ЗАГРОБНЫЙ МИР И МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ
«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим: Подай, Господи!» (Просит. ектения).
Часть 1.
Сущность православного вероучения выражена в кратких и точных словах Никео-Цареградского символа веры. Последний пункт (член) этого символа гласит: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Этими словами определяется все христианское миропонимание.
Прообраз воскресения мертвых и жизни будущего века начертан Богом в природе. После зимнего омертвения природы весна выводит из земли живые ростки, наливает их соками жизни и одевает разноцветной одеждой воскресения. Смерть природы побеждается животворными лучами солнца. Могильная печаль зимы переходит в ликующую радость весны. Постоянно совершающееся пред нами таинство воскресения природы снимает пред взором наших духовных очей пелену тайны Воскресения Христова, которое было победой над смертью в самой смерти, вечной жизнью, воссиявшей из смерти.
В факте Воскресения Христова заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства, ибо Воскресение Христа дало нам «смерти умерщвление, адово разрушение, начало иного, вечного жития» (тропарь канона Пасхи). Грядущее «иное, вечное житие», вопреки предрассудкам противников христианства, не лишает временную земную жизнь ее ценностей. «Я пришел - говорит Спаситель - для того, чтобы имели жизнь, и имели (жизнь) с избытком» (Иоан. 10, 10). «Жизнь» - это основанное Христом на земле Царство Божие, царство людей, соединенных верою в Него и любовью к ближним, ибо все люди братья, все чада Божии. Земная жизнь не ограничивается узким кругом времени, но простирается за пределы времени, претворяясь в Царство небесное, образуя «жизнь с избытком» - жизнь новую, бессмертную, вечную. Жизнь вечная, как проявление высшей цели бытия, не исключает и не умаляет значения низшей - земной, временной, но определяет ее настоящее место в отношении к высшей, дает ей соответствующую оценку, делает ее, так сказать, базой отправления в желаемое и ожидаемое нами грядущее царство вечности. При такой оценке вещей смерть, постоянно поглощающая быстротекущую жизнь нашу, перестает быть тем, чем она есть. Смерть, по учению Церкви, это отделение души от тела, высвобождение ее от уз тела, «исход» (Лк. 9, 31) или «отшествие» (2 Тим. 4, 6) из временного несовершенного своего жилища (тела) и переселение в другой, вечный и совершенный мир. В загробном мире душа сохраняет свое полное личное самосознание, отдает себе ясный отчет пред собственной совестью и Судом Божиим. Она находится в определившемся в период земной жизни духовно-нравственном состоянии добра или зла, света или тьмы. За порогом смерти рассеивается греховный обман и открывается истина, сотрясающая душу.
Такое состояние души уже само по себе предопределяет ее загробную участь, которая вытекает или из самооправдания или из самоосуждения пред лицом правды Божией. В святоотеческой литературе такое душевное самоопределение своей собственной судьбы обычно носит название частного суда Божия. Он имеет предварительный, временный и условный характер в отличие от всеобщего и окончательного суда Божия, который последует при кончине мира, когда воскресший человек будет судим в совокупности с душою и телом (2 Кор. 5, 10). Частный суд над душой, по мнению и высказываниям многих отцов и учителей Церкви, предваряется ее испытанием на так наз. мытарствах, представляющих собой в некотором роде таможенные заставы, на которых в полной мере обнажается нравственная сущность души, после чего и определяется ее местопребывание в загробном мире. Однако все эти чувственные земные образы не могут с достаточностью раскрыть глубину тайны, скрывающей от нас истинную сущность небесных вещей и не дают достаточных представлений о действительной судьбе души после частного суда. Об этом православное учение высказывается с разумной осторожностью.
Загробный мир, по учению Православной Церкви, имеет две стороны: состояние блаженства и состояние страдания. «Души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби, впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание вост. патр. о правосл. вере, чл. 18).
Католическое учение о чистилище, как о специальном промежуточном месте между адом и раем для душ средне-нравственного состояния, Православная Церковь не признает и отвергает, ибо не находит достаточных догматических оснований, которые допускали бы возможность существования третьего места этого рода. Тем не менее, Православие не отрицает возможность состояния очищения души, т.е. возможность освободиться душе от мук ада и перейти от состояния осуждения в состояние оправдания. Таким средством улучшения состояния душ грешников и освобождения их из места скорби и ада являются молитвы за умерших, которые возносятся как во время Евхаристической жертвы во время Божественной Литургии, так и вне литургии. Стена, разделяющая мир умерших и мир живых, не является преградой для любви и силы молитвы. Это аксиома православного церковного сознания. Для тех, кто покинул этот мир в единении с Церковью, она не знает границ действенности своих молттв и глубоко верит в их спасительную силу. Сила молитв церкви за умерших не только низводит на них благодать милосердия Божия, но и имеет прямое воздействие на них, пробуждая их душевные силы и способность быть достойными прощения.
Православная Церковь не имеет определения о судьбах в загробном мире нехристиан, тех, кто ей не принадлежит или кто удалился от нее, а также и тех младенцев, которые, не увидя света Божия, подверглись насильственной или естественной смерти в материнских утробах... Она всех их вверяет произволению Божественного милосердия, ибо сказано, что Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо Един Бог, Един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 4-6).
Загробный мир с его судьбами является для нас сферой сокровенных тайн. Богомудрое око Церкви проникает в эту сферу только «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно... отчасти» (1 Кор. 13, 12). Наш Творец и Создатель, «глубиною мудрости человеколюбно все устрояющий и всем дарующий полезное» (тропарь паних.), промыслительно скрыл для нашего познания загробный мир очевидно для того, чтобы наши ум и сердце были бы постоянно устремлены в небо, чтобы мы всегда бодрственно болезновали бы за судьбы наших усопших, проявляя свою любовь к ним в молитвах к Богу о Его милосердии к ним. Эта тайна всецело раскрывается пред нами и станет для нас очевидной только во второе пришествие Христово, которое будет и окончательным, завершительным делом Его домостроительства в отношении дальнейших судеб мира и человечества.
Второе пришествие Христово, по изображению божественного Откровения, будет славным и величественным, ибо Христос придет как Владыка неба и земли «во славе Отца Своего» (Мф. 16, 27), «с силою и славою многою» (Мф. 24, 30). Но при своей торжественности и величественности, оно будет необычайно грозным и страшным (Мф. 24, 30), ибо Сын Человеческий именно для того и придет, чтобы сотворить Свой праведный и окончательный Суд над миром и человечеством (Деян. 17, 31). Одновременно с Его пришествием произойдет «во мгновение ока» воскресение мертвых и, тождественное по существу и действию с воскресением, изменение живых (1 Кор. 15, 51-52). Вместе с воскресением мертвых и изменением живых произойдет преображение и всего мира, который проявится как «новое небо и новая земля» (Откр. 21, 1). На Суд Христов предстанут не только люди, но и злые ангелы, которые «соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд., ст.6). Там вполне определится и уяснится как степень твердости и постоянства в добре одних, так и степень нераскаянности и упорства во зле других (Римл. 2, 5-8): будет «освещено скрытое во мраке и обнаружатся сердечные намерения» (1 Кор. 4, 5). Каждый припомнит всю свою жизнь и даст ей справедливую оценку; каждый явится на суд с полным сознанием и своих заслуг и своей вины. На суде все отобразится, как в зеркале. В результате суда все человечество будет разделено на «овец и козлищ» (Мф. 25, 32-46) и соответственно этому ему будут определены две судьбы: или вечная награда, или вечное наказание. Те, кто заслужил проклятие Божие, пойдут в ад, в место ужаснейших терзаний и мучений, которые будут там тем несноснее, что не будут иметь конца и их уже никогда не озарит луч надежды. Спаситель называет ад «огнем вечным, уготованным диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41): «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мкр. 9, 48). Напротив, все праведные «наследуют Царство, уготованное им от создания мира» (Мф. 25, 34), войдут в жилище блаженных, с которым не могут сравниться все счастье и великолепие мира, «ибо чего не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку, то приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
На Суде Христовом будут участвовать ангелы (Мф. 13, 41: 13, 49), апостолы (Мф. 19, 28) и вообще святые (1 Кор. 6, 2). Это участие, понятно, будет выражаться в служении Христу, в выполнении Его воли на Суде, в свидетельстве производимого Им праведного Суда; они будут как бы наглядным укором для подсудимых, их совестью. Но говоря об участии в суде ангелов, апостолов и святых, Священное Писание как бы умышленно умалчивает о Богоматери. Причина этому кроется, очевидно, в особо благоговейном почтении автора Священного Писания к Ее святыне, к Ее божественному смирению и скромности. Логика же разума и сердца подсказывает нам, что для «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» участие на Судище Христовом должно быть непременным, принадлежащим Ей по Божественному праву и справедливости. В чем же будет выражаться Ее участие на Страшном Суде? На этот вопрос православное сознание отвечает языком своей иконографии. На иконах Страшного Суда направо от Спасителя изображается Богородица, Которая просит у Него милосердия во имя Ее материнской Любви, ибо Она Матерь Божия и Матерь всего рода человеческого. Действительно грозный Судия, Который сказал о Себе, что Он «кроткий и смиренный сердцем» (Мф. 2, 29), будет творить страшный Суд Божий правды и истины, и среди подсудимых не окажется такого, кто не заслужил бы осуждения (Псал. 129, 3). Уже все это предполагает необходимость милосердия, и реальным воплощением этого милосердия может быть только Богоматерь.
Мысль о Богородице как орудии милосердия к человеку на страшном Суде достаточно ясно отражена и в святоотеческой литературе и в литургике, Любовь и поклонение Богоматери является душой православного благочестия, его сердцем, согревающим и оживляющим все Тело Церкви. Ее Имя произносится на богослужениях рядом с Именем Христа Спасителя. Молитвы, обращаемые к Ней, - неисчислимы. Она является таинственной лествицей, ведущей измученное грехами человечество на небо: Она - связь между Богом и человеком, - благоволение Божие к людям; Она - воплощение величайшего милосердия и божественной совести. Святитель Димитрий Ростовский в одном из своих поучений говорит так: «...Мы не отчаеваемся в Божиим милосердии, ибо в жизни нашей есть у нас Премилостивая Одигитрия, благая Наставница, Пречистая Дева...» «Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле, ибо стерла главу невидимого змия и попрала адскую силу. Сильна Она и на небе, ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневленный нашими грехами, хочет нас казнить, внезапно карая, Она простирает к Нему умоляющие руки Свои и удерживает Его мстительную десницу, чтобы не погубить грешников с их беззакониями» (Св.Димитрий Ростовский, изд. 7-е, 1848 г., ч.III, стр. 117, 118).
Глубокая вера во всесильное заступничество Богоматери за весь род человеческий пред Ее Сыном и Богом никогда не угаснет в православном сознании, как не может угаснуть в душе человеческой жажда материнской любви, ласки, заботы. Поэтому никогда, ничто и никто не может отнять у нас надежду на наше конечное спасение по предстательству Богородицы, невзирая на наше недостоинство и виновность пред Богом. Эта надежда наша, торжественно провозглашена устами великого апостола языков Павла: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл. 2, 32-33).
|