Суббота, 27.04.2024, 03:08
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 3/4 (20/21). Март-апрель 1944 г. 3-й год изд.

 
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Экзарха, Митрополита Литовского Сергия
 
Христос Воскресе!
 
Возлюбленная о Господе Паства наша
и дорогие наши гости, православные русские беженцы!
 
Этим всенародным приветствием обраща­юсь я к вам, возлюбленные, в Светлый день Христова Воскресения. Снова у вас славное торжество: «Смерти празднуем умерщвление, иного жития вечного начало!» Господня Пас­ха! В годину тяжелых испытаний и пережи­ваний, в годину борьбы и разрушений Гос­подь сподобил нас вновь услышать, ощутить верующей душой, что ночь крестного пути нашего Спасителя, ночь страданий до смерти, Его смерть и погребение, сменились ра­достным утром Воскресения. Верим, что и на­ша смертная ночь сменится ярким днем воз­рожденной, воскресшей жизни. Кто же отоз­ван будет в селения вечные, тот, праведно по­трудившийся, там да приобщится сего вели­кого торжества!
 
Радуйтесь людие и веселитеся! Знаю, что по человечески прискорбна есть душа ваша от всего происходящего вокруг нас. Но ника­кая скорбь не может превозмочь радости Воскресения и не может не раствориться в светлое утро Христово от Ангельского при­ветствия: «Радуйтесь!» Что ищите живого среди мертвых? Воста! Умерщвлена смерть и царствует жизнь! Вот это-то ощущение лич­ности, жизни во Христе и Его Церкви Право­славной, присуще нашей русской душе—хри­стианке. Поэтому, как бы ни тяжело нам бы­ло в жизни, каких бы жертв не требовала от нас борьба между наступающим злом и защищающейся правдой, — мы радуемся, ибо празднуем адово разрушение, иного жития начало.
 
Особенно тяжела доля беженцев. Лиши­лись вы всего, — родного угла, хозяйства, растеряли своих близких и родных, лиши­лись своих святынь, храмов и Родины.
 
Великая скорбь, но не настолько она об­ладает вами, чтобы вы, опустив голову, безучастно смотрели на будущее. Нет! Большинст­во живет неистребимой верой в возрождение России и надеется твердо на возвращение домой. А понимаете ли вы, русские люди, что залог такой веры в светлое будущее сохра­нили мы потому, что при всех лишениях не потеряна нами душа право­славная, эта сокровищица всей на­шей многовековой исторической жизни. Она-то послужит, подобно гробо­вой пещере плотию уснувшего, источ­ником нашего воскресения, а в эти светлые дни Пасхи — источником духовной радости.
 
Стойте и мужайтесь, храня и оберегая свою православную душу, не давайте врагу нашего спасения сеять в ней уныние и сму­щение, падать под тяжестью несомого жиз­ненного креста. Не ропщите на Господа. Пом­ните, как помнили наши предки в годину искушений, что в мрачную темницу жизни при­шел Воскресший из мертвых Христос, дал нам вкусить «нового пития» Своей любви, осветил нас Светом Своей наземной радости. Нам ли теперь в скорбях не дорожить этой радо­стью, не беречь ее паче жизни своей, как драгоценную жемчужину, ради которой ли­шился всего имения мудрый купец.
 
Не теряйте Христа! Пережив хоть раз сердцем всю правду Его обетований, неужели мы уйдем от Него и потерям Его, как уже многое другое нашему сердцу потеряли? Услышав сегодня слово: «Радуйтесь! воисти­ну воста Господь!» Неужели мы только на сегодняшний день и останемся христианами, а завтра падем духом, искушая своим ропта­нием Промысл Божий в нашей жизни? Нет! Будем помнить слова апостола: «Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живым же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. VI, 9-11». Итак, если мы сознаем себя православными людьми, то мы обязаны жить для Бога, прежде всего, жить верой своей право­славной, ее заветами освещать путь жизни. Если же у тебя нет этого сознания, то, зна­чит, живешь ты не по настоящему, встречаешь Воскресшего с недостаточно ясной верой, без надежды на грядущее счастье Родины и с слишком слабой любовью к своему спасе­нию. Отсюда и причина нашего четверть векового угнетения и падения. Потеряв освя­щенный веками путь наших предков, светлый путь веры православной, являемся мы сей­час «посмешищем всего мира», влача свое существование в слезах, безрадостных тру­дах и горе. Как нельзя ярче, история этих лет раскрыла перед нами ту правду, что рус­ский народ, повернув на ложную дорогу заимствований нехристианских, чуждых ему правил жизни, отклонившись от Православия, начал распадаться в общем укладе своего жизненного строя и с логической последовательностью развил чуждые русской душе на­чала быта материалистического, выработал тип русского безбожника, породив далее безобразнейший мятеж против Родины, про­тив христианства; мятеж, ужасающий и теперь всю вселенную. Сейчас перед нами задача: найти самих себя, воскресить душу свою, най­ти национальные ценности. Все это, несомнен­но, возможно, но при условии безоговорочного включения в борьбу против зла боль­шевизма, готового поглотить нашу неокреп­шую в борьбе душу, отяжелевшую в безплодной погоне за миражем счастья. Не щадя своих сил, перенося с твердостью временную разлуку с близкими, ты должен стать в ряды тех, кто ведет борьбу с поработителями на­шей Родины — большевизмом, кто жаждет воскресения Отчизны, обновления личной жизни. Если ты — русский, то для тебя будет понятна ценность и важность этого подвига. Если ты — православный, то ты поймешь, что без духовного твоего воскресения и возрож­дения бесплодны будут все твои труды. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий». А чтобы не напрасны были тру­ды, а благословенны, вспомним слова апосто­ла: настало время, когда нам «следует очи­стить свою совесть от дел смерти, чтобы слу­жить живому Богу». (Евр. 9, 14).
 
Да будут далеки от нас несогласия, злоба, ревность и преступные намерения. Пусть во всем царствует первая из добродетелей пра­вославного русского человека — всеобъем­лющая любовь! В нашей ночи уже засияла утренная звезда надежды, но скоро «нощи прешедшей, возсияет день». Воскрес Христос и жизнь жительствует! Тогда все потрудивше­еся в первый и последний час внидут в ра­дость Воскресшего, в радость Церкви Православной и нашей обновленной, любимой Родины.
 
Русская православная женщина! Твоя душа умела мужественно переносить все скор­би на голгофе личных и общественных страданий. Ты являлась и основоположницей на­шего исконного национального воспитания. Вникни в состояние души же мироносиц, и тодга удостоишься ясно узреть своего Учи­теля и Спасителя. «Еще сущей тьме» идут вернии ученицы ко гробу поруганного и звер­ски казненного Учителя. Несут они земную любовь: «ароматы, яже уготоваша» (Лук. XXIV, I), и, что еще дороже — слезы благоговенной любви. Не смутили их страдания бо­жественного Учителя, не поколебалась твер­дость их сердца от позора Его смерти и от насмешек бездушной толпы над ними. И что же встретило сих жен у гроба? Вместо воинов — Ангелы, вместо пещерной тьмы — невещественный свет Воскресения, вместо, надгробных рыданий—«радуйтеся!» Шедшие в скорби земной, но с твердым упованием духа веры, возвратились они благовестницами радости воскресения и первые научили величайшей истине «новой жизни» тех, кому надлежало научить все языки (Мт. XXVIII, 19). Сохраняешь ли ты и теперь, русская женщина, в дни скорби и тесноты, в дни новых поруганий над Христом и Его законом твердость своей любви к Нему? Поддерживала ли ты свет Христова мира, и Его начала новой жизни в своей семье, в детях и близких тебе людях, когда тебя четверть века учили безбожию? Если поступаешь и поступала так, то близка тебе радость воскресения. Знаю, что, несмотря на всю тяжесть жизненных условий, ты, пройдя скорбный путь позора и обид вернешься благовестницей воскресшей Родины. Напряги же все свои силы в борьбе со врагом христианства и Родины. Ты первая должна стать в ряды тех, кто защищает правду жизни, — Правду, которая служила основой твоего семейного счастья и народного величия. Если же искусила тебя жизнь, пала ты под тяжестью переносимого креста, — бодро встань, пойди на гроб Христа, неся ароматы твоих добрых дел, раствори их слезами любви и тогда радость воскресения озарит твою измученную душу, ты ощутишь начала истинной жизни и приобщишься общей радости обновления.
 
Слово мое и к вам, пастыри Литвы, Лат­вии и Эстонии. На вас история возложила особые обязанности, когда все мы не можем пройти мимо лежащего в ранах (Лук. 10—31). Все силы на помощь душе православной, ду­ше русского человека! Не забывайте, что вы — служители Христовы, провозвестники Воскресения и проповедники Его любви. Вы должны во всем давать пример добрых дел, — в учении, в сохранении Истины православия, в соблюдении заветов Отцов и учителей, произнося только слова святой любви, дабы наши противники боялись сказать о нас что либо дурное. Старайтесь кротким и дружеским обращением приобрести доверие заблудшего, объяснить ему обязанности, обращать его внимание на погрешности, предостерегать, увещевать или угрожать ему. Стре­митесь сами к совершенству в любви, зная, что человеколюбие и милосердно, но близок и суд для не подвизавшихся подвигом доб­рым (2-ое Тим. 4, 7-8).
 
Все же мы, православные, в «Сей наре­ченный и Святый День» радостью обымем друг друга, прощая все во имя Воскресшего. Воскрес Христос, и остался поруган и бесси­лен отец лжи, исконный человекоубийца — диавол (1оан. 8, 44). Жизнь победила, смерть и зло приведены к ничтожеству и пустоте, ибо воистину возста Господь, начаток умершим бысть.
 
 
 
Пасхальное слово
свят.Иоанна Златоуста
 
Кто благочестив и боголюбив, да насла­дится ныне сим святым и светлым торжеством! (Лук. 14, 17). Кто раб благоразумный, да внидет с радостью в радость Господа своего (Мф. 25, 21). Кто потрудился среди поста, да приимет ныне динарий (Мф. 20, 13). Кто работал с первого часа, пусть получит всю должную пла­ту! Кто пришел и после шестого часа, пусть не беспокоится; ибо ничего не лишится. Если бы ты замедлил и до девятого часа, то при­ступи без всякого опасения. Когда бы даже иной успел придти только в одинадцатый час, то и такой да не страшится своего замед­ления. Ибо домовладыка наш любочестив и щедр; приемлет и последнего как первого, успокаивает пришедшего в одинадцатый час так-же, как трудившегося с первого часа. Он и о первом печется; и о последнем милосерд­ствует, и тому дает, и сему дарует; о делах радуется, но и намерения с любовью приемлет; действию воздает всю должную часть, но и доброе расположение хвалит. — Итак все, внидите в радость Господа Нашего! Пер­вые и последние получите награду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудивши­еся и нерадивые, почтите настоящий день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Те­лец велик и упитан: никто не уходи голодным! Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйтесь на бедность, ибо для всех на­стало Царствие. Никто не плачь о грехах сво­их: ибо из гроба воссияло прощение. Никто не страшись смерти: ибо от нея освободила всех нас смерть нашего Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад и огорчил того, который коснулся Его плоти. Давно предузнав сие, Исайя воскликнул: ад огорчился, сретив Те­бя в преисподних своих (Исайя 14, 9). Огор­чился он: ибо опустошен. Огорчился, ибо по­срамлен. Огорчился: ибо умерщвлен. Огор­чился: поелику весь сокрушен. Огорчился: поелику связан весь. Взял плоть, а нашел в ней Бога. Взял землю, а нашел в ней Бога. Взял землю, а нашел в ней небо! Взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал! — Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (I кор. 15, 55). Христос воскрес: и — ты низложился! Христос воскрес: и — пали демо­ны! Христос воскрес: и — радуются Ангелы! Христос воскрес: и — водворяется жизнь! Воскрес Христос: и — нет ни одного мертво­го во гробе! Ибо Христос воскресший из мертвых, начаток умерших бысть (I Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
 
 
 
Светозарная ночь
 
Тихо гаснет вечерняя заря великой суббо­ты, этого торжественного своим безмолвием дня мирового покоя. «Царь царствующих и Господь господствующих» «спит» (Бпифаний Кипрский). Творец и Царь мира, — сня­тый с голгофского креста, на котором была пролита Его бесценная кровь за спасение всего мира и всякой души, «унесенный в цве­тущий сад, осыпанный ароматами, укутанный плащаницей, облитый слезами друзей, обви­тый их погребальными молитвами и песнями исходными» — покоится плотски во гробе, заваленном камнем и охраняемом кустодией, но, как Бог, «в аде душою, в раи с разбойни­ком, и на престоле со Отцем и Духом».
 
В полумраке храма перед образом гроба - плащаницей, украшенной цветами и ярко освященной тысячами свечей, начинается чте­ние книги Деяний Апостолов. Собравшиеся задолго до полуночи, по примеру древних христиан, верующие переносятся в первохристианскую эпоху, когда Воскресший Господь в продолжение сорока дней являлся верую­щим, когда после Его с горы Масличной Воз­несения обильно полились на слабое еще че­ловечество потоки божественной благодати. «Самовидцы Спасовы», апостолы, сперва роб­кие и боязливые, после сошествия Святого Духа стали неутомимыми, смелыми, безбояз­ненными проповедниками Воплотившегося и Воскресшего Слова, и, подобно молнии про­неслось по вселенной их огненное слово. За­жигались души, одна от другой, как свеча от свечи, радостною вестью о спасении и по­беде над злом мира и смертию, и ярко свети­ли во мраке язычества. Никакие скорби, ли­шения, гонения, мучения и даже смерть не могли погасить этого пламени живой веры в Господа. Радостию Его Воскресения жило первохристианство. «Если Христос не вос­крес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», пишет корифинской общине великий апостол языков, «паче других по­трудившийся». Но «Христос воскрес из мер­твых, первенец из умерших», и перед верой скромных галилеян склонился одряхлевший духом великий языческий мир. Церковь про­цветает уже в самом сердце его, в седмихолмном Риме, и апостол языков имеет здесь великий успех. Дочитывается последняя стра­ница Книги Деяний, и начинается полунощница, исключительная в церковном году. Еще полночь, еще не алеет утренняя заря, но в сердцах верующих уже загорается заря Невечернего Дня. Св.Церковь еще раз пред­лагает канон дня великого покоя, но уже иначе звучат слова этого дивного творения. Субботний покой позади; чувствуется при­ближение великого момента, и он с нетерпе­нием ожидается. При пении ирмоса 9 песни «Не радый Мене, Мати» священнослужители поднимают плащаницу и относят ее через отверстые Царские врата в алтарь. Полунощница заканчивается. Храм ярко освещен и, по уставу, наполняется благоуханием фимиана — образом обилия благодати Божией. Мол­чание...
 
Наступила великая радость на небе. «Вос­кресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах» доносится из алтаря радостное пение священнослужителей. «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
 
Отверзаются Царские врата и не затворя­ются до Светлой субботы в знак того, что воскресением Христовым отверзт вход на не­бо и рай. Из храма северными дверями выхо­дит крестный ход и обходит его при ликую­щем пении «Воскресение Твое...» и под тор­жественный звон колоколов, знаменующий победу над адом и смертию. Верующие идут навстречу Восходящему солнцу. Крестный ход останавливается перед затворенными две­рями храма. Смолкает звон и пение. Молча­ние. Верующие же «вси стоят держаще свечи своя, со вниманием молящеся в себе и благодаряще нас ради Пострадавшего и Воскрес­шего Христа Бога нашего». И в тиши ночи под звездным небом раздается: «Слава Свя­тей, и Единосущней, и Животворящей, и Не­раздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Священнослужители велеглас­но поют неизреченно радостное славословие «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот да­ровав». Солнце-Христос взошло и лучами Своего Воскресения попалило смерть и оси­яло вселенную. Тропарь многократно повторя­ется со «сладкопением»; при последнем пении предстоятеля «вышним гласом» «Христос Воскресе» отверзаются двери, и крестный ход в ликовании входит в храм. Крестом и Воскресением открыт вход в Царство Небес­ное. Все это наполняет душу радостью неиз­реченного, и в ответ на приветствие «Христос Воскресе» несется из глубины души ликую­щее «Воистину Воскресе». Великая ектения. В эту ночь, когда празднуется «смерти умер­щвление», с каким то особенным умиротво­ренным чувством возносятся прошения. Чув­ствуется вселенскость Церкви, в которой нет граней пространственных, временных, наци­ональных. Внидите вси в радость Господа своего». Святая Церковь предлагает обиль­ную духовную трапезу всем, в разных концах мира, на разных языках. И эта духовная тра­пеза начинается каноном златословесного Иоанна Дамаскина: «Воскресения день, про­светимся людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небесем Христос нас приведе, победную поюще». Канон проникнут наземной, неизреченной радостью. «Христос бо воста: веселие вечное». В лико­вании соединяются небо и земля, невидимый мир ангельский и торжествующая небесная Церковь и человеческий род, Церковь земная, воинствующая среди зла мира. Смерть побеждена: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечные, содержащия связанная, Христе». Эту же победу прославля­ет «свирель церковная» преп.Роман в конда­ке, поемом после 6 песни: «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси, яко победитель, Хри­сте Боже, женам мироносицам вещавый «радуйтеся» и Твоим апостолом мир даруяй, пад­шим подаяй воскресение».
 
«Исходящу Христу из гроба» Св.Церковь приносит пение вместо мира святых жен, шедших пред зарею ко гробу помазать Христово тело, принести единственное, что могла их горячая любовь к Нему.
 
«К Тебе, о Солнце прежде солнца, в день он зашедшее во гроб, спешили девы пред за­рей, Тебя ища, как утро дня. И друг ко другу говорили: «Пойдем, подруги, благовонием помажем Тело Живоносца. Он погребен, но Плоть его, теперь лежащая во гробе, восста­вит падшего Адама... О, поспешим же, как волхвы, Ему поклонимся, и миро Ему, как дар, мы принесем, повитому не пеленами, но плащаницею. И плача, возопием: «Восстань, Владыка — и падшим даруй воскресение» (Икос) Святая Церковь призывает чад своих, видевших Воскресение Христово, Ему поклониться. «Се бо прииде крестом радость всему миру». «Поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Цер­ковь снова воспевает «смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного на­чало и играюще поет Виновного», Облачив­шего смертное в благолепие нетления. Церковь приглашает чад своих в эту «священную, всепразднственную и светозарную ночь» «приобщиться божественному веселию», ко­торое достигает высочайшего напряжения при пении 9-ой песни «Ликуй ныне и веселися Сионе», «Веселитеся людие», «Всякая тварь веселится и радуется, яко Христос Воскресе» и с нами «неложно обещался быти, до скончания века». И, имея «утверждение надежды» в этом «божественном, любезном, сладчайшем гласе» Спасителя, радуемся. В этот момент высшего духовного напряжения, сознавая всем существом, что эта «светозарная ночь» является лишь предварением будущего неве­чернего Дня, душа обращается ко Христу-Пасхе (I Кор. V, 8) с молитвою: О, Пасха ве­ликая и священейшая Христе, о Мудросте и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Те­бе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!»
 
Прославляется и Пресвятая Богородица «добрая и непорочная в женах и красная», которой, по преданию Церковному, ранее всех явился Господь Иисус по Воскресении. Еще раз славится вечная победа в экзапостиларии «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскрес еси: Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение!»
 
Стихиры «на хвалитех» постелено стано­вятся все более радостными и ликующими. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Сей день, его же сотвори Господь, возраду­емся и возвеселимся вновь», «ибо из гроба днесь, яко от чертога, воссия Христос». И эта радость соединяет весь мир в единую брат­скую семью. «Христос Воскресе!»
 
В потоках радости тонут все скорби, печали, настроения, недо­разумения, злые чувства. «Друг друга объимем и ненавидящим нас простим вся воскре­сением». И под несмолкаемое пение «Христос Воскресе» начинается глубоко-умилитель­ный обряд христосования пред лицом Воскресшего Господа. Любызают Св.Крест, Св.Евангилие, св.иконы. Верующие, живущие на земле, христосуются со святыми. Преграды между небом и землей нет. Небо сошло на землю, и земное поднято на небо. Лобыза­ются верующие между собою, выражая ра­дость и братскую любовь. Словами «Христос Воскресе» подражают ангелу (Мр. 16, 1—16), а «Воистину Воскресе» и ученикам Господа (Лук. 24, 34). Христосуются и с умершими для земли, но живыми во Христе, Победителе смерти.
 
Всем известен прекрасный обычай при христосовании вне храма давать друг другу яйца, окрашенные обыкновенно в красный цвет. Существует трогательное предание, что святая мироносица Мария-Магдалина после Вознесения Господа, проповедуя о Воскрес­шем в столице Римской империи, пришла к императору Тиверию и дала ему красное яйцо со словами пасхального приветствия «Хри­стос Воскресе». Святая мироносица поведала повелителю вселенной, обоготворяемому граж­данами Рима, что на далекой окраине его мо­гущественной империи явился Бог во плоти, Победитель смерти. Яйцо, которым обменива­ются при христосовании, является символом Воскресения Христова. Яйцо кажется мерт­вым, но под его скорлупой нарождается жизнь — и Христос, субботствовавший в холодном гробе, воскрес из этого мрачного жи­лища смерти. Кроме того яйцо, носящее за­родыш жизни, который может развиться под влиянием теплоты, побуждает нас к духовно­му развитию и совершенствованию, которое достигается при помощи согревающей и ос­вящающей благодати Божией. Красный же цвет напоминает нам о той крови, которая пролилась за нас на Кресте, путь от которого идет к Воскресению.
 
Кончилось христосование; умолкли слова пасхального гимна, и вселенная оглашается словом «златоустого Иоанна». Великий все­ленский вития от имени Господа призывает всех насладится «доброго и светлого торже­ства», всех, постившихся и непостившихся, пришедших в первый час и в одиннадцатый, богатых и убогих. «Войдите все в радость Господа». «Ликуйте друг с другом», «наслаж­дайтесь пиром веры». Ибо ад пленен, смерть побеждена». Воскресе Христос, и жизнь жи­тельствует». И Церковь в духовном восторге тропарем прославляет великого Златоуста.
 
Ектения и утреня заканчивается. Сразу же следуют часы. Великая радость о Воскресе­нии не дает места рыданию об убожестве и оплакиванию своих грехов — «Воссияло Про­щение из гроба». Не слышно обычно читае­мых псалмов: они заменяются пением пас­хальных гимнов. Прославляются и победа над смертию, и жены мироносницы, и живоносный «рая краснейший и светлейший вся­кого царского чертога, гроб Спасов, источ­ник нашего воскресения». И последнее при­ветствие «радуйся» верующая душа посыла­ет «Всевышнего освященному божественному селению» Богородице, «Ей (через Нее) бо дается радость и нам». Пропеты часы, и благо­словением «Царства Отца и Сына и Святого Духа» начинается литургия, литургия радо­стная, светоносная. Один из главных момен­тов ее — чтение Евангелия Тайнозрительного Орла о вечном бытии Слова, о Его вопло­щении. Только вечное Слово могло победить смерть и грех и для этого Оно и воплотилось. Евангелие особо торжественно под колоколь­ный звон читается на многих языках, чтобы подчеркнуть вселенскость Церкви, в которой нет «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни ски­фа, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). И снова после переложения хлеба и вина в Те­ло и Кровь Христову радостно звучат пас­хальные песнопения: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, ра­дуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся». «Святися, святися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия, ликуй ныне и веселися Сионе; Ты же, Чистая, красуйся Бого­родице, о восстании Рождества Твоего».
 
Литургия кончается; загорается утренняя заря. И радостный трезвон возвещает еще раз вселенной о великой радости светозарной ночи Воскресения, «Христос бо восстав от мертвых, начаток усопшим быеть». — Тому слава и держава во веки веков, аминь.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (25.10.2010)
Просмотров: 1110 | Теги: Православный Христианин, № 3/4 (20/21), 1944 г., журнал, Март-апрель
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа