Пятница, 26.04.2024, 07:57
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы из Интернета [4]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Тихвинская икона Пресвятой Богородицы » Материалы из Интернета

Под покровом Тихвинской иконы. Пишет Александр Воеводский (окончание)
...Для себя я сделал пространный конспект книги. Конспект предназначен для экскурсий, а не для цитирования, потому, я, например, не сохранял пагинацию. Обращаю ваше внимание, что данный текст составлялся для себя, не блещет ни красотами стиля, и не является моим авторским произведением. Надеюсь, вы найдёте в этом чтении что-нибудь полезное. Если удастся первый опыт, я буду продолжать изредка делиться своими конспектами.

 
Переезд в Америку. Православие в Америке
Постепенно паства владыки Иоанна переселялась, и, поскольку большинство уехало в Северную Америку, он по собственной просьбе был принят в лоно Американской Православной Церкви.
 
Церковь эта ведет свою историю от первых миссионеров в Русской Америке, и существовала в качестве епархии задолго до революции. Она находилась в натянутых отношениях с РПЦЗ, претендовавшей на руководство всеми православными приходами вне России, а после ареста патриарха Тихона заявила об автономном статусе, за что руководители были отлучены Тихоном. Незадолго до обращения владыки Иоанна, эта Церковь подала прошение о воссоединении с Москвой, но сохранении автономии, на что патриарх Алексий пойти не мог, так что вплоть до падения советской власти Американская церковь осталась автономной. Помимо русских, эта Церковь окормляла бывших униатов Украины, русинов, болгар, румын, греков, сирийцев и англоязычных американцев. Но после Революци многие национальности откололись, хотя часть потом вернулась.
 
Наиболее деятельное участие в переезде владыки сыграл епископ Иоанн Шаховской, ставший впоследствии его близким другом. Он возглавил работу по оказания помощи православным Европы.
 
В отличие от дореволюционного Православия в России, Американская Митрополия финансировалась только прихожанами и не занималась коммерческой деятельностью. Из-за этого приходы и приходские советы рассматривали священников как наемных служащих, часто вступали в споры с ними и с митрополитом, старались платить как можно меньше и часто не вносили деньги для поддержки митрополита и семинарии. Епархий как таковых не существовало, епископы были практически викариями. При малейшем давлении приходы могли уйти в раскол или другую юрисдикцию. Кроме того, многие прихожане были настроены в пользу коммунизма и недолюбливали европейских беженцев. Духовенство тоже опасалось их опыта и образованности.
 
Попытка Советских властей заполучить чудотворную Тихвинскую икону Богоматери 
Незадолго до отъезда советское руководство от репатриированного беженца узнало, что нашлась Тихвинская икона. Икону потребовали обратно. От имени митрополита Ленинградского Григория Чукова председателем Совета по делам Церкви Карповым в берлинских газетах была напечатана статья, обвиняющая владыку в измене родине и церкви, и похищении иконы. Но американские власти так и не выдали ни икону, ни владыку.
 
Братство Петра и Павла
В связи с отъездом большинства паствы, владыка Иоанн озаботился миссионерской работой среди европейцев, прежде всего, немцев. При поддержке русской вдовы немца Веры Крегер, и под руководством владыки было организовано Братство святых Петра и Павла. Задачей братства было познакомить немцев с Православием. Этим мог заниматься владыка Иоанн потому, что он знал немецкий и понимал немецкие культурные особенности. Была издана одна книга и первый номер журнала. Братству помогала также РПЦЗ и РСХД. Владыка Иоанн продолжал поддерживать общество и после своего отъезда.
 
После отъезда владыки за ним потянулись и остальные священники, так что к 1955 г остался один Августин, который передал свою паству РПЦЗ.  
 
Первые годы в Америке
Переезд владыки Иоанна состоялся спустя два года - сначала американцы долго не хотели пускать его престарелую мать, потом не хватало денег на билет из-за денежной реформы, обесценившей все сбережения. Помог Толстовский фонд и благотворительная организация Church world service. Перед отъездом он усыновил Сергея, и тот взял его фамилию, хотя владыка всё время напоминал ему о его русских родителях.
 
22 июля 1947 г владыка Иоанн вместе с матерью и иконой прибыли в Нью-Йорк. Его встретил заранее приехавший Сергей и Иоанн Шаховской. Им отвели комнатку на хорах кафедрального Покровского собора. Сергей снова устроился лаборантом фотомастерской. Комнатка была маленькой и темной, зато снежной со швейной мастерской, где мог работать и владыка. Он готовил на всех еду. Матушка боялась выходить на улицу, поскольку впервые оказалась в таком большом городе, поэтому владыка сам закупал продукты на рынке. Он всегда ходил в рясе, чем вызывал удивление ньюйоркцев, и воспринимал это как часть миссионерского подвига. В ожидании возвращения из Сан-Франциско митрополита Феофила, он много читал, и начал собирать марки. Он вел обширную переписку с оставшейся в Европе паствой, многих удавалось официально пригласить в США в качестве рабочих для фермы Тихоновского монастыря, он отправлял продукты и лекарства на собранные пожертвования.
 
К сожалению, не удалось создать ни одной латышской православной общины, так как латыши в Америке жили рассеяно. Икона же была установлена с Покровском соборе. После импровизированных лагерных церквей, владыку поразило великолепие храмов. Ввиду почти постоянного отсутствия митрополита Филофея и епископа Иоанна, владыка часто служил в Покровской церкви перед Тихвинской. Эти службы собирали множество прихожан. Кроме того, с иконой он посетил Тихоновский монастырь и Толстооскую ферму.
 
Назначили его на Детройтскую и Кливлендскую кафедру, но епархии, епархиального управления и епархиальной жизни как таковой не было. Не было кафедрального робота, и приходы не хотели епископа. А итоге владыка просто подписывал бумаги, а жил в Нью-Йорке.
 
4 марта 1950 г умерла матушка Анна. Её похоронили в Тихмновском монастыре. После этого он вместе с иконой отправился в большое путешествие по Канаде. Везде встречали очень радушно. Очень интересовались и не православные. Затем он отправился на Запад, и в Сан-Франциско нашел то православие, о котором мечтал. Икону приглашали в квартиры, он посетил их тысячи.
 
В 1951 г женился Сергей на Александре Иовиной, с которой познакомился ещё в Германии. Она работала медсестрой. Владыка называл её доченью. На свадьбе было множество друзей по европейским лагерям. Молодые поселились в новом доме. Родилось три внука и две внучки. В 1957 Сергий был рукоположен священником.  
 
Правая рука митрополита Леонтия
Во время визита иконы в Сан-Франциско там умер митрополит Феофил. Новым митрополитом на соборе был избран Леонтий, служивший в Америке ещё с дореволюционных времен. Владыка Иоанн стал его правой рукой. Помимо своей епархии, куда он изредка наезжал он был викарием Бруклинским, и часто служил в Покровском соборе, фактически замещал митрополита по широкому кругу вопросов, и занимался широкой благотворительной деятельностью. Так, когда закончились деньги на содержание кафедрального собора, владыка придумал провести благотворительную ярмарку работ кафедрального сестричества, что позволило погасить долги. Кроме того, он по-прежнему много ездил с иконой, посещал приходы разных юрисдикций. Она стала главной святыней Американской Церкви.
 
Он также поддержал расширение практики богослужения на английском языке (сохраняя и церковнославянский) хотя проповеди произносил исключительно на русском с английским переводчиком (потому, что говорил экспромтом, и ожидание переводчика давало время подготовиться).
 
Проблему взаимоотношений Американской митрополии и РПЦЗ он видел так: американская церковь должна стать полноценной поместной церковью, а РПЦЗ - это временная церковь-беженка, которая должна существовать вплоть до падения советской власти.  
 
Архиепископство
В 1957 г он был возведен в сан архиепископа Чикагского и Минеапольского. В новую епархию вошла и старая. Приходы располагались на территории 11 штатов. Предыдущий епископ Даниил настроил против себя всех своим деспотическим стилем руководства. В итоге он был спят, перешел под власть Москвы, но и там не ужился и был отчислен за штат. Вопреки ожиданиям, владыку Иоанна встретили с восторгом. Икона была поставлена в Троицком соборе в Чикаго. У самого владыки появилась нормальная квартира, где он расставил свои книги. Владыка по-прежнему готовил себе сам, только убираться приглашал горяче любимого старшего внука Александра, которому платил за это. Часто навещал и Сергея.
 
Владыка сразу взялся за дела. Ему пришлось заново создавать епархию, беседовать с прихожанами, укреплять единство Церкви. Он улаживает конфликты, принимает приходы из других юрисдикций, строит новые храмы, устанавливает стипендии семинаристам.
 
В епархии его очень любили. Он с трудом отбился от предложения построить большую резиденцию для него, и несколько лет убеждал митрополита не награждать его бриллиантовым крестом на клобуке, о чём просила епархия.
 
Для нужд епархии была куплена ферма близ Чикаго, куда переехал и владыка. Там планировалось проводить совещания, детские лагеря и т. д.
 
Митрополит Ириней и судьба Православия в Америке
Незадолго до смерти митрополит Леонтий встречался с митрополитом Никодимом Ротовым. После его смерти был избран Ириней, епископ Японии, уроженец Польши в составе Российской Империи, ставший священником, и, как и владыка Иоанн, служивший в лагерях беженцев. Монашество он принял только после смерти жены, уже в Америке.
 
Многие предлагали объединить все православные юрисдикции Америки под омофором Вселенского патриарха. К Афиногору ездил протопресвитер Александр Шмеман, но тот отказался. В итоге Ириней встретился с митрополитом Никодимом, и Американской Церкви была дарована автокефалия. В том же году был канонизирован первый американский святой - Герман Аляскинский.
 
Последние годы
В 1976 г, 78 лет, он передал Тихвинскую икону Сергию, а сам подал прошение об уходе на покой. Ранее он неоднократно говорил Сергею возвратить икону в Тихвин когда возобновится монастырь, и когда не будет больше преследоваться Православие. Отпустили его только в 1978 г, после ухода на покой Иринея и избрания митрополита Феофила. Он переехал к сыну. Там он успел рукоположить любимого внука в диаконы, а вскоре Феодосий рукоположил его во священники.
 
Владыка Иоанн умер 11 апреля 1982 г, на Вербное Воскресение. Похоронили его рядом с матерью. Похороны были очень торжествены, возглавил их сам митрополит, в сослужении нескольких епископов и более 50 священников. Проповедь говорил протопресвитер Александр Шмеман.
 
 
Гаврилин А.В. Под покровом Тихвинской иконы.
Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса).
СПб, Тихвин, 2009
 




Источник: http://bogumil.livejournal.com/271849.html
Категория: Материалы из Интернета | Добавил: Феодоровна (17.10.2010)
Просмотров: 962 | Теги: Тихвинская икона, Сергий Гарклавс, Пресвятая Богородица, Латвия, Иоанн Гарклавс
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа