Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Экзарха, Митрополита Литовского Сергия
Христос Воскресе!
Возлюбленная о Господе Паства наша
и дорогие наши гости, православные русские беженцы!
Этим всенародным приветствием обращаюсь я к вам, возлюбленные, в Светлый день Христова Воскресения. Снова у вас славное торжество: «Смерти празднуем умерщвление, иного жития вечного начало!» Господня Пасха! В годину тяжелых испытаний и переживаний, в годину борьбы и разрушений Господь сподобил нас вновь услышать, ощутить верующей душой, что ночь крестного пути нашего Спасителя, ночь страданий до смерти, Его смерть и погребение, сменились радостным утром Воскресения. Верим, что и наша смертная ночь сменится ярким днем возрожденной, воскресшей жизни. Кто же отозван будет в селения вечные, тот, праведно потрудившийся, там да приобщится сего великого торжества!
Радуйтесь людие и веселитеся! Знаю, что по человечески прискорбна есть душа ваша от всего происходящего вокруг нас. Но никакая скорбь не может превозмочь радости Воскресения и не может не раствориться в светлое утро Христово от Ангельского приветствия: «Радуйтесь!» Что ищите живого среди мертвых? Воста! Умерщвлена смерть и царствует жизнь! Вот это-то ощущение личности, жизни во Христе и Его Церкви Православной, присуще нашей русской душе—христианке. Поэтому, как бы ни тяжело нам было в жизни, каких бы жертв не требовала от нас борьба между наступающим злом и защищающейся правдой, — мы радуемся, ибо празднуем адово разрушение, иного жития начало.
Особенно тяжела доля беженцев. Лишились вы всего, — родного угла, хозяйства, растеряли своих близких и родных, лишились своих святынь, храмов и Родины.
Великая скорбь, но не настолько она обладает вами, чтобы вы, опустив голову, безучастно смотрели на будущее. Нет! Большинство живет неистребимой верой в возрождение России и надеется твердо на возвращение домой. А понимаете ли вы, русские люди, что залог такой веры в светлое будущее сохранили мы потому, что при всех лишениях не потеряна нами душа православная, эта сокровищица всей нашей многовековой исторической жизни. Она-то послужит, подобно гробовой пещере плотию уснувшего, источником нашего воскресения, а в эти светлые дни Пасхи — источником духовной радости.
Стойте и мужайтесь, храня и оберегая свою православную душу, не давайте врагу нашего спасения сеять в ней уныние и смущение, падать под тяжестью несомого жизненного креста. Не ропщите на Господа. Помните, как помнили наши предки в годину искушений, что в мрачную темницу жизни пришел Воскресший из мертвых Христос, дал нам вкусить «нового пития» Своей любви, осветил нас Светом Своей наземной радости. Нам ли теперь в скорбях не дорожить этой радостью, не беречь ее паче жизни своей, как драгоценную жемчужину, ради которой лишился всего имения мудрый купец.
Не теряйте Христа! Пережив хоть раз сердцем всю правду Его обетований, неужели мы уйдем от Него и потерям Его, как уже многое другое нашему сердцу потеряли? Услышав сегодня слово: «Радуйтесь! воистину воста Господь!» Неужели мы только на сегодняшний день и останемся христианами, а завтра падем духом, искушая своим роптанием Промысл Божий в нашей жизни? Нет! Будем помнить слова апостола: «Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живым же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. VI, 9-11». Итак, если мы сознаем себя православными людьми, то мы обязаны жить для Бога, прежде всего, жить верой своей православной, ее заветами освещать путь жизни. Если же у тебя нет этого сознания, то, значит, живешь ты не по настоящему, встречаешь Воскресшего с недостаточно ясной верой, без надежды на грядущее счастье Родины и с слишком слабой любовью к своему спасению. Отсюда и причина нашего четверть векового угнетения и падения. Потеряв освященный веками путь наших предков, светлый путь веры православной, являемся мы сейчас «посмешищем всего мира», влача свое существование в слезах, безрадостных трудах и горе. Как нельзя ярче, история этих лет раскрыла перед нами ту правду, что русский народ, повернув на ложную дорогу заимствований нехристианских, чуждых ему правил жизни, отклонившись от Православия, начал распадаться в общем укладе своего жизненного строя и с логической последовательностью развил чуждые русской душе начала быта материалистического, выработал тип русского безбожника, породив далее безобразнейший мятеж против Родины, против христианства; мятеж, ужасающий и теперь всю вселенную. Сейчас перед нами задача: найти самих себя, воскресить душу свою, найти национальные ценности. Все это, несомненно, возможно, но при условии безоговорочного включения в борьбу против зла большевизма, готового поглотить нашу неокрепшую в борьбе душу, отяжелевшую в безплодной погоне за миражем счастья. Не щадя своих сил, перенося с твердостью временную разлуку с близкими, ты должен стать в ряды тех, кто ведет борьбу с поработителями нашей Родины — большевизмом, кто жаждет воскресения Отчизны, обновления личной жизни. Если ты — русский, то для тебя будет понятна ценность и важность этого подвига. Если ты — православный, то ты поймешь, что без духовного твоего воскресения и возрождения бесплодны будут все твои труды. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий». А чтобы не напрасны были труды, а благословенны, вспомним слова апостола: настало время, когда нам «следует очистить свою совесть от дел смерти, чтобы служить живому Богу». (Евр. 9, 14).
Да будут далеки от нас несогласия, злоба, ревность и преступные намерения. Пусть во всем царствует первая из добродетелей православного русского человека — всеобъемлющая любовь! В нашей ночи уже засияла утренная звезда надежды, но скоро «нощи прешедшей, возсияет день». Воскрес Христос и жизнь жительствует! Тогда все потрудившееся в первый и последний час внидут в радость Воскресшего, в радость Церкви Православной и нашей обновленной, любимой Родины.
Русская православная женщина! Твоя душа умела мужественно переносить все скорби на голгофе личных и общественных страданий. Ты являлась и основоположницей нашего исконного национального воспитания. Вникни в состояние души же мироносиц, и тодга удостоишься ясно узреть своего Учителя и Спасителя. «Еще сущей тьме» идут вернии ученицы ко гробу поруганного и зверски казненного Учителя. Несут они земную любовь: «ароматы, яже уготоваша» (Лук. XXIV, I), и, что еще дороже — слезы благоговенной любви. Не смутили их страдания божественного Учителя, не поколебалась твердость их сердца от позора Его смерти и от насмешек бездушной толпы над ними. И что же встретило сих жен у гроба? Вместо воинов — Ангелы, вместо пещерной тьмы — невещественный свет Воскресения, вместо, надгробных рыданий—«радуйтеся!» Шедшие в скорби земной, но с твердым упованием духа веры, возвратились они благовестницами радости воскресения и первые научили величайшей истине «новой жизни» тех, кому надлежало научить все языки (Мт. XXVIII, 19). Сохраняешь ли ты и теперь, русская женщина, в дни скорби и тесноты, в дни новых поруганий над Христом и Его законом твердость своей любви к Нему? Поддерживала ли ты свет Христова мира, и Его начала новой жизни в своей семье, в детях и близких тебе людях, когда тебя четверть века учили безбожию? Если поступаешь и поступала так, то близка тебе радость воскресения. Знаю, что, несмотря на всю тяжесть жизненных условий, ты, пройдя скорбный путь позора и обид вернешься благовестницей воскресшей Родины. Напряги же все свои силы в борьбе со врагом христианства и Родины. Ты первая должна стать в ряды тех, кто защищает правду жизни, — Правду, которая служила основой твоего семейного счастья и народного величия. Если же искусила тебя жизнь, пала ты под тяжестью переносимого креста, — бодро встань, пойди на гроб Христа, неся ароматы твоих добрых дел, раствори их слезами любви и тогда радость воскресения озарит твою измученную душу, ты ощутишь начала истинной жизни и приобщишься общей радости обновления.
Слово мое и к вам, пастыри Литвы, Латвии и Эстонии. На вас история возложила особые обязанности, когда все мы не можем пройти мимо лежащего в ранах (Лук. 10—31). Все силы на помощь душе православной, душе русского человека! Не забывайте, что вы — служители Христовы, провозвестники Воскресения и проповедники Его любви. Вы должны во всем давать пример добрых дел, — в учении, в сохранении Истины православия, в соблюдении заветов Отцов и учителей, произнося только слова святой любви, дабы наши противники боялись сказать о нас что либо дурное. Старайтесь кротким и дружеским обращением приобрести доверие заблудшего, объяснить ему обязанности, обращать его внимание на погрешности, предостерегать, увещевать или угрожать ему. Стремитесь сами к совершенству в любви, зная, что человеколюбие и милосердно, но близок и суд для не подвизавшихся подвигом добрым (2-ое Тим. 4, 7-8).
Все же мы, православные, в «Сей нареченный и Святый День» радостью обымем друг друга, прощая все во имя Воскресшего. Воскрес Христос, и остался поруган и бессилен отец лжи, исконный человекоубийца — диавол (1оан. 8, 44). Жизнь победила, смерть и зло приведены к ничтожеству и пустоте, ибо воистину возста Господь, начаток умершим бысть.
Пасхальное слово
свят.Иоанна Златоуста
Кто благочестив и боголюбив, да насладится ныне сим святым и светлым торжеством! (Лук. 14, 17). Кто раб благоразумный, да внидет с радостью в радость Господа своего (Мф. 25, 21). Кто потрудился среди поста, да приимет ныне динарий (Мф. 20, 13). Кто работал с первого часа, пусть получит всю должную плату! Кто пришел и после шестого часа, пусть не беспокоится; ибо ничего не лишится. Если бы ты замедлил и до девятого часа, то приступи без всякого опасения. Когда бы даже иной успел придти только в одинадцатый час, то и такой да не страшится своего замедления. Ибо домовладыка наш любочестив и щедр; приемлет и последнего как первого, успокаивает пришедшего в одинадцатый час так-же, как трудившегося с первого часа. Он и о первом печется; и о последнем милосердствует, и тому дает, и сему дарует; о делах радуется, но и намерения с любовью приемлет; действию воздает всю должную часть, но и доброе расположение хвалит. — Итак все, внидите в радость Господа Нашего! Первые и последние получите награду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным! Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйтесь на бедность, ибо для всех настало Царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба воссияло прощение. Никто не страшись смерти: ибо от нея освободила всех нас смерть нашего Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад и огорчил того, который коснулся Его плоти. Давно предузнав сие, Исайя воскликнул: ад огорчился, сретив Тебя в преисподних своих (Исайя 14, 9). Огорчился он: ибо опустошен. Огорчился, ибо посрамлен. Огорчился: ибо умерщвлен. Огорчился: поелику весь сокрушен. Огорчился: поелику связан весь. Взял плоть, а нашел в ней Бога. Взял землю, а нашел в ней Бога. Взял землю, а нашел в ней небо! Взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал! — Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (I кор. 15, 55). Христос воскрес: и — ты низложился! Христос воскрес: и — пали демоны! Христос воскрес: и — радуются Ангелы! Христос воскрес: и — водворяется жизнь! Воскрес Христос: и — нет ни одного мертвого во гробе! Ибо Христос воскресший из мертвых, начаток умерших бысть (I Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Светозарная ночь
Тихо гаснет вечерняя заря великой субботы, этого торжественного своим безмолвием дня мирового покоя. «Царь царствующих и Господь господствующих» «спит» (Бпифаний Кипрский). Творец и Царь мира, — снятый с голгофского креста, на котором была пролита Его бесценная кровь за спасение всего мира и всякой души, «унесенный в цветущий сад, осыпанный ароматами, укутанный плащаницей, облитый слезами друзей, обвитый их погребальными молитвами и песнями исходными» — покоится плотски во гробе, заваленном камнем и охраняемом кустодией, но, как Бог, «в аде душою, в раи с разбойником, и на престоле со Отцем и Духом».
В полумраке храма перед образом гроба - плащаницей, украшенной цветами и ярко освященной тысячами свечей, начинается чтение книги Деяний Апостолов. Собравшиеся задолго до полуночи, по примеру древних христиан, верующие переносятся в первохристианскую эпоху, когда Воскресший Господь в продолжение сорока дней являлся верующим, когда после Его с горы Масличной Вознесения обильно полились на слабое еще человечество потоки божественной благодати. «Самовидцы Спасовы», апостолы, сперва робкие и боязливые, после сошествия Святого Духа стали неутомимыми, смелыми, безбоязненными проповедниками Воплотившегося и Воскресшего Слова, и, подобно молнии пронеслось по вселенной их огненное слово. Зажигались души, одна от другой, как свеча от свечи, радостною вестью о спасении и победе над злом мира и смертию, и ярко светили во мраке язычества. Никакие скорби, лишения, гонения, мучения и даже смерть не могли погасить этого пламени живой веры в Господа. Радостию Его Воскресения жило первохристианство. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», пишет корифинской общине великий апостол языков, «паче других потрудившийся». Но «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», и перед верой скромных галилеян склонился одряхлевший духом великий языческий мир. Церковь процветает уже в самом сердце его, в седмихолмном Риме, и апостол языков имеет здесь великий успех. Дочитывается последняя страница Книги Деяний, и начинается полунощница, исключительная в церковном году. Еще полночь, еще не алеет утренняя заря, но в сердцах верующих уже загорается заря Невечернего Дня. Св.Церковь еще раз предлагает канон дня великого покоя, но уже иначе звучат слова этого дивного творения. Субботний покой позади; чувствуется приближение великого момента, и он с нетерпением ожидается. При пении ирмоса 9 песни «Не радый Мене, Мати» священнослужители поднимают плащаницу и относят ее через отверстые Царские врата в алтарь. Полунощница заканчивается. Храм ярко освещен и, по уставу, наполняется благоуханием фимиана — образом обилия благодати Божией. Молчание...
Наступила великая радость на небе. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах» доносится из алтаря радостное пение священнослужителей. «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Отверзаются Царские врата и не затворяются до Светлой субботы в знак того, что воскресением Христовым отверзт вход на небо и рай. Из храма северными дверями выходит крестный ход и обходит его при ликующем пении «Воскресение Твое...» и под торжественный звон колоколов, знаменующий победу над адом и смертию. Верующие идут навстречу Восходящему солнцу. Крестный ход останавливается перед затворенными дверями храма. Смолкает звон и пение. Молчание. Верующие же «вси стоят держаще свечи своя, со вниманием молящеся в себе и благодаряще нас ради Пострадавшего и Воскресшего Христа Бога нашего». И в тиши ночи под звездным небом раздается: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Священнослужители велегласно поют неизреченно радостное славословие «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровав». Солнце-Христос взошло и лучами Своего Воскресения попалило смерть и осияло вселенную. Тропарь многократно повторяется со «сладкопением»; при последнем пении предстоятеля «вышним гласом» «Христос Воскресе» отверзаются двери, и крестный ход в ликовании входит в храм. Крестом и Воскресением открыт вход в Царство Небесное. Все это наполняет душу радостью неизреченного, и в ответ на приветствие «Христос Воскресе» несется из глубины души ликующее «Воистину Воскресе». Великая ектения. В эту ночь, когда празднуется «смерти умерщвление», с каким то особенным умиротворенным чувством возносятся прошения. Чувствуется вселенскость Церкви, в которой нет граней пространственных, временных, национальных. Внидите вси в радость Господа своего». Святая Церковь предлагает обильную духовную трапезу всем, в разных концах мира, на разных языках. И эта духовная трапеза начинается каноном златословесного Иоанна Дамаскина: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небесем Христос нас приведе, победную поюще». Канон проникнут наземной, неизреченной радостью. «Христос бо воста: веселие вечное». В ликовании соединяются небо и земля, невидимый мир ангельский и торжествующая небесная Церковь и человеческий род, Церковь земная, воинствующая среди зла мира. Смерть побеждена: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечные, содержащия связанная, Христе». Эту же победу прославляет «свирель церковная» преп.Роман в кондаке, поемом после 6 песни: «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый «радуйтеся» и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение».
«Исходящу Христу из гроба» Св.Церковь приносит пение вместо мира святых жен, шедших пред зарею ко гробу помазать Христово тело, принести единственное, что могла их горячая любовь к Нему.
«К Тебе, о Солнце прежде солнца, в день он зашедшее во гроб, спешили девы пред зарей, Тебя ища, как утро дня. И друг ко другу говорили: «Пойдем, подруги, благовонием помажем Тело Живоносца. Он погребен, но Плоть его, теперь лежащая во гробе, восставит падшего Адама... О, поспешим же, как волхвы, Ему поклонимся, и миро Ему, как дар, мы принесем, повитому не пеленами, но плащаницею. И плача, возопием: «Восстань, Владыка — и падшим даруй воскресение» (Икос) Святая Церковь призывает чад своих, видевших Воскресение Христово, Ему поклониться. «Се бо прииде крестом радость всему миру». «Поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Церковь снова воспевает «смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало и играюще поет Виновного», Облачившего смертное в благолепие нетления. Церковь приглашает чад своих в эту «священную, всепразднственную и светозарную ночь» «приобщиться божественному веселию», которое достигает высочайшего напряжения при пении 9-ой песни «Ликуй ныне и веселися Сионе», «Веселитеся людие», «Всякая тварь веселится и радуется, яко Христос Воскресе» и с нами «неложно обещался быти, до скончания века». И, имея «утверждение надежды» в этом «божественном, любезном, сладчайшем гласе» Спасителя, радуемся. В этот момент высшего духовного напряжения, сознавая всем существом, что эта «светозарная ночь» является лишь предварением будущего невечернего Дня, душа обращается ко Христу-Пасхе (I Кор. V, 8) с молитвою: О, Пасха великая и священейшая Христе, о Мудросте и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!»
Прославляется и Пресвятая Богородица «добрая и непорочная в женах и красная», которой, по преданию Церковному, ранее всех явился Господь Иисус по Воскресении. Еще раз славится вечная победа в экзапостиларии «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскрес еси: Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение!»
Стихиры «на хвалитех» постелено становятся все более радостными и ликующими. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вновь», «ибо из гроба днесь, яко от чертога, воссия Христос». И эта радость соединяет весь мир в единую братскую семью. «Христос Воскресе!»
В потоках радости тонут все скорби, печали, настроения, недоразумения, злые чувства. «Друг друга объимем и ненавидящим нас простим вся воскресением». И под несмолкаемое пение «Христос Воскресе» начинается глубоко-умилительный обряд христосования пред лицом Воскресшего Господа. Любызают Св.Крест, Св.Евангилие, св.иконы. Верующие, живущие на земле, христосуются со святыми. Преграды между небом и землей нет. Небо сошло на землю, и земное поднято на небо. Лобызаются верующие между собою, выражая радость и братскую любовь. Словами «Христос Воскресе» подражают ангелу (Мр. 16, 1—16), а «Воистину Воскресе» и ученикам Господа (Лук. 24, 34). Христосуются и с умершими для земли, но живыми во Христе, Победителе смерти.
Всем известен прекрасный обычай при христосовании вне храма давать друг другу яйца, окрашенные обыкновенно в красный цвет. Существует трогательное предание, что святая мироносица Мария-Магдалина после Вознесения Господа, проповедуя о Воскресшем в столице Римской империи, пришла к императору Тиверию и дала ему красное яйцо со словами пасхального приветствия «Христос Воскресе». Святая мироносица поведала повелителю вселенной, обоготворяемому гражданами Рима, что на далекой окраине его могущественной империи явился Бог во плоти, Победитель смерти. Яйцо, которым обмениваются при христосовании, является символом Воскресения Христова. Яйцо кажется мертвым, но под его скорлупой нарождается жизнь — и Христос, субботствовавший в холодном гробе, воскрес из этого мрачного жилища смерти. Кроме того яйцо, носящее зародыш жизни, который может развиться под влиянием теплоты, побуждает нас к духовному развитию и совершенствованию, которое достигается при помощи согревающей и освящающей благодати Божией. Красный же цвет напоминает нам о той крови, которая пролилась за нас на Кресте, путь от которого идет к Воскресению.
Кончилось христосование; умолкли слова пасхального гимна, и вселенная оглашается словом «златоустого Иоанна». Великий вселенский вития от имени Господа призывает всех насладится «доброго и светлого торжества», всех, постившихся и непостившихся, пришедших в первый час и в одиннадцатый, богатых и убогих. «Войдите все в радость Господа». «Ликуйте друг с другом», «наслаждайтесь пиром веры». Ибо ад пленен, смерть побеждена». Воскресе Христос, и жизнь жительствует». И Церковь в духовном восторге тропарем прославляет великого Златоуста.
Ектения и утреня заканчивается. Сразу же следуют часы. Великая радость о Воскресении не дает места рыданию об убожестве и оплакиванию своих грехов — «Воссияло Прощение из гроба». Не слышно обычно читаемых псалмов: они заменяются пением пасхальных гимнов. Прославляются и победа над смертию, и жены мироносницы, и живоносный «рая краснейший и светлейший всякого царского чертога, гроб Спасов, источник нашего воскресения». И последнее приветствие «радуйся» верующая душа посылает «Всевышнего освященному божественному селению» Богородице, «Ей (через Нее) бо дается радость и нам». Пропеты часы, и благословением «Царства Отца и Сына и Святого Духа» начинается литургия, литургия радостная, светоносная. Один из главных моментов ее — чтение Евангелия Тайнозрительного Орла о вечном бытии Слова, о Его воплощении. Только вечное Слово могло победить смерть и грех и для этого Оно и воплотилось. Евангелие особо торжественно под колокольный звон читается на многих языках, чтобы подчеркнуть вселенскость Церкви, в которой нет «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). И снова после переложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову радостно звучат пасхальные песнопения: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся». «Святися, святися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия, ликуй ныне и веселися Сионе; Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о восстании Рождества Твоего».
Литургия кончается; загорается утренняя заря. И радостный трезвон возвещает еще раз вселенной о великой радости светозарной ночи Воскресения, «Христос бо восстав от мертвых, начаток усопшим быеть». — Тому слава и держава во веки веков, аминь.
|