велению Божию Бог посылает ангелов как служителей спасения человека, по слову апостола: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр.1,14), и человек сподобится славы «сынов Божиих» и таковым наречется (Рим.8,14,19;9,26) [Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8,14); И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго (Рим.9,26)], (Гал.3,26) [Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал.3,26)], и этим самым будет подобным Единородному Сыну Божиему, как носящий Его образ (Рим.8,29) [Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим.8,29)] и наследником Божиим (Гал.4,7) [Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал.4,7)]. Видишь, брат, какая великая разница в степени славы между Адамом и человеком, имеющим ныне наследовать Царство Небесное?

<К началу

Далее>



Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (28.05.2012)
Просмотров: 522
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа